Учебники по истории зарубежного театра

Театральная энциклопедия в 5-ти тт.
История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.
Пави. П. Словарь театра. М., 1991.

История зарубежного театра. Отв. ред. Л.И. Гительман. Санкт-Петербург, 2005.

Вопрос 1.

Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.

1. Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра.

2. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).

3. Содержание и структура хороводных трагедии и комедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

4. Организация театральных представлений. Архитектура и сценическая техника хороводного театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.

Вопрос 2.

Зарождение средневекового театра в Европе (литургическая драма). Жанры средневекового площадного театра (мистерия, миракль, моралите, фарс).

1. Периодизация истории средневекового театра.

2. Первый этап. Религиозное (литургическая драма) и светское направление (выступления гистрионов).

3. Второй этап. Система площадных жанров (мистерия, миракль, моралите, фарс). Драматургия Адама де Ла-Аля.

Вопрос 3

Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.

1.Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада.

2.Структура спектакля комедии дель арте (сценарий, «лацци»).

3. Классификация северных и южных масок.

Вопрос 4

Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».

1. Организация английского профессионального театра: придворный, частный,публичный театры. Актерское мастерство и публика английского театра в XVI в.

2. Представления в публичном театре «Глобус». Актерское мастерство, устройство сцены, восприятие публики во взаимосвязи с философией произведений Шекспира.

3. Периодизация творчества Шекспира. Краткая характеристика каждого периода.

Вопрос 5

Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.

1. Предпосылки возникновения Классицизма во Франции (интерес к античности, утверждение идей абсолютистского государства, рационализма)

2. Теоретические основания Классицизма в литературе и театре (теория жанров, триединство, твердая форма стиха, декламация, система жестов, фронтальная мизансцена).

3. Постановка «Сида» П. Корнеля в театре Маре. Театральная деятельность Ж. Расина.

4. Характеристики жанра «высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

5. Организация «Комеди Франсэз».

Вопрос 6

Национальные театральные системы востока: Но и Кабуки.

1. Традиции элитарного театра Но (сюжеты, способ актерской игры, маски, устройство театра).

2. Легенда о возникновении театра Кабуки.

3. Традиции демократического театра Кабуки (драматургия, техника актерской игры, устройство театра).

4. Отличия европейской и восточной моделей театра.

Вопрос 7

«Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).

1. История создания трактата Д. Дидро «Парадокс об актере».

2. Основные характеристики «актера представления»:

- рациональный способ создания образа, гармония рационального и эмоционального в системе спектакля,

- актер-наблюдатель,

- «ансамбль как хорошо организованное общество»,

- Ипполита Клерон как пример «актрисы представления».

3. Основные характеристики «актера переживания»:

- «интуитивный» способ создания образа,

- техника перевоплощения,

- Мари Дюмениль как пример «актрисы переживания».

Вопрос 8

Романтический тип игры в европейском театре XIX века (Ф.-Ж. Тальма, Э. Кин, Э. Рашель, Ф. Леметр, Г. Дебюро, Т. Сальвинии – на примере одного актера).

1. Характеристики романтического типа игры:

- действенность,

- принцип контраста в создании сценического образа,

- требование «местного колорита» в спектакле,

- разрушение системы амплуа,

- включение личности художника в сценический образ.

2. Описать романтический тип игры на примере одного актера.

Вопрос 9

Актер рубежа XIX – XX вв.: модерн в игре Сары Бернар и психологический реализм игры Э. Дузе.

1. Стилевые черты модерна в сценическом искусстве Сары Бернар («эстетизм и обобщенность» при создании образов, доведение неестественности до высокого искусства; создание андрогинного сценического образа, декоративность в ролях, мифологизация собственной личности).

2. Психологический реализм Элеоноры Дузе (амплуа «неврастенички», роли в классической и своременной драме).

Вопрос 10

«Новая драма» в формировании режиссерского театра на рубеже XIX – XX вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Б. Шоу).

1. Характерные черты «новой драмы», предполагающие участие режиссера в создании спектакля:

- открытый тип драмы,

- новый тип конфликта,

- новый тип героя,

- техника подтекста,

- интеллектуально-аналитическая композиция,

- «режиссерские» ремарки.

2. Первые режиссерские прочтения «новой драмы» на примере предложенных драматургов.

Вопрос 11

Наши рекомендации