Тезисное изложение содержания дисциплины

Тема 1. Исторические основы современной системы образования Российской Федерации.Понятийный аппарат системы образования. Право на образование. Основные исторические этапы формирования системы образования. Исторические личности, внесшие вклад в развитие системы образования. История возникновения законодательных актов в сфере образования. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (Екатерина II, 1764 г.). «Предварительные правила народного просвещения» (Александр 1, 1803 год). О реформе средней школы (1917). Об укреплении связи школы с жизнью (1958). О мерах по развитию общеобразовательной школы (1966). О всеобщем среднем образовании (1972). Основы законодательства о народном образовании (1973). Закон о народном образовании (1974-1987). Действующее законодательство Российской Федерации об образовании: Конституция России, Закон «об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании». Виды и содержание действующих законодательных актов.

Тема 2. Общие принципы функционирования современной системы образования в Российской Федерации.Органы и принципы управления образованием. Формы получения образования.Уровни образования. Степени, квалификации. Виды образовательных программ. Виды учебных заведений. Принципы классификации в системе образования. Понятия: «специальность», «специализация», «учебный план», «перечень», «номенклатура», «направление подготовки».

Тема 3. Общие принципы управления отраслью культуры в Российской Федерации. История формирования Министерства культуры и его функционала. Особенности управления культурой. Специфика образования в области искусства и культуры. Виды программ, учебных заведений. «Концепция художественного образования в Российской Федерации», «Концепция развития образования в области культуры и искусства», «Закон о культуре».

Тема 4. Двухуровневая система высшего образования – ее идеология, история. Болонская декларация: содержание, основные положения. Понятия бакалавриат и магистратура. Основные характеристики. Компетентностный подход. Трудоемкость и принципы ее учета. Кредитно-модульная структура подготовки. Бально-рейтинговая система.

Тема 5. Государственный образовательный стандарт. Понятие «Стандарт». Правовые основы стандартизации в России. Цели стандартизации. Структура государственного образовательного стандарта.

Тема 6. Система хореографического образования. Нетиповые особенности образования в искусстве. Термины: «балет», «танец», «хореография». Исторические и теоретические предпосылки возникновения педагогики хореографии. Уровни эволюции ценностного статуса танца в хореографическом искусстве. История формирования подготовки артистов балета в России. Этапы развития системы балетного образования. Нетиповые особенности балетного образования.

Тема 7. Организационная структура высшего и среднего образования в сфере хореографии.ФГОС в сфере хореографии: методология, идеология, структура. Виды образовательных программ, учебных заведений в сфере хореографии на современном этапе. Понятия программа, учебное пособие, дидактическая единица, основная образовательная программа.

Тематика практических занятий

Тема 1. Исторические основы современной системы образования Российской Федерации

Анализ документов: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (Екатерина II, 1764 г.). «Предварительные правила народного просвещения» (Александр 1, 1803 год).

Тема 2. Общие принципы функционирования современной системы образования в Российской Федерации.

Анализ Закона РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».

Тема 3. Общие принципы управления отраслью культуры в Российской Федерации.

Анализ современного законодательства в сфере искусства и культуры.

Тема 4. Двухуровневая система высшего образования – ее идеология, история.

Анализ Болонской декларации и документов Болонского процесса.

Тема 5. Государственный образовательный стандарт.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта 071200 Хореографическое искусство и составление на его основе учебного плана.

Тема 6. Система хореографического образования.

Анализ проблемы нетипового образования в балете.

Тема 7. Организационная структура высшего и среднего образования в сфере хореографии.

Анализ диссертационных исследований в сфере хореографии за последние 20 лет.

Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов.

Выполнение студентами самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов учебным планом не предусмотрено.

Вопросы для промежуточного и итогового контроля

1. Перечислить основные исторические этапы формирования системы образования в России;

2. Охарактеризовать проанализировать основные этапы становления права на образование;

3. Указать основные законодательные и нормативные акты в сфере образования.

4. Привести примеры схем периодизации истории образования.

5. Дать краткую характеристику одного из этапов истории образования.

6. Охарактеризовать основные полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования.

7. Дать характеристику видам образовательных программ, формам получения образования, принципам классификации в системе образования.

8. Охарактеризовать процедуры лицензирования и аккредитации в системе образования.

9. Дать определение следующим понятиям: «образование», «специалист», «бакалавр», «магистр», направление подготовки», «учебный план».

10. Назвать основные принципы управления отраслью культуры в Российской Федерации.

11. Дать характеристику основных этапов формирования органов управления культурой.

12. Назвать основные функции Дирекции императорских театров.

13. Назвать основные нормативные акты прошлого, касающиеся регулирования театрального дела.

14. Охарактеризовать основные виды программ, учебных заведений в сфере культуры.

15. Охарактеризовать действующие нормативные акты в сфере культуры.

16. Указать основные положения Болонской декларации.

17. Дать характеристику понятиям «бакалавриат» и «магистратура».

18. Определить причины вхождения России в Болонский процесс.

19. Охарактеризовать образовательные технологии, используемые в двухуровневой системе образования.

20. Указать причины возникновения стандартизации в образовании России.

21. Дать характеристику понятию «стандарт».

22. Выявить основные части государственного образовательного стандарта.

23. Укажите правовые основы стандартизации в России.

24. Указать основные нетиповые особенности образования в искусстве в целом и в хореографии в частности.

25. Раскрыть причины возникновения нетиповых черт образования в искусстве.

26. Назвать основные этапы истории балетного образования.

27. Охарактеризовать современное состояние балетного образования.

28. Дать определение понятиям «балет», «танец», «хореографическое искусство».

29. Охарактеризовать основные тенденции в развитии системы хореографического образования.

30. Дать характеристику ФГОС в сфере хореографии.

31. Дать определение понятиям «программа», «учебное пособие», «основная образовательная программа».

Наши рекомендации