Подсчет объемов земляных работ

Подсчет объемов земляных работ производят по таблицам, номограммам, графикам и поперечным профилям. В настоящее время широко применяется подсчет объемов земляных работ на ЭВМ (CREDO).

При проектировании автомобильных дорог по новому направлению (без использования земляного полотна) в большинстве проектных организаций объемы земляных работ подсчитываются по таблицам [5].

При поперечных уклонах местности круче 1:10 и при реконструкции дорог (т.е. при использовании существующего земляного полотна) при изысканиях во всех характерных точках снимают поперечные профили земли, наносят на них проектное очертание земляного полотна, подсчитывают площади поперечных профилей, а по ним объемы. Таблицы для подсчета объемов земляных работ [5] составлены в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 для действующих в настоящее время ширин земляного полотна и крутизны откосов, которыми и рекомендуется пользоваться. Подсчет земляных работ ведется по ведомости приложения 7. Из запроектированного, увязанного в отметках и проверенного продольного профиля, в ведомость вписываются по пикетам и плюсовым точкам рабочие отметки насыпей, выемок, нулевые точки (переход из выемки в насыпи) и расстояния (графы 1-6), подсчитывается сумма рабочих отметок (графы 7-8). Прежде чем пользоваться любыми таблицами, необходимо познакомиться с теоретическими основами их составления и правилами пользования. Для запроектированной ширины земляного полотна и крутизны откосов выбирается из таблиц та, которая соответствует запроектированному поперечному профилю, и из нее в графы 9, 10, соответственно расстоянию (графа 4), вписываются объемы, м3. В эти объемы вводятся поправки (графы 11 - 17):

а) на ширину земляного полотна, если табличная ширина земляного полотна не способствует запроектированной, эта поправка определяется по формуле:

(3.17)

где (В-ВТ) - разница требуемой (запроектированной) и табличной ширины земляного полотна,

Нср- средняя отметка (графа 6), м;

; (3.18)

где, L – расстояние, м (графа 4).

Если ширина земляного полотна по таблице больше запроектированной - поправка отнимается, а если табличная ширина земляного полотна меньше запроектированной – прибавляется;

б) если разница рабочих отметок больше 1м при расстоянии (графа 4) меньше 100м и больше 2м при расстоянии больше 100м, вводятся поправки на разность рабочих отметок, которые даются в специальной таблице поправок [5]. Эта поправки вводятся с плюсом;

в) поправка на устройство проезжей части дорожной одежды (см. рис. 3.10) вычисляется по формуле:

, на 1 п.м, при m=1,5; 3; 4 (3.19)

где II категория В=15 м, b=3,75 м, а=0,75 м, с=3,75 м

III категория В=12 м, b=3,5 м, а=0,5 м, с=2,5 м

IV категория В=10 м, b=3,0 м, а=0,5 м, с=2,0 м

Толщина дорожной одежды Ндо:

II категория – 0,70м,

III категория – 0,65м,

IV категория – 0,60м

Рис. 3.10 Схема для определения поправки на устройство дорожной одежды

Поправка вводится: для насыпей со знаком минус, а для выемок - со знаком плюс.

г) Иногда табличная крутизна откосов не совпадает с запроектированной, в этом случае вводят поправку на крутизну откосов, которая вычисляется по формуле:

(3.20)

где m - крутизна откосов - табличная;

m1- крутизна откосов - запроектированная;

Нср- средняя отметка, м;

L - расстояние, м (графа 4).

Поправка вводится с плюсом, если запроектированная крутизна откосов положе, и с минусом, если она круче табличной.

д) Поправка на срезку растительного грунта (см. рис.3.11) определяют по формуле:

Для насыпи до 6м:

V = [(H1 + H2)*1.5+B] *h*L,

где h – толщина снимаемого растительного слоя, м;

L – протяжение участка, м;

B – ширина проезжей части, м;

(H1 + H2) – сумма рабочих отметок, м.

Для насыпи свыше 6м:

V = [(H1 + H2 – 12)*1.75+12 х 1.5 + B] *h*L,

Для выемки:

V = [(H1 + H2)*1.5+B+2в] *h*L,

где в – ширина кювета по верху, м

Поправка вводится с плюсом к насыпи, и с минусом – к выемке.

Рис. 3.11 Схема для определения поправки на срезку растительного грунта

После внесения всех поправок, в графы 18, 19, 20, 21 заносятся исправленные объемы. В объеме насыпи (графа 23), должен быть учтен коэффициент переуплотнения грунтов, который принимается в среднем равным 1,1 - 1,05, меньший - для глинистых грунтов, больший - для супесчаного.

Мосты длиной менее 4м и все трубы при подсчете объемов земляных работ не учитываются. Объем земляных работ, занимаемый мостами и путепроводами длиной более 4м, в общий объем земляных работ не включает, но к ним прибавляют объем двух конусов для каждого моста. Подсчет объемов конусов производят по таблицам или по обычным геометрическим формулам. Подсчитанные (графы 18, 19) объемы земляных работ составляют профильный объем земляных работ, т.е. насыпей и выемок вместе. Оплачиваемый объем равен объему насыпи (если объем насыпи больше объема выемки) или объему выемки (если объем выемки больше объема насыпи).

В ведомости подводят итоги по каждому километру по графам 9 – 21 и затем по всему запроектированному участку. В конце ведомость подписывается исполнителем.

Продольный водоотвод

Дорожный водоотвод – совокупность сооружений по сбору, задержанию и отводу воды от земляного полотна и пропуску ее через сооружение. В результате их работы должен быть обеспечен постоянный благоприятный режим влажности грунтовых оснований и дорожных одежд.

Сюда входят такие сооружения и устройства:

1) Канавы (искусственные русла) – боковые (кюветы), водоотводные, нагорные (с перепадами, быстротоками);

2) Резервы и испарительные бассейны;

3) Водозащитные планировки – бермы, отсыпки;

4) Водонаправляющие сооружения – дамбы, траверсы, искусственные русла;

5) Дренажи для подземного водоотвода;

6) Водопропускные сооружения – мосты, трубы.

Наиболее распространены искусственные русла-канавы.

Водоотводные канавы – отводят воду в пониженные места или к водопропускным сооружениям. Их устраивают на расстоянии 3 – 4м от подошвы, вдоль земляного полотна, а между подошвой делают водозащитную планировку с уклоном от земляного полотна высотой от 0,5 до 0,6м.

Пропускная способность русла зависит от формы и площади его поперечного сечения, продольного уклона и степени шероховатости дна и стенок.

Живое сечение и уклон должны обеспечивать пропуск заданного расхода при минимальных размерах канав, живое сечение должно при данном уклоне обеспечивать скорость течения меньше той, при которой уже начинается размыв русла или укрепление канавы, желательно, чтобы живое сечение и продольный уклон обеспечивали скорость течения больше минимальной, при которой происходит заиливание. Допускаемые скорости течения для русла в естественных грунтах и укрепленными различными материалами приводятся в справочной литературе. Для противодействия размыву приходится укреплять дно и стенки русла, устраивать перепады, быстротоки.

Для данного проекта рекомендуется устройство боковых канав у насыпи для отвода воды от земляного полотна в зависимости от рельефных условий.

Сведения о сооружениях поверхностного водоотвода приводятся на продольном профиле.

Типы укрепления канав дорожного водоотвода назначаются в зависимости от продольного уклона дна.

ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГИ.

Наши рекомендации