Характеристика куртуазного романа
А). Жанровая специфика куртуазного романа и его отличие от эпоса
Развитие куртуазного романа связано с деятельностью трубадуров, так как именно после распространения куртуазной культуры по Европе стали появляться куртуазные романы. В них мы находим те же чувства и интересы, которые содержатся в рыцарской лирике. Это, тема любви, понимаемой в возвышенном смысле. Отличие куртуазной любви в том, что эта любовь возвышает рыцаря, подвигает его на великие деяния, помогает ему совершенствоваться и приносит радость.
Другим обязательным элементом рыцарского романа является фантастика, в двояком понимании этого слова: как сказочное, не христианское и как все необычайное, исключительное. Обе формы фантастики, обычно связанные с любовной темой, покрываются понятием приключений, или авантюр, случающихся с рыцарями, которые всегда идут навстречу этим авантюрам. Свои подвиги рыцари совершают не ради общего, национального дела, как это происходит в позднем эпосе, и даже не во имя интересов рода (ранний героический эпос), а ради своей личной славы.
В героическом эпосе рыцарь действует в историческом и географическом контексте. Этот контекст мог быть искаженным, переосмысленным. У рыцарей есть свои исторические и политические цели.
В куртуазном романедействие происходит в мире сказки. Рыцари не преследуют никаких исторических и политических целей. Мотив куртуазной любви сочетается с мотивом подвига, опасной авантюры (испытание, целью которого является доказать, что рыцарь достоин дамы).
Отличается также стиль и техника рыцарского романа. В нем видное место занимают
· монологи, в которых анализируются душевные переживания;
· живые диалоги;
· изображение внешности действующих лиц;
· подробное описание обстановки, в которой протекает действие.
Б). Основные циклы
Рыцарский роман разделяется на три основных цикла:
- античный- художественная обработка античной литературы. В античных сюжетах были как любовные истории, так и захватывающие приключения. Мифология, как нечто чуждое христианству, изгонялась. Первым таким произведением является «Роман об Александре Македонском». Также это французский «Роман об Энее», где на первое место выступает любовь Энея и Лавинии. Любовь как тонкое искусство;
- восточно-византийский.Это романы приключений, сюжеты которых построены на мотивах византийских и греческих романов: кораблекрушение, похищение пиратами, узнавание. Сюда же добавлялись рассказы восточного происхождения (типа сказок «1001 ночь»), с темой страстной любви и трагических приключений. Характерно приближение почти полное отсутствие сверхъестественного. Центр – всегда любовная тема.
- бретонский.Самым характерным и хорошо разработанным является бретонский цикл, с его романами о Тристане и Изольде, о короле Артуре, о святом Граале. Кельтские народные сказания послужили богатым материалом. Но все было подвергнуто переосмыслению. Многоженство, временные любовные связи перетолкованы как адюльтер, подлежащий куртуазной идеализации. Так же и волшебство, воспринимавшееся кельтами как объяснение явлений природы, в творчестве французских поэтов воспринималось как сверхъестественное, манящее рыцаря на подвиги. Источником сказаний стало устное творчество кельтских певцов и латинская хроника валлийца Гальфрида Монмутского «История королей Британии», придавшего князю бриттов королю Артуру феодально-рыцарские черты. Двор его изображен как средоточие доблестей и благородства. Важный мотив, который внесли переводчики – Артур поставил Круглый стол, чтобы не было ни лучших, ни худших мест и все его рыцари чувствовали себя равными;
Все бретонские повести можно разделить на 4 группы произведений, различных по характеру и стилю. Это:
- бретонские лэ;
- группа романов о Тристане и Изольде;
- артуровские романы;
- цикл романов о святом Граале.
Лэ – стихотворные новеллы любовного и фантастического содержания. Их сочиняла Мария Французская. Все они проникнуты общей оценкой человеческих отношений. Любовь у нее – нежное природное влечение, а больше всего Марию удручает насилие над естественными чувствами.
Группа романов о Тристане и Изольде – точное воспроизведение кельтской повести (о которой я надеюсь прочитать в билете 14), только все проявления кельтских нравов обычаев заменены чертами французского рыцарского быта. Успех романа – в безысходном противоречии между страстью и моральными устоями общества. Самый известный роман – Готфрида Страсбургского (XIII век).
Мастером артуровского романа является Кретьен де Труа. Рамка артуровского двора –декорация, на фоне которой развертываются картины современного (XII век) рыцарского общества. Нет назидательности, много метких наблюдений и живописных подробностей. Самый известный, но не единственный, его роман «Ивейн, или рыцарь со львом» (о чем я надеюсь прочитать в 15 билете). Здесь Кретьен отходит от крайностей куртуазной доктрины, но не порывает с куртуазным мировоззрением и стилем. Здесь тоже конфликт чувства и долга, но автор ищет компромисса.
Отличие романов о святом Граале – художественный синтез светского куртуазного идеала артуровских романов и господствующие религиозные идеи феодального общества.