Призыв к женщинам всего мира

Настоящий призыв к женщинам всего мира есть призыв о помощи. Когда терпящий бедствие корабль в море посылает во все стороны призывы о помощи, то всякий иной корабль, получивший такие призывные сигналы (SOS) о бедствии, оставляет временно в стороне первоначальную цель своего пути, меняет направление и спешно идет в ту сторону откуда раздаются призывы о помощи. Этот прекрасный морской обычай пусть послужит воодушевляющим примером в нашем случае. Пусть всякая женщина, до которой дойдет настоящий призыв о помощи, направит все свои усилия и все свое внимание в ту сторону, в которой ее деятельность так спешно, так неотложно нужна.

О бедственном положении нашего корабля - нашего современного мира ­говорить многое не приходится. Не замечают этого лишь сознательно слепые, не желают слушать о чем-нибудь подобном лишь сознательно глухие, но так поступают лишь страусы, которые, не желая видеть надвигающейся опасности, прячут голову в песок. В переживаемое нами грозное время таких людей-страусов очень много. Они не желают признавать серьезности современного положения, они утверждают, что все благополучно, что катастрофы, войны, разные бедствия и болезни были всегда. В своем безумии отрицания катастрофичности нашего положения они стараются брать от жизни то, что, по своему сознанию, они могут взять; они веселятся, но их веселие - это пир во время чумы, они танцуют, но они танцуют на вулкане. В общем это обреченные, которые чувствуют, что пировать и танцевать им осталось уже недолго.

Серьезный и вдумчивый человек не может относиться ко всему в настоящее время происходящему столь преступно безразлично. Участившиеся всевозможные бедствия, растущий и все время углубляющийся мировой кризис, угроза надвигающегося мирового бедствия - новой мировой войны, грозящей смести и уничтожить все, что есть ценного, и превратить цветущие города и страны в безлюдные пустыни и груды развалин, ­открывают глаза тем немногим, которые имеют их, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Уже иногда некоторые министры с парламентских трибун говорят, что мир обезумел. Именно, мир обезумел, и это массовое безумие страшно тем, что грозит человечеству неслыханными бедствиями.

В состоянии такого массового безумия люди начинают думать и поступать наоборот, не так, как нужно, а так, как не нужно. То, что неотложно и спешно нужно, признается опасным и вредным, а то, что гибельно, ­полезным и необходимым. В состоянии такого массового безумия люди сами, своими собственными руками, на свои собственные средства готовят себе гибель; и, воистину, когда Господь хочет наказать людей. Он отнимает у них разум.

Разве не безумие, подтверждающее вышесказанные слова, что народы мира, испытав все ужасы мировой войны и как будто боясь и не желая ее, лихорадочно готовятся к войне для того лишь, чтобы поддержать мир. Нелогичность и абсурдность этой древней лживой формулы - "Хочешь мира, готовься к войне" - слишком очевидна, чтобы это нужно было доказывать. Но в наше время, когда сдвинуты все основы и расшатаны все истинные основания и людьми утеряно истинное понимание сущности вещей, эта формула до сих пор является основой, на которой базируются отношения между народами.

Ведь всякому должно быть ясно, что в основе этой формулы лежит ложь, а разве может быть что-нибудь прочно, если в основание кладется такая непрочная вещь, как ложь? Ведь нельзя сказать: если хочешь добра, делай зло; если хочешь правды, говори ложь; если хочешь красоты, твори безобразие, - ибо никто не станет ждать красоты от безобразия и добра от зла. Но между тем от готовности к войне люди ждут мира и, как следует ожидать, дождаться его не могут. Ведь Христос дал другую формулу. Христос сказал: "Взявший меч от меча погибнет". Но в христианском мире все заветы Христа забыты или искажены. Люди куют мечи, отливают пушки, изобретают ядовитые газы, чтобы быть ими уничтоженными, копают ямы другим, чтобы свалиться в них самим, сеют ветер, чтобы пожать бурю. В наше безумное время верхом всего этого безумия считается безумием говорить что-либо против этого массового безумия и считается мудрым поощрять это безумие и углублять его.

