Определение класса железнодорожного пути, конструкции, типа и характеристик его верхнего строения
Современная система ведения путевого хозяйства основана на
классификации пути в зависимости от грузонапряженности и скорости
движения поездов.
Железнодорожный путь классифицируется в зависимости от сочетания
грузонапряженности и максимальных допускаемых скоростей движения
пассажирских и грузовых поездов.
По грузонапряженности пути разделяют на 5 групп (Б, В, Г, Д, Е) по допускаемым скоростям на 7 категорий. Классы пути обозначают цифрами.
Принадлежность пути соответствующему классу, группе и категории обозначается сочетанием букв и цифр.
Таблица 1.1.
Классы железнодорожных путей.
Группа пути | Грузонапряженность, млн. ткм бр. в год | Категория пути – допускаемые скорости движения поездов (числитель – пассажирских; знаменатель – грузовых) | ||||||
121-140 >80 | 101-120 >70 | 81-100 >60 | 61-80 >50 | 41-60 >40 | 40 и менее | Станционные, подъездные и прочие пути | ||
Главные пути | ||||||||
Б | Более 50 | |||||||
В | 25-50 | |||||||
Г | 10-25 | |||||||
Д | 5-10 | |||||||
Е | 5 и менее |
При определении класса пути необходимо учитывать следующие дополнения.
· На железнодорожных линиях федерального (общесетевого) значения пути должны быть не ниже 3 класса.
· Непрерывная длина пути соответствующего класса, как правило, не должна быть менее длины участка движения с одинаковыми на всём протяжении грузонапряжённостью и установленными скоростями пассажирских или грузовых поездов (в зависимости от того, какая из них соответствует более высокому классу), без учёта отдельных километров и мест, по которым уменьшена установленная скорость из-за кривых малого радиуса, временно неудовлетворительного состояния пути или искусственных сооружений, либо по другим причинам.
В зависимости от количества пассажирских и пригородных графиковых поездов путь должен быть не ниже:
· класса – более 100 поездов в сутки;
· класса – 31 – 100 поездов в сутки;
· класса – 6 – 30 поездов в сутки.
На двухпутных и многопутных участках классы путей устанавливаются одинаковыми с классом пути, имеющим большую грузонапряжённость, при условии, если разница в грузонапряжённости не превышает 30 %. При большей разнице класс каждого из путей устанавливается по фактическому сочетанию грузонапряжённости и установленной скорости.
Пути, предназначенные для движения подвижного состава с опасными грузами, не должны быть ниже 4 класса.
Класс путей седьмой категории определяется установленными на этих путях скоростями:
· Приёмо-отправочные и другие станционные пути, предназначенные для сквозного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более, подъездные пути со скоростями более 40 км/ч, а также горочные пути относятся к 3 классу. Станционные пути, не предназначенные для сквозного пропуска поездов, при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные и подъездные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу. Остальные станционные и подъездные пути относятся к 5 классу.
· Сортировочные и горочные пути на сортировочных станциях относятся к 4 классу.
· Главные пути, где установлены скорости движения пассажирских поездов более 140 км/ч, относятся к внеклассным путям.
В соответствии со СНиП 32-01-95, руководствуясь всем вышеизложенным, на основании своих исходных данных определяем
По таблице 1.1. определяем:
· группа пути – Б (грузонапряженность более 50).
· категория пути 2 – (число пассажирских поездов – 120 >110 >101, число грузовых – 80 > 70).
· класс пути 1.
Таким образом путь – 1Б2 (1 класс, группа Б, категория 2).
В зависимости от класса устанавливаем технические условия и нормативы на укладку и ремонт пути.
Предусмотрены три конструкции верхнего строения пути:
Бесстыковой путь на железобетонных шпалах;
Звеньевой путь на железобетонных шпалах;
Звеньевой путь на деревянных шпалах.
При этом в регионах, где позволяют климатические условия, на путях 1 – 4 классов рекомендуется преимущественно применять бесстыковой путь, а на путях 5 класса – звеньевой путь на железобетонных шпалах.
