Тема № 6. Особенности развития европейской культуры XIX столетия
6.1. Романтизм в художественной культуре XIX века.
6.2. Реализм, его роль в культуре XIX века.
6.3. Поиски стиля в культуре конца XIX – начала XX века (импрессионизм, символизм и др.).
В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. В своей основе культура XIX ст. базируется на тех же мировоззренческих основаниях, что и культура Нового времени. Это –рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризми др.
Три важнейшие события: промышленный переворот в Англии, война за независимость североамериканских колоний, Великая французская революция – образуют нижнюю границу XIX ст., перемещая ее в XVIII век. Верхняя граница, его выход в XX век – лето 1914 г., тоже не совпадает с хронологическими рамками.
Три фактора сделали возможным создание особого культурного лица XIX века: демократия, экспериментальная наука и индустриализация (второй и третий можно объединить под одним словом техника). Ни один из этих факторов не был созданием века, но именно XIX ст. провело их в жизнь, полностью изменив жизнь общества во всех ее сферах: экономике, политике, в социальной сфере, в искусстве, и , что важно, в сфере морали.
XIX век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Характерной чертой искусства XIX ст. является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты – видовой, родовой, жанровой. Одно значительное художественно стилевое направление сменяло другое, отражая стремительность эпохи. На смену рационализма Просвещения пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма – идейно-художественного направления в европейской культуре начала XIX века, связанного с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого характера, последнего крупного целостного культурного образования.
В развитии культуры XIX века можно выделить основные направления:
– романтизм;
– реализм;
– натурализм;
– декаданс;
– импрессионизм;
– постимпрессионизм;
– символизм.
Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений, вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.
Слово «романтизм» значительно старше того течения в культуре, которое было обозначено на рубеже XVIII и XIX веков. Употреблялось оно и употребляется и после того, как это течение прекратило свое существование. И в XIX и в XX веке «романтизмом», «романтикой» и «романтичным» называли приблизительно одно и тоже. Под ним имеется ввиду нечто возвышенное, мечтательное, устремление к смутному, таинственному, фантастическому, идеальному – мало достижимому. Романтик – человек, чуждый быту и житейским делам, он пренебрегает всем обыденным и прозаическим. Такое понимание романтизма имеет под собой основание. Романтизм предполагает, что в душе европейского человека имеет место два начала – классическое и романтическое. Классицизм лаконичен и ясен, он выражает собой ставшее, расчлененное и устойчивое, ориентирован на канон. Классицизм нормативен, иерархичен, рассудочен, холодноват…
В противовес классицизму, романтизм дисгармоничен, туманен. Романтизм знать не знает канонов и норм. Ему близка интуитивность, взволнованность, для него возможен энтузиазм, но не спокойная самотождественность. В таком смысле романтичны, кроме самого романтизма, и готика, и барокко, и сентиментализм. Романтизм состоялся в промежутке между самым концом XVIII века и первым десятилетием XIX века. Романтизм сменил собой Просвещение и по сути был реакцией на нее. Родиной романтизма можно считать Германию. Сам же термин «романтизм» впервые был применен относительно живописи рано умершего французского художника Теодора Жерико.
Специфической для романтического искусства является проблема «двоемирия», т.е. сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность, «проза жизни» с ее утилитарностью и бездуховностью расценивается как не заслуживающая внимания человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, – сущностная сторона романтизма.
Отвергая современную ему действительность, как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествие во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:
– уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре); романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, в полотнах Делакруа). В случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера);
– второе направление ухода от действительности – переход в иное время. Не находя опоры в настоящем романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, образ жизни (романы Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Ж. Санд); конструирует предполагаемое будущее, свободно манипулирует временным потоком;
– третье направление отказа от мерзкой, ничтожной действительности –уход в собственный внутренний мир. Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа).
Сказанное подводит к выделению двух важнейших идеальных комплексов романтизма. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм».
Обращаясь к национальным истокам не искаженного социумом природного бытия, знакомясь с жизнью других народов, романтики обнаруживают ее бурную динамику, неповторимость, несводимость к общим законам. Это не препятствовало постижению своего времени, но и открывало путь к мистификации и мифологизации исторического процесса. Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме.
Поскольку разум доказал с точки зрения романтиков свою неспособность предвидеть ход истории, ее зигзаги, единственно возможным источником познания остается голос сердца, интуиции. И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения, как «индивидуалистический субъективизм», – черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире. Как заметил В. Вейдле, «романтизм есть одиночество, все равно бунтующее или примеренное».