Невольно возникает вопрос: чем объяснить это повальное людское безумие? Чем объяснить, что вместо блага люди готовят себе гибель, вместо мирного сожительства готовы как дикие звери перегрызть друг другу горло? Ответ на эти вопросы один. Это отход от вечной, божественной правды, проповеданной во всех священных писаниях, и установление своей человеческой правды, которая является неправдой. Это незнание руководящих развитием жизни в мироздании законов и, как результат этого незнания, нарушение этих законов. Современный человек не желает считаться с тем, что на нашей Земле, как части Космоса, действуют вечные, неизменные космические законы, которые нужно выполнять, ибо за нарушение этих законов в определенные космические сроки, которые указаны во всех священных писаниях, приходится давать ответ. Такой космический срок действует в наше время. Под действием этого срока находятся все народы и все страны, и результат этого действия проявляется в различных точках нашей планеты то здесь, то там.

Величайший из нарушаемых людьми законов, которым развивается и поддерживается жизнь в мироздании, есть закон причин и следствий. Нет на Земле ни одного самого малейшего явления, которое не имело бы причины и которое не привело бы к соответствующему следствию, которое, в свою очередь, не стало бы причиной для последующего следствия. Из этой бесконечной цепи причин и следствий складываются вся наша жизнь, наше развитие и преуспеяние, так же как наша гибель и уничтожение. Что сеем, то пожинаем. Но люди продолжают действовать так, как будто эти законы их не касаются, точно они созданы не для них, а для кого-то другого. Они продолжают делать зло, творить насилие, сеять разъединение и удивляются тому, что положение в мире не улучшается, но ухудшается. При таком положении было бы удивительно, если бы оно улучшилось.

Катастрофическое состояние нашей планеты, кроме игнорирования людьми великого космического закона причин и следствий, вызывается нарушением другого величайшего космического закона - закона равновесия Начал. Основа жизни в мироздании требует взаимодействия и равновесия двух извечных Начал, которые на земном плане существования, в человеческом царстве природы, осуществляются мужчиной и женщиной. Взаимодействие, равновесие и гармоническое сотрудничество Начал есть необходимое условие нормального и успешного развития жизни на всех планах бытия, во всех царствах природы, начиная с самого высшего до самого низшего. Мужчина и женщина в мироздании совершенно равноценны и равнозначащи, и о преимуществе или преобладании одного из них не может быть речи. Одно без другого они ничто. Принцип развития жизни и совершенствования человечества заключается в любовном единении и равновесии, в дополнении одного другим и гармоничном сотрудничестве этих двух разделенных половин человеческой сущности, которые лишь в единении составляют одно.

Если отсутствует одно из этих условий, происходит нарушение великого закона равновесия Начал. Если в какой-нибудь области человеческой жизни безраздельно господствует одно из начал, то неизменно в этой области человеческой жизни начинают происходить замедления, остановки и перебои, которые в конце концов приводят к порче всей машины, иначе говоря, к различного рода катастрофам и бедствиям.

Эта простая, но великая истина ушла из поля сознания человечества уже давно. Уже давно люди не считаются с космическими законами и живут исключительно по своим эгоистическим человеческим законам. В наше время в широкой мере происходит нарушение великого закона равновесия Начал, благодаря безраздельному преобладанию мужского начала во многих областях человеческой жизни. Женщина во многих странах умалена в правах и, считаясь низшим существом, исключена из участия в государственном строительстве и законодательстве. Она не участвует в обсуждении ни вопросов экономического характера, ни вопросов защиты и обороны государства, ни вопросов дипломатии и политики. Вообще, она исключена из участия в решении таких вопросов, которыми создается судьба народов и государств.

Ей предоставлено право рожать детей, быть увеселительницей мужчины и вообще скромная область детской и кухни.

