Цель изадачиучебного предмета.

Цельюучебногопредмета«Работа в материале» являетсяовладение знаниями и представлениямиоб искусствехудожественногоремесла,формирование практических уменийинавыков, развитие творческихспособностейииндивидуальностиучащегося,а такжеподготовкаодаренныхучащихсякпоступлениювсредние ивысшиеучебных заведения по профилюпредмета.

Задачиучебного предмета «Работа в материале»:

-приобщениеучащихся к истокамнародногоискусства;

- созданиеусловийдля формированияхудожественно-творческойактивностиучащихся;

-формированиепрактическихнавыковиприемовпо изготовлению народной игрушки;

-освоениедетьмипроцессаизготовления народной игрушкой,кактворческогопроцесса,т.е. сочинительствановогосиспользованиемнакопленныхзнаний;

-формированиесредствамидуховнойкультурыучащихсяи потребностиобщенияихсискусством.

Обоснование структурыпрограммы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являютсяФГТ,отражающие всеаспекты работы преподавателя сучеником.Программа содержит следующиеразделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределениеучебного материалапо годамобучения;

-описаниедидактическихединицучебного предмета;

-требования куровню подготовкиобучающихся;

-формы и методы контроля, системаоценок;

- методическоеобеспечениеучебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержаниеучебного предмета».

Методыобучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующиеметоды обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ,наблюдение, демонстрацияприемов работы);

-практический;

-эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, художественныевпечатления).

Предложенные методыработыврамках предпрофессиональнойобразовательной программыявляются наиболеепродуктивными при реализациипоставленныхцелейи задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладноготворчества.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории оборудованные, столами и стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями,мебелью,

- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия,технологические карты, плакаты,фондработучеников, настенные иллюстрации,магнитные доски;

- демонстрационные:подлинникиизделий народноготворчества,выполненные в разных материалах;

- электронные образовательные ресурсы:мультимедийныеучебники, мультимедийные универсальныеэнциклопедии, сетевыеобразовательныересурсы;

- аудиовизуальные:слайд-фильмы, видеофильмы,учебныекинофильмы, аудиозаписи.

Описаниематериально-технических условийреализацииучебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступомк библиотечнымфондамифондам аудиоивидеозаписейшкольной библиотеки.Вовремя самостоятельнойработы обучающиесямогут пользоватьсяИнтернетом длясбора дополнительногоматериала по изучению предложенныхтем,в томчисле,архитектуры,транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основнойидополнительнойучебнойиучебно-методическойлитературыпо декоративно-прикладному искусству,историимировойкультуры,художественнымиальбомамипо видамискусства.

II.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержаниеучебного предмета«Работа в материале»построено сучетомвозрастных особенностейдетей, включает теоретическуюи практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучениеучащимися историинародной игрушки, региональныхособенностейитехнологическихприемов, включает в себя задания по аналитическойработев областидекоративно-прикладногоискусства. Практическая частьосновананаприменениитеоретическихзнанийинавыков в учебномитворческомопыте.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН.

Первый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Детские возрастные куклы.     Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Игровые куклы. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Дымковская игрушка. Лепка. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Дымковская игрушка. Роспись. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Мягкая игрушка из носок. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Мягкая игрушка из ткани. Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:
             


Второй год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Куклы в целительстве. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Обрядовые домашние куклы. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Филимоновская игрушка. Лепка. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Филимоновская игрушка. Роспись. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Текстильная игрушка Зайка. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Текстильная игрушка Мишка. Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:
             

Третий год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Осенние куклы. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Зимние куклы. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Каргопольская игрушка. Лепка. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Каргопольская игрушка. Роспись. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Декоративная кукла в костюме Русского Севера. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Декоративная кукла в Кубанском костюме. Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:

Четвертый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Весенние куклы. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
1.3 Летние куклы. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки.
2.1 Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Калининская игрушка. Лепка. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Калининская игрушка. Роспись. Беседа, наглядные пособия, просмотр
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Декоративная кукла в Донском костюме. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
3.3 Декоративная кукла в Терском костюме. Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:

Пятый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторных     Методы и формы контроля
Теория Практика
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы.
1.1 Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2 Свадебные куклы. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы, просмотр
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки.
2.1 Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2 Соломенные птицы. Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы
2.3 Соломенные животные. Беседа, наглядные пособия, просмотр    
Раздел 3. Искусство современной игрушки.
3.1 Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2 Кукла Тильда – Ангел. Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
Раздел 4. Итоговая работа.
4.1 Выбор и подготовка материалак итоговой работе. Изучение материала. Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
4.2 Выполнениеэскиза. Изготовление итоговой работы. Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
4.3 Изготовление и оформление итоговой работы. Беседа, наглядные пособия, просмотр
  Итого:

Год обучения

№п/п Наименование темы Количество часов Методы и формы контроля
всего аудит. самост.
Раздел 1. Из истории развития ткачества
1.1. Декоративное искусство. Искусство художественного ткачества Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с образцами ткачества поясов Беседа, экскурсия
Раздел 2. Витье и плетение поясов  
2.1. Основные сведения о поясе, как о предмете определённых обычаев   Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
2.2. Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов. Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
2.3. Плетение пояса на пальцах (дёрганье)
2 4. Плетение пояса на игле
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на дощечках
3.1. Основные сведения об изготовлении пояса на дощечках. Заправка дощечек основой Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
3.2. Выполнение образцов плетения на дощечках (закладки) Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
Раздел 4.Творческая работа «Традиция»
4.1. Разработка проекта пояса Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
4.2. Заправка дощечек нитями основы в соответствии с разработанным проектом Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
4.3. Выполнение проекта в материале
4.4. Оформление концов пояса кистью
Раздел 5 Основные приемы ткачества. Ткачество на бёрдышке
5.1 Закономерности образования орнаментов на поясах, сотканных на бёрдышке Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
5.2 Инструменты и материалы, используемые в работе. Снование основы для узорного пояса
5.3 Ткачество на бёрдышке без рисунка Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы
5.4 Выполнение образцов узорного ткачества (написание букв)
5.5 Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент)
Раздел 6.Творческая работа «Традиция»
6.1. Разработка проекта ткачества узорного пояса на бёдрышке Беседа, проектный метод, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение
6.2. Выполнение проекта в материале Проектный метод, проверка выполненной работы
6.3. Оформление концов пояса кистью
  Итого:  
             

ГОДОВЫЕТРЕБОВАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВИ ТЕМ.

Первый год обучения

Наши рекомендации