В музыке термин «романтический» свободно применяется к большинству композиторов XIX века, хотя в основном ассоциируется с программной музыкой, такой как «Фантастическая симфония» Берлиоза, песенный цикл Шуберта и опера, достигшая своего высшего расцвета в творчестве Вагнера, Верди, Глинки. Музыка занимала важнейшее место в духовной жизни XIX века. Активная деятельность блестящей плеяды композиторов, исполнителей, критиков способствовала бурному расцвету концертной и музыкально-театральной жизни. Твочество композиторов-романтиков (Берлиоз, Верди, Шуман, Лист, Вагнер и др.) отличались яркой эмоциональностью, непосредственностью передачи внутреннего состояния. Фредерик Шопен и Ференц Лист подняли на новую высоту фортепианную музыку, Никколо Паганини – скрипичную. В годы реакции 50–60-х гг. музыка стала средством выражения протеста, неудовлетворенности, несогласия. На смену лирическому герою Шуберта, пришел герой драматических эпопей Рихарда Вагнера. Его грандиозный оперный цикл «Кольцо Нибелунгов» отмечен новыми принципами соотношения музыки и слова. Вагнер был создателем нового жанра – романтической музыкальной драмы. В середине века произошел небывалый взлет танцевальной музыки. Знаменитыми стали танцевальные пьесы Иоганна Штрауса-отца. Повсеместное выступление танцевальных оркестров, большое количество балов создавали атмосферу праздника. В 60-е гг. особенно славилась музыка Штрауса-сына. Он вошел в историю музыки не только как создатель венского вальса, но и венской оперетты («Летучая мышь»).
С эмоционально-личностными интонациями связана и другая черта романтизма – чрезвычайное многообразие несхожих форм и вариаций романтизма. Так, французский романтизм, очень порывистый и свободолюбивый, проявил себя в романистике, и в жанровой живописи – исторической и бытовой. Английский романтизм – сентиментальный и чувственный дал высочайшие образцы поэзии и пейзажной живописи. Немецкий романтизм – серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно создавая шедевры и в музыке.
Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Становление реализма сопровождает становление капиталистического способа производства, все острее становятся противоречия в обществе и, именно, реализм выступает зеркалом этих процессов.
Социально-исторический или критический реализм XIX века был наследником лучших традиций предыдущих этапов развития реализма – эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. В отличие от романтизма, бегущего от реалий жизни, реализм все глубже проникает в действительность, стремится раскрыть сущности социальных катаклизмов, вследствие чего все боле основательным становиться его историзм. Реализм интересует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах, а «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан), точное отображение типических характеров в типичных обстоятельствах. Не случайно, на передний край выдвигается социальный роман, причем, как отмечал Бальзак, французская литература первая среди других создала тип общественного человека в наиболее многочисленных его проявлениях. Нельзя не выделить и английский социальный роман, очень живо отобразивший быт нравы викторианской эпохи (Диккенс, Голсуорси, Теккерей). Они вывели на арену искусства людей дела, мир предпринимательства и бизнеса, сделали из буржуа нового героя. В живописи начало реализма связывают с произведениями француза Гюстава Курбе. Именно он первым применил слово реализм к своему творческому методу. Публика была шокирована вульгарностью его образов («Прачки», «Купальщицы»), далеких от традиционных эталонов красоты. Критики негодовали на Кюрбе за обращение к обыденным темам, обвиняли художника в «прославлении безобразного». Произведения Кюрбе весьма полемичны. Типичным для его творчества является широкомасштабное полотнище «Похороны в Орнане», изображающее в натуральную величину обыкновенных людей, пришедших на похороны. Ярким представителем реализма в живописи был русский художник Павел Федотов («Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Сватовство майора»), в реалистических картинах Жан Франсуа Милле проявляется связь человека с природой через его труд на земле. Впервые героями картин стали трудящиеся крестьяне: «Сборщицы колосьев», «Сеятель», «Человек с мотыгой»). Революционные события во Франции нашли яркое отражение в творчестве Оноре Домье. Домье не побоялся сделать бойню в рабочем квартале темой изобразительного искусства. В гравюре «Улица Трансионен» художник изобразил сцену расправы правительственных солдат с жителями одного из рабочих домов. Особенно отчетливо реализм в музыке проявился в России. Это время называют «золотым веком» русской музыки. М.И. Глинка сочиняет оперу по пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Пушкинские произведения легли в основу опер А.С. Даргомыжского «Русалка», и «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» стали шедеврами П. И. Чайковского. Прославился своими произведениями Римский-Корсаков, Бородин.
В 80-е гг. на базе реализма стал складываться натурализм – идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети XIX века, которое характеризуется повышенным вниманием к среде обитания людей и базирующееся на предопределенности человеческих пороков. Натурализм связан в своих основах с позитивизмом, эволюционной теорией Дарвина и теориями Ипполита Тэна. В своей «Истории английской литературы» Тэн утверждал, что для понимания художника важнейшее значение имеют три фактора: среда, в которой формируется и творит художник, исторический момент, на который приходится его творчество, и раса – особенности национального характера.
Но если реализм пропитан хоть какой-то тоской по идеалу, натурализм начисто лишен идеальной поэзии человеческих ценностей. Натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Их творчество утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека опустошающим потоком жизни, и в то же время возводил в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, у натуралистов принцип беспристрастности становился оправданием социальной апатии.
Глашатаями натурализма выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры, а наиболее ярким представителем стал Эмиль Золя. В 1868 г. писатель приступил к созданию двадцатитомной серии «Ругон-Маккары», которую предворяет характерный заголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Теоретические взгляды Золя зафиксированы в книге «Натурализм в театре». Влияние натурализм испытали и другие писатели-реалисты: Г. Ибсен («Привидения»), М. Горький («На дне»), Л. Толстой («Власть тьмы»), Г. Гауптман («Ткачи») и т.д.