Настоящее обращение к женщинам всего мира не имеет своей целью призывать их к борьбе с мужчинами за свои попранные права. Борьба за женское равноправие велась и ведется уже давно. Некоторые результаты в этом направлении уже достигнуты и, без сомнения, в самом недалеком будущем женщины будут уравнены в правах во всех отношениях с мужчинами, ибо неполноправие или бесправие одного начала и засилье другого, будучи показателем отсталости и малой культурности, служит сильнейшим тормозом развития и прогресса человечества. Все, что по этому поводу уже сказано и еще будет сказано, имеет именно эту цель, именно цель доказать гибельность разновесия и необходимость равновесия тех начал, которые являются основой творчества и развития жизни в мироздании.

История развития человечества повествует нам, что человечество создавало блестящие эпохи и развивало высокие цивилизации лишь тогда и там, где женщина не была унижена и где она принимала деятельное участие в управлении народом и в строительстве жизни. Но то же самое нам говорит и современная нам действительность. Если мы сравним состояние некоторых древних народов Азии и Европы, в которых женщина порабощена и унижена, с положением молодых государств свободной Америки, в которых женщина сравнительно полноправна и свободна, то мы должны констатировать, что разница в состоянии этих народов огромна. Одни благоденствуют, преуспевают и прогрессируют, другие влачат жалкое существование отставших и разлагающихся народов. Иначе и не может быть. Когда из жизни изъят такой могущественный фактор, как дополнение одного начала другим, то само собой понятно, что всякое решение, исходящее от одного начала, не корректированное и не санкционированное другим, будет неполным, однобоким и вследствие этого нежизнеспособным. Лишь такое решение будет правильным и будет отвечать требованиям жизни, законам эволюции и благу данного народа, когда оно выношено, созрело и решено как мужчиной, так и женщиной совместно.

Переходя теперь к современному нам положению, мы видим, что в тех областях человеческой жизни, из которых женщина устранена совершенно, происходит наибольший развал и наибольшее число ошибок. В тех сферах человеческой деятельности, в которых женщина совсем не участвует и где благодаря этому происходит наибольшее нарушение закона равновесия Начал, законом причин и следствий приносятся человечеству наиболее тяжкие последствия. Мы все знаем, что в тех сферах человеческой деятельности, которые считаются исключительно мужскими, никто никогда не интересовался знать мнение женщин, никто никогда не приглашал женщин для решения вопросов государственного значения, которыми ставилось на карту благополучие и существование государств и жизнь многих миллионов граждан.

Между тем сколько было в мире мудрых правительниц, которые правили государствами и народами не хуже мужчин! Этот всем известный факт в достаточной степени показывает способность женщин к пониманию задач государственного значения и умение их действовать с честью во всяком, самом высоком положении, на которое судьба возносила их. Но труднее всего победить предвзятое мнение и заставить человека поверить в то, во что он не хочет верить. Наступающая Новая эпоха несет женщине освобождение от ее векового приниженного и бесправного положения. Новая эпоха требует равновесия Начал, и это равновесие, в положенный космический срок, будет восстановлено.

Этим, конечно, не сказано, что при равновесии Начал женщина заменит мужчину и заступит его место. Мудрые космические законы создали человека мужчиной и женщиной не для замены их друг другом, но для дополнения одного другим, создали их не для одиночной жизни, но для жизни парами. Каждый из членов каждой такой пары обладает присущими только ему качествами и свойствами, каждый силен в своей сфере и слаб в другой. Каждый должен дать другому то, в чем он силен, и найти поддержку в том, в чем он слаб. Порознь взятые, они составляют половинчатое существо, и лишь двое они образуют цельную сущность. Мужчина сильнее физически, женщина - духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина - интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют тем, чем силен один и слаб другой, они правильно выполняют свое назначение в мироздании.

