Тема 5. Выполнение на выбор декорирования плоскости с различными видами ритмов.

Лекционное занятие. Ритмы в декоративной композиции. «Золотое сечение». Ритмическая организация. Метрический и неравномерный ритм. Статический и динамический узор. Ритмический строй. Мотив. Раппорт. Монораппорт. Сетчато-раппортный орнамент. Пластика. Симметрия. Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни.

Практическая работа.

1. Выбор ритмов (2-3 вида), составление эскизов композиции, заполненной разными ритмами.

Материал: бумага, карандаш, гуашь или акрил, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости листа.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь или акрил, кисти № 1-6.

- перевод эскиза композиции на плоскость листа;

- заливка цветом основных ритмов;

- подмалевка более мелких элементов ритмов;

- доработка.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 6. Выполнение трансформации натюрморта из геометрических предметов.

Лекционное занятие. Трансформация натюрморта из геометрических предметов. Декоративная роспись в интерьере.

Практическая работа.

1. Выполнение эскизов натюрморта из геометрических предметов, их трансформация.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости листа.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.

- перевод эскиза композиции на плоскость листа;

- заливка ахроматическим цветом основных ритмов;

- подмалевка более мелких элементов;

- доработка.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 7. Выполнение объемно-пространственной композиