Буквенное обозначение аккордов

В ЭСТРАДНОЙ И ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКЕ

1) С – маж. 35 = б.3 + м.3

2) Сm – мин. 35 = м.3 + б.3

3) С5+ – ув. 35 = б.3 + б.3

4) С5– (Cdim.) – ум. 35 = м.3 + м.3

5) С6 – маж. 35 с «6» = б.3 + м.3 + б.2

6) Сm6 – мин. 35 с «6» = м.3 + б.3 + б.2

7) С7 – М маж.7 = б.3 + м.3 + м.3

8) С75+ – М маж.7 с «5+» = б.3 + б.3 + ум.3

9) С75– – М маж.7 с «5–» = б.3 + ум.3 + б.3

10) С7sus4 – М маж.7 задержанной «4» = ч.4 + б.2 + м.3

11) С9 – М маж.7 с «9» = б.3 + м.3 + м.3 + б.3

12) С9– – М маж.7 с «9–» = б.3 + м.3 + м.3 + м.3

13) СО – ум.7 = м.3 + м.3 + м.3

14) СØ – полуум.7 = м.3 + м.3 + б.3

15) Сmaj7+) – Б маж.7 = б.3 + м.3 + б.3

16) Сm7 – М мин.7 = м.3 + б.3 + м.3

17) Сm7+ – Б мин.7 = м.3 + б.3 + б.3

18) С7+5+ – ув.7 = б.3 + б.3 + м.3

                                   
                                   
                                   
                                   

С Сm С5+ С5– С6 Сm6 С7 С75+ С75– С7sus4 С9 С9– СО СØ Сmaj Сm7 Сm7+ С7+5+

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите, как обозначаются аккорды в классической и эстрадной музыке.

2. Постройте в нотной тетради и проиграйте на фортепиано в тональностях до 2-х знаков при ключе Д7, II7 и VII7 с обращениями и всеми возможными видами разрешений.

3. Постройте в нотной тетради и проиграйте на фортепиано от нот ре и соль вверх джазовые аккорды.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Постройте от ноты _____ вверх или вниз а) 4 вида трезвучий; б) 7 видов септаккордов (индивидуальные задания по выбору преподавателя):

 
 
 
 
 
 
 
 

2. Постройте в тональности _________________ а) главные трезвучия с обращениями б) побочные трезвучия (индивидуальные задания):

 
 
 
 
 
 
 
 

3. Перепишите мелодию № _____ , определите тональность и подпишите, по звукам каких аккордов движется мелодия (индивидуальные задания):



 
 
 
 

4. Постройте в тональности _________________ все основные септаккорды с обращениями и выполните их разрешение всеми возможными способами:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Постройте джазовые аккорды по карточке, определите и подпишите данные аккорды по классической и джазовой системе (индивидуальные задания):

 
 
 
 

ТРАНСПОЗИЦИЯ

Транспозициейназывается перенос музыкального текста из одной тональности в другую без каких-либо других изменений. Транспозиция широко применяется

- в вокальной практике – в зависимости от диапазона голоса вокалисты исполняют произведение в удобной для них тональности;

- в инструментальной исполнительской практике - при переложении музыкального произведения для другого инструмента, например, скрипичной пьесы для виолончели;

- в формообразовании – перенесение уже прозвучавшей ранее темы произведения в другую тональность в целях тонального развития;

- при чтении партитур с транспонирующими инструментами (т.е. звучащими на какой-либо интервал выше или ниже записанного, напр. кларнет in B, кларнет in A и т.д.).

СПОСОБЫ ТРАНСПОЗИЦИИ:

1) на данный интервал

- определить название новой тональности, отсчитав заданный интервал от исходной,

- подписать ступени в заданном примере в исходной тональности;

- построить звукоряд новой тональности со всеми ключевыми знаками, подписать в ней номера ступеней;

- заменить ноты первой тональности на ноты новой, опираясь на номера ступеней.

2) путем смены ключевых знаков (на хроматический полутон)

- новая тональность будет находиться на расстоянии полутона выше или ниже I ступени тональности данного примера,

- определить название возможной тональности, изменить ключевые знаки,

- ноты должны остаться прежними,

- изменить в соответствии с новой тональностью случайные знаки альтерации.

3) посредством замены ключа

Подбирается такой ключ, в котором тоника пишется там же на нотном стане, где и тоника оригинала. Порядок действий такой же, как и в предыдущем способе. Применяется редко.

ПРИМЕР:

оригинал

 
 
 
 

1) на м.3 вниз

 
 
 
 

2) на хроматический полутон

 
 
 
 

3) смена ключа

 
 
 
 

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Все мажорные и минорные тональности образуют группы родственных в гармоническом отношении тональностей. Начальная тональность музыкального произведения называется главной, а все подчиненные ей тональности, появляющиеся в процессе развития музыки – побочными.

Тональностями диатонического родства (или I степени родства) являются те тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данного натурального или гармонического мажора или минора.

Любая тональность имеет 6 диатонически родственных тональностей:

буквенное обозначение аккордов - student2.ru для мажора для минора

- параллельная тональность (moll) - параллельная тональность (dur)

- тональность S и ее параллель (dur, moll) - тональность s и ее параллель (moll, dur)

- тональность D и ее параллель (dur, moll) - тональность d и ее параллель (moll, dur)

- тональность минорной s (moll) - тональность мажорной D (dur)

   
   
   
   

C – dur a – moll

на II ступени - минор на III ступени – минор на IV ступени - мажор, минор на V ступени – мажор на VI ступени – минор на III ступени - мажор на IV ступени - минор на V ступени - минор, мажор на VI ступени - мажор на VII ступени - мажор

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Наши рекомендации