Поэтому закон равновесия Начал требует от мужчины и женщины не соперничества и конкуренции, но сотрудничества и кооперации, требует не единоличного решения всякого вопроса, но совместного. Если бы этот великий закон мироздания людьми соблюдался, то мир не дошел бы до такого катастрофического положения, в каком он находится сейчас. Если взять такое мужское качество, как предприимчивость и связанную с ней воинственность, качество само по себе не плохое и в определенную эпоху эволюции нужное, но лишенное благотворного сдерживающего женского влияния, когда оно не облагорожено и не смягчено женщиной и направляется исключительно мужчиной, оно не только выливается в такое уродливое явление, как нападение на беззащитного, как захват того, что плохо лежит, как порабощение слабого, но является постоянной угрозой миру и источником тяжких катастроф и бедствий для всего человечества.

Нет сомнения, что закон равновесия Начал не предъявляет женщине требования, чтобы она с оружием в руках участвовала в военных операциях или выступала в защиту порабощенных и угнетенных. Ее роль и назначение гораздо выше и почетнее. Ее призвание - не допускать до столкновений, смягчать остроту возникающих конфликтов и направлять в правильное русло и полезную сторону избыток мужской энергии, ибо, в противном случае, вместо положительных результатов она приносит отрицательные и вместо блага - бедствие.

Известный русский писатель Гребенщиков в своем романе-эпопее Чураевы (т. V) говорит: "Вы, вероятно, слыхали, что у австралийских дикарей существует правило: прежде, нежели начать войну, они для мирных переговоров высылают женщин, и часто женщины предупреждают кровопролитие". Так поступают дикари, а культурные народы стараются напасть на своего соседа не только без предупреждения, но врасплох. К такому нельзя сказать одичанию, ибо дикари поступают правильно, но озверению приводит нарушение великого закона равновесия Начал. Если бы по примеру австралийских дикарей культурные люди вместо дипломатов для мирных переговоров посылали женщин, то и у нас было бы предупреждено много бедствий и кровопролитий. Но у нас женщина приглашается лишь тогда, когда кровопролитие уже началось. Тогда она появляется на полях сражений как милосердная сестра, чтобы облегчить страдания своих умирающих немилосердных братьев, которые в безумии своем решили, что они должны убивать друг друга.

Мужчины отняли у женщин право распоряжаться судьбою рожденных ими детей. Женщина - мать и жизнедательница - превращена в бессловесную и бесправную машину для производства потомства. Ей предоставлено право в муках рожать детей и воспитывать их, а когда они выросли и могли бы служить опорой для своих стареющих матерей, они у них отнимаются и посылаются для осуществления различных сомнительных завоевательных целей. Матерям остается одиночество и право оплакивать загубленные или искалеченные жизни своих детей. Но слезы бедных матерей вопиют к Небу о несправедливости, и дальше так продолжаться не может. Слезы жен, лишившихся своих мужей, и детей-сирот, лишившихся своих отцов, дополняют и переполняют чашу страданий, причиняемых женщине единоличным решением мужчинами тех вопросов, решающий голос в которых должен принадлежать женщине. Женщина должна иметь право распоряжаться судьбою рожденных ею детей - это требование элементарной справедливости, иначе в своем озверении люди станут страшнее зверей, ибо обладают такими средствами истребления друг друга, какими звери не обладают.

В тяжкие дни всевозможных кризисов, когда испробованы все средства для их ликвидации и все они оказываются несостоятельными, пора подумать о внесении в существующий строй и существующую систему управления народами нового фактора, ибо пока не изменится существующий порядок вещей, практикуемые ныне способы ни к каким положительным результатам привести не могут. Из всего вышеизложенного становится ясным, что все попытки мужской части человеческого рода внести умиротворение в разбушевавшиеся страсти и порядок в современный хаос никогда цели не достигнут и заранее обречены на провал и неуспех, ибо они нежизнеспособны, как исшедшие из одной половины человеческого рода, а не из двух. Необходимо привлечь к делу умиротворения мира и водворения порядка женщину. Без этого не обойтись.

