Игральные карты «высший сорт». художник н.н. каразин. 1897 г.
На поприще «карточной живописи» пробовал себя и другой известный русский художник - Н.Н. Каразин. Выпускник Академии художеств, которую посещал вольнослушателем, Николай Николаевич Каразин прославил себя не только художественной живописью, но, как и Микешин, превосходными иллюстрациями произведений русских классиков - Пушкина, Гоголя, Толстого. Современники называли Каразина «изрядным рисовальщиком», и не было ни одного журнала, который хотя бы раз не воспользовался его услугами. Славу перво-
5 Подробнее об этой колоде: Демиденко Ю.Б. Игральные карты «в русском вкусе». //Наше наследие. № 47. 1998. С. 124-128.
го в России акварелиста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисленными работами акварелью, карандашом и пером, и, между прочим, явился создателем русской художественной почтовой открытки.
Н.Н. Каразин |
Создавая эскизы для новых русских карт «Высший сорт», Каразин в наибольшей степени проявил себя как знаток этнографических тонкостей - игральные карты, получивших неофициальное название «Исторические», он иллюстрировал, используя национальные образы народностей, населявших Российскую Империю. Так, пики у него представлены стилизованными киргизами, трефы - украинцами, бубны - литовцами, а червы - русскими. При всей бесспорной этнической узнаваемости наряда доскональной костюмной точности у Каразина, как и у Микешина, конечно же, нет -основной упор художник делает на знаковые национальные особенности самого образа. Трефовый король- грозный гетман с огромными усищами, червовая дама-русская «красна девица», словно только вышедшая из «палат белокаменных», бубновый король- господарь с явным польско-литовским «налётом».
Каразин подготовил два варианта «Исторических» карт-один датирован 1897-м, а второй - 1898-м годом. Нa первый взгляд эти два варианта очень схожи, однако в более ранней версии трефовый валет - это бравый казак-вояка,
а вот в колоде, датированной
1898 годом, это уже «мирный украинский хлопец». Очевидно, перемена образа трефового валета с воинственного на бо-
28 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
лее мирный была своеобразным «реверансом» в сторону Его Императорского Величества Николая II - как раз в августе 1898 года Россия разослала правительствам государств всего мира ноту о недопустимости дальнейшей гонки вооружений. Невероятное для того времени предложение русского царя удивило Европу. Некоторые политики приветствовали его и утверждали, что царь войдёт в историю как Николай Миротворец.
Прекрасно вырисованные, многоцветные карты, изготовленные по эскизам Николая Каразина Петербургской карточной фабрикой, к сожалению, популярностью у покупателей не пользовались. Это можно объяснить тем, что за внешними эффектами художественного мастерства была утрачена цельность собственно карточной стилистики, усугублённая недостаточной ясностью и некоторой мелковатостью фигур. По сообщениям современников, в московском магазине карточного ведомства «истинно художественные карты Каразина имеют очень незначительный сбыт».