В зависимости от класса устанавливаются типы и характеристики верхнего строения пути (СНиП 32-01-95).
Таблица 1.2.
Нормативы по конструкциям, типам и элементам пути для путей различных классов.
Классы путей | ||||
Конструкция верхнего строения пути | ||||
Бесстыковой путь на железобетонных шпалах 1) | Звеньевой путь на железобе- тонных шпалах | |||
Типы и характеристика верхнего строения пути | ||||
Рельсы Р65, новые, термоуп- рочнённые, категории В и Т1 | Рельсы Р65, новые, термоуп- рочнённые, категории Т1 и Т2 2) | Рельсы старогод- ные I группы год- ности; I и II груп- пы годности ре- профилирован- ные 2) | Рельсы старогод- ные Р65 3) II и III группы годности | Рельсы старогод- ные Р65 3) III группы годности |
Скрепления новые | Скрепления новые и старогодные (в том числе отремонтиро- ванные), укладываемые в объёмах, устанавливаемые «Техническими условиями на ремонт и плановопредупре- дительную выправку пути» | |||
Шпалы железобетонные новые 1 сорта | Шпалы железобетонные старогодные 4) | |||
Балласт щебёночный 5) с толщиной слоя: 40 см – под железобетонными шпалами; 35 см – под деревянными шпалами | Балласт щебёноч- ный 5) с толщиной слоя под шпалой: 30 см под железо- бетонными; 25 см- под деревянными | Балласт всех типов с толщиной слоя под шпалой не менее 20см | ||
Размеры балластной призмы – в соответствии с типовыми поперечными профилями | ||||
Конструкция и типы стрелочных переводов | ||||
Р65 новые, рельсовые элементы закалённые. Брусья железобетонные 6). | Рельсы и металлические части старогодные. Брусья железобетонные – новые и старогодные 6). | |||
Земляное полотно и искусственные сооружения | ||||
Земляное полотно, искусственные сооружения и их обустройства должны удовлетворять максимальным допускаемым осевым нагрузкам и скоростям движения поездов в зависимости от групп и категорий путей. |
Примечание к таб. 1.2.:
1. Применение звеньевого пути на деревянных шпалах согласовывается с Департаментом пути и сооружений, при этом на путях 1 – 3 классов деревянные шпалы должны быть I типа.
2. В зависимости от баланса на железной дороге старогодных рельсов I и II групп годности допускается по согласованию с Департаментом пути и сооружений укладка: на путях 2 класса групп Г и Д старогодных репрофилированных рельсов I группы годности; на путях 3 класса – новых рельсов категорий Т1 и Т2.
3. Для звеньевого пути на деревянных шпалах – не легче Р50.
4. При недостатке старогодных железобетонных шпал: новые железобетонные 1 сорта – на путях 3 класса, новые 2 сорта – на путях 4 и 5 классов; при недостатке новых железобетонных шпал 2-го сорта – новые шпалы 1-го сорта; при недостатке старогодных и новых железобетонных шпал – новые деревянные.
5. По согласованию с Департаментом пути и сооружений допускается на путях 3 – 5 классов укладка асбестового балласта.
6. По согласованию с Департаментом пути и сооружений допускается укладка деревянных брусьев.
Для пути 1Б2 требуется:
· Рельсы Р65 новые термоупроченные, категории В и Т1,
· Скрепления новые,
· Шпалы новые железобетонные новые 1.
· Эпюра шпал в прямых и кривых радиусом более 1200м - 1840 шт/км. в кривых радиуса 1200м и менее 2000 шт/км.
· Балласт щебеночный с толщиной слоя под деревянными шпалами 35 см, под железобетонными шпалами 40 см.
· Стрелочные переводы Р65 новые, рельсовые элементы закаленные, брусья железобетонные.
· Земляное полотно, искусственные сооружения и их обустройства должны удовлетворять максимальным допускаемым осевым нагрузкам и скоростям движения поездов в зависимости от групп и категорий путей.
Поперечный профиль балластной призмы представлен в приложении.