Нет сомнения, что не все мужчины с этим согласятся и найдут в себе столько мужества, благородства и честности, чтобы признать себя неспособными разрешить современные неразрешимые вопросы без участия своей помощницы и сотрудницы - женщины. Они будут утверждать, что до сих пор обходились без помощи женщины, обойдутся и на этот раз. На это можно ответить: "Да, обходились, но дальше обойтись не можете". Ведь разве можно сказать, что единоличное решение всех государственных вопросов только мужчинами всегда было идеально хорошо и не давало перебоев? Именно перебои всегда были, и вот их накопилось столько, что они остановили всю машину и сдвинуть ее прежними мерами нет сил. Болезнь назревает медленно, и когда она вступила в свои права, тогда необходимо лечение. Между причиной и следствием всегда протекает некоторое время, а в деятельности такого большого организма, как жизнь планеты, время между причиной и следствием не могло быть малым. Люди долго нарушали закон равновесия Начал и теперь получают следствие, но всю тяжесть нарушения этого закона приходится вынести нашему поколению и, быть может, следующему. Никакими паллиативами и прежними мерами от этого следствия избавиться невозможно. Необходимо лечение.

Необходимо призвать женщину. Необходимы совместные усилия мужчин и женщин для водворения на Земле порядка, установления мира и создания условий мирного сожительства и культурного строительства. Никто, кроме женщин, в этом помочь не может. Современный культурный водитель человечества Н. К. Рерих в своей статье Женскому Сердцу говорит: "Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления и взаимное разрушение достигает пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно и во благо? Не похвалу женщинам говорим" (Н. К. Рерих. Твердыня Пламенная).

В настоящем кратком обращении к женщинам мы не имеем возможности пространно доказывать всю несправедливость лишения женщин тех прав и привилегий, которыми обладают мужчины. Сторонникам женского бесправия и предвзятого мнения о низшей природе женщины и ее неспособности к знанию и исполнению тех обязанностей, которые выполняются мужчиной, можно рекомендовать прочесть превосходный труд английского философа Джона Стюарта Милля О Подчинении Женщин. Тем не менее небольшая выдержка из этого превосходного труда ниже следует.

"Мнение в пользу существующей системы подчинения женщины мужчине чисто теоретического свойства; иной системы никогда испробовано не было. Следовательно, практика, подкрепляющая теорию, никогда не существовала и не может служить доказательством ее целесообразности. Во-вторых, принятие системы неравноправности никогда не было плодом обсуждения или предвидения, основанного на убеждении, что таким путем легче достигнуть общего благополучия. Система эта возникла в то время, когда человечество, будучи еще в младенческом состоянии, оценивало женщину соответственно ее мускульной силе и, ввиду слабости последней, подчинило ее мужчине. Таким образом, закон застал женщину уже в подчиненном состоянии. Законы и системы начинают обыкновенно с того, что признают отношения уже существующие и, обращая случайный факт в законное право, создают такие формы общества, при которых правильное и законное оберегание прав становится на место прежнего произвола. Те, которых закон застал в состоянии подчинения, делаются уже обязанными подчиняться. Таким образом первоначальная форма рабства, происшедшая от подчинения слабого сильному, превратилась в учреждение, признанное законом".

Несмотря, однако, на столь бесправное положение женщины, она во все времена существования человеческого общества всегда оказывала известное влияние на жизнь и развитие человечества, на его нравственный облик. Недаром поэтому в древних еврейских писаниях женщина называлась Айша, что значит-Душа.

Именно женщина есть душа человека, душа народа. Какова женщина - душа народа, таков народ. Унизив женщину, человек убил свою душу, унизил себя и свой народ. Это влияние женщины, несмотря даже на ее бесправие, вытекает из природных свойств характера женщины, являющегося дополнением характера мужчины. Но если бы женщине была предоставлена возможность свободно проявлять лучшие качества своей души, если бы ее сердечность, отзывчивость, мягкость, стремление к правде и справедливости, любовь, сострадание и миролюбие производили свое влияние не только на окружающую ее среду, но влияли бы на законодательство, на дипломатию и политику, то разве человечество дошло бы до того звериного состояния, в котором оно находится сейчас? Когда вооруженные до зубов народы и государства, поделившись на группировки, самыми свирепыми способами уже истребляют друг друга и каждую минуту готовы начать это взаимоистребление в мировом масштабе?

Человечество стоит на краю бездны. Спасти его от падения в эту бездну может и должна женщина. Ей дана эта трудная возможность и эта великая роль. В трудные времена и в трудных обстоятельствах только женское сердце может подсказать мужчине правильное решение и правильный выход из затруднения. Никогда обращение к женскому сердцу не было безрезультатно, не будет оно без результата и на этот раз. Вывести мировой корабль из того бедственного положения, в котором он находится, не может одна половина человеческого рода, это можно сделать соединенными усилиями мужского и женского начал.

Мы не призываем женщин к борьбе с мужчинами и к отнятию у них власти. Мы против того, чтобы то влияние, которым пользуются мужчины, перешло полностью к женщинам, ибо это привело бы к такому же нарушению закона равновесия Начал, какое существует сейчас. Мы призываем женщин к совместной работе и сотрудничеству с мужчинами во всех сферах человеческой жизни. На это могут возразить: как же сотрудничать с мужчинами, если они этого не желают? Возражение вполне понятное, но осуществление в подобных условиях сотрудничества хотя затруднительно, но для женщин возможно. Нет сомнения, что пройдет время, пока ревнивый к своей власти мужчина призовет к сотрудничеству с собой женщину. Ее сотрудничество должно начаться немедленно, не ожидая того, когда мужчина позовет ее.

Пусть каждая женщина, до которой дойдет настоящий призыв, проникнется сама этими идеями и начнет проводить их в жизнь. Пусть она твердит своему мужу и возлюбленному, своему отцу и брату о необходимости восстановления равновесия и призыва к делу водворения в мире мира ­женщин. Пусть твердит им об этом при всяком случае: и утром, и вечером, и днем, и ночью. Постоянными нежными, но настойчивыми касаниями пусть внедряет в его сознание эту мысль. Пусть жены министров, дипломатов, политиков и других государственных деятелей проникнутся этими мыслями в особенности. Пусть писательницы и журналистки пишут об этом в газетах и журналах. Пусть говорят об этом на женских собраниях, съездах и конгрессах. Только таким общим усилием всех женщин спадет пелена с глаз мужчин и изменится вековая несправедливость - предвзятое о женщинах мнение. Только тогда, когда спадут последние оковы рабства с половины человеческого рода, человечество получит могучий толчок и огромный прилив свежих сил, которые укажут выход из затруднений и путь к спасению.

Пусть настоящий призыв найдет отклик во всяком чутком женском сердце и пусть огнем своего сердца она зажжет огонь сердца мужчины, чтобы своим совместным сердечным сотрудничеством они могли спасти мир от угрожающих ему катастроф и бедствий. Да будет так!

Примечания

В одном 113 многочисленных писем автору книги Основы миропонимания Новой Эпохи Елена Ивановна Рерих замечает: "Пытаясь изложить основы Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой мир держится. Потому, как Вы, вероятно, уже заметили, я всегда стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия" (от 29.1.38).

Данные примечания, составленные на основе писем Е. И. Рерих, содержат исправления, уточнения и дополнения некоторых утверждений А, И. Клизовского.

с. 52 ...7 - дух... высшее я человека. - "Седьмой принцип есть синтетическое начало, но не Высшее Я человека. Высшее Я состоит из трех принципов: седьмого, шестого и пятого" (Письма Е. Рерих: от 8.10.35). "7. Атма - Дух или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе" (Письма Е. Рерих: от 16.11.35).

с. 59 На настоящей ступени... интеллекта. - "Каждый планетный цикл или круг имеет свой предел для развития человеческого организма, и с каждым новым циклом ступень достижения повышается. Так Манас или высший разум на нашей Земле получит свое полное развитие в пятом круге и в пятой расе его, пока же мы еще только в четвертом круге и в пятой расе при завершении ее, потому для нашего круга Манас уже достиг апогея своего развития, а с нарождением шестой расы, вернее с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к шестой расе, мы вступим в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце" (Письма Е. Рерих: от 23.9.37).