С конца 50-х годов искусство Европы вступило в эпоху декаданса (упадок) – в своем генезисе очень сложное и противоречивое явление – на начальных этапах было связано с реализмом. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX века. Впервые эти черты проявились во французском символизме, а позднее у модернистов. В известной мере они характерны для импрессионистов и постимпрессионистов.
Импрессионизм – направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в конце 60-х – начале 70-х гг. и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление. Название течения произошло от картины Клода Моне «Впечатление» (1867) и объединяло группу независимых художников, оппозиционных официальной академической школе: Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсаро и др. Импрессионисты были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. И они доказали это своим творчеством. Импрессионизм – это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом. Импрессионистов упрекали в непонятном и субъективном видении мира. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные оптические законы. Состояние атмосферы, воздух – единственный реальный сюжет картины. Дождь, ветер, интенсивность солнечного освещения – все это неузнаваемо изменяет объект изображения. Именно эту изменчивость и стремились зафиксировать импрессионисты. Импрессионистические мотивы можно увидеть в творчестве В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля.
Импрессионизм в скульптуре получил блестящее воплощение в творчестве Огюста Родена, самого значительного скульптора рубежа XIX–XX века. Наиболее известные его произведения: «Мыслитель», «Адам», «Ева», «Вечная весна», «Поцелуй». Все они создавались автором для единого скульптурного комплекса «Врата ада», который так и не был завершен. С импрессионизмом его сближают поиски движения, стремление к размыванию объемов, пристрастие к фрагментам. Его искусство оказало влияние на все последующее развитее пластики, породив как последователей скульпторов: Антуан Бурдель и Аристид Майоль.
Импрессионизм как творческое направление был близок музыке. Для композиторов-импрессионистов – Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Александра Скрябина – характерны поиски новых выразительных средств, создающих неповторимое впечатление, использование необычных комбинаций инструментов, эмоционально-приподнятый, нервный характер музыкальных сочинений.
Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца XIX – начала XX века, возникших как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному, объединяющее художников, не связанных единство метода и программы. Каждый из художников, которых называют постимпрессионистами («те кто пришел позже») – Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген – яркая индивидуальность. Постимпрессинизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой цвета, новыми приемами построения пространства и объема.
Еще одним значительным идейно-художественным направлением в европейском искусстве рубежа XIX–XX века стал символизм, для которого характерно использование в качестве выразительных средств разнообразных символов: образы-символы, идеи-символы и т.д. Сформировался символизм во Франции в 80-е гг. В манифесте написанном поэтом Жаном Мореасом, символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности, которую можно постичь с помощью поэтической интуиции, а не логики. Художники-символисты противопоставляли свое искусство реализму и импрессионизму, и стремились выразить настроение идеи через символику цвета и формы. Сюжеты их произведений были как правило мифологическими, мистическими или фантастическими. В некоторых произведениях к символизму был близок Михаил Врубель («Демон лежащий», «Демон сидящий», «Царевна-лебедь», «Пан»).
Поэты-символисты использовали слова в их символическом переносном значении, создавая систему образов-символов. Главой французского символизма стал поэт Стефан Малларме, однако высшей точкой этого течения является творчество Поля Верлена и Артюра Рембо. Рембо пытался согласовать лирику с живописью, а в знаменитом «Цветном сонете» подыскивал цветовые эквиваленты гласных (А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый). Возникнув во Франции символизм быстро распространился по всей Европе. Представители символизма: швейцарский художник Арнольд Бёклин («Остров Мертвых», «Три грации»), бельгийский поэт и драматург Морис Метерлинг, автор пьесы «Синяя птица», австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Самым значительным представителем английского символизма был Оскар Уайльд, он разработал основы эстетики символизма, но в мировой литературе занял видное место благодаря критике индивидуализма и как сатирик («Портрет Дориана Грея», «Соломея»).
Самое большое количество талантливых представителей эстетики символизма дала миру Россия. Это творчество Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, А. Блока, И. Анненского, А. Белого, М. Кузмина, К. Бальмонта, И. Северянина, В. Брюсова. Девизом своим они считали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь», а только интуитивно воссоздаваемые образы отражают истину о человеческой душе. Поэтов-символистов объединяло общее миропонимание и видение поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты превозносили индивидуализм, воспевали таинственный мир подсознания. Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставили умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.
Во второй половине XIX века, с обострением противоречий капиталистического мира, художественные течения заменяют крупные творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества, имеет свою художественную систему. Художественная культура вступает в эпоху декаданса, эпоху кризиса, черты которого проявились и в теоретических концепциях, и в стилях, и в течениях. Главными особенностями художественной культуры XIX века можно назвать отсутствие единой эстетической доминанты, начало складывания децентрализованного типа культуры, появление новых способов художественного творчества (фотография, кино, реклама). В целом, XIX век стал своеобразным рубежом между классической и современной традициями.