"...Согласно эволюционному закону, пятый принцип (Манас) не должен получить полного развития до пятого круга. Так все преждевременно развитые разумы (на духовном плане) в нашей расе являются анормальными; они те, кого Вел. Учителя называют "людьми пятого круга". Даже в грядущей седьмой расе нашего четвертого круга, тогда как наши четыре низших принципа будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит только лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится лишь к духовному развитию или высшему разуму. Всегда следует иметь в виду разницу между Манасом высшим, или духовным разумом, и Кама-Манасом, или интеллектом, рассудком. Так, развитие интеллекта, или Кама-Манаса, было достигнуто в четвертой коренной расе нашего круга" {Письма Е. Рерих: от 18.6.35).

с. 95 ...закон перевоплощения... исключением. - "...хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии Востока, и, конечно, религия евреев не составляла исключения, но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект" (Письма Е. Рерих: от 8.2.34).

с. 109 Развитие сознания... созвучную душу. "Мироздание очень сложно, и невозможно уместить все великое разнообразие его в несколько формул, приложимых к каждому случаю. Так и в вопросе о созвучной душе много недоговоренности. Нельзя отмерить аптекарскими мерами степень достигнутой индивидуализации в каждом отдельном случае, в тех или иных группах низших царств, потому и берется лишь средняя мера их состояния. Общую душу, в данном случае, следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и именно такое созвучие может выражаться термином общей души, или духовного созвучия" (Письма Е. Рерих: от 21.1.36).

с. 115 ...более семи... не бывает. - "...категоричность этого утверждения, при недоговоренности, тоже может вводить в заблуждение. Но если бы я стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще широкому оглашению (Письма Е.Рерих: от 21.01.36).

с. 119 Как в жизни... уничтожением такой индивидуальности. - "В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием. Высшая Индивидуальность не может быть уничтожена, но отдельные проявления ее в виде личностей - могут. Так при завершении одной Манвантары, при просмотре Книги Жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых индивидуальность не могла через свое частичное проявление как личность собрать жатву высших энергий, питающих ее" (Письма Е. Рерих: от 31.8.36).

с. 137 ... материя... достижения духа. - "...нет материи, которая не

обладала бы наличностью в ней духа, в том или ином качественном проявлении. Ибо, где только есть проявление, там и жизнь, или дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные неточны.

Первичная Материя, или Materia Matrix, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие стадии ее приобретают качество хаотичности" (Письма Е Рерих: от 29.1.38).

с. 138 В настоящее время... начать эволюцию... - "...инволюция, о которой Вы пишете, уже закончилась, когда человечество достигло своего полного физического развития, что произошло в четвертой расе, так что мы пережили эту инволюцию. Кроме того, неправильно утверждение, что Земля наша проходит точку, в которой заканчивается инволюция, лишь один раз; следовало бы добавить - один раз в каждом круге, которых семь, но время, переживаемое нами сейчас, другое. Именно, время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход всегда совершается на смене рас. Так шестая раса начинает вступать в свои права" (Письма Е. Рерих: от 23.6.34).

с. 138-139 В первой четверти... дурную карму. - "В действительности человек никогда не может совершенно освободиться от кармы, ибо карма есть жизнь. Но мы можем лишь закончить цикл кармы, той или иной длительности, в зависимости от нашего духовного роста и принятой на себя миссии на определенной планете. То есть, окончив определенный курс Учения, через известный промежуток времени (каникул) мы должны приступить к следующему высшему и т.д. ad infinitum. Только эти "каникулы" и могут быть тем местом отдохновения, где нет "ни слез, ни воздыханий". Но никакие каникулы не продолжаются вечно, хотя и могут быть продолжены на тысячелетия, потому и вечного "успокоения" не существует" (Письма Е. Рерих: от 11.10.35).

с. 141-142 ...при разобщении Начал... своей кармы. - "Разделение полов означает, что при погружении в плотную материю магнит Начал стал слабеть, и люди начали смешиваться или сочетаться незаконно" (Письма Е. Рерих: от 5.5.34).

с. 158 Пространственный Огонь, или Космический Разум... - "Неправильно называть пространственный огонь Космическим Разумом. Ибо пространственный огонь есть Источник Жизни, следовательно, потенциальное сознание, или основа Разума. Космическим Разумом мы называем Разум проявленный, или коллективный Разум Иерархии Света. Пространственный огонь есть возбудитель, возжигатель, но также и взрыватель и сжигатель отбросов" (Письма Е. Рерих: от II. 1.35).

с. 176 Это столь... Его жизни. - "Для посвященных все боги были лишь олицетворением различных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до животных символов" (Письма Е. Рерих: от 26.5.34). "Что касается до вопроса о культе кошки и некоторых птиц в Египте, то, несомненно, обожествление животных в глазах масс проводилось с определенной целью. Чаще всего это имело чисто практическое и охранительное значение. Так, убийство священной птицы ибис каралось в Египте смертью. Но мы знаем, что Нил был полон крокодилами и долины Египта изобиловали ядовитыми змеями, уносившими тысячи жертв, и именно только птица ибис убивала этих змей и уничтожала крокодиловые яйца, тем предотвращая чрезмерное размножение этих чудовищ.

Также и обожествление коровы в Индии и запрещение убивать ее было вызвано необходимостью охранить это полезнейшее животное от истребления. Известно, что в древнейшие времена подобного обожествления не существовало, и население Индии питалось мясом этих животных.

И кошка в Египте была весьма полезна против нашествия крыс и мышей. Кроме того, кошка обладает большим запасом животного магнетизма и могла служить при низших вызываниях. Ведь и в Египте было немало чернокнижия. Борьба между белой и черной магией началась с незапамятных времен. Эти два противоположных стана вполне определились уже в Атлантиде.

Вы знаете, что в книгах Живой Этики имеется параграф о священных животных. Именно указано, что так называемые священные животные были не божествами, но естественными следствиями, в силу местных условий. И теперь люди часто говорят о священной обязанности, полагая при этом не религиозные обряды, но полезное нравственное действие. Условия древности часто требовали особого внимания к известным животным или деревьям и растениям. Священное означало неприкосновенность. Так охранялось нечто необходимое, редкое" (Письма Е. Рерих: от 18.2.36).

с. 184 ...Новое Учение... на смену всем старым Учениям... - "Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить". Истинно, каждый приходящий Учитель является законодателем и огненным очистителем одновременно. Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.

Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений" (Письма Е. Рерих: от 30.6.34).

с. 186 ...все Личные Боги... в небытие. - "Создатели миров или планет являются Зодчими нашей настоящей и будущей Вселенной. В дни Пралайи Они держат великий Дозор Брахмы и намечают следующую эволюцию Космоса. Потому Венец Космического разума не зависит от Манвантар; истинно. Они пребывают на протяжении Беспредельности" (Письма Е. Рерих: от 6.12.34).

с. 340 ...знакомство с оккультной литературой... - "Теперь перейду к вопросу о книге вообще. Вопрос этот, видимо, всех очень тревожит. Конечно, не может быть запрета читать книги по разным отраслям знания, искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять свое знание, но необходимо научиться разбираться в качестве их. Так, я всегда остерегала от псевдо-оккультных книг. И, конечно, когда есть возможность иметь все сокровища книг Учения Жизни, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути знания, когда есть возможность ознакомиться с Письмами Махатм в их полном английском издании и с трудами Е. П. Блаватской, которых немало, то чтение остальных книг, за малыми исключениями являющихся их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть лишь трата времени. Так, например. Эзотерический Буддизм Синнетта написан целиком на основании полученных им, через посредство Е. П. Блаватской, писем от Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании большого тома Письма Махатм к Синнетту. Лично я всегда советую,

Наши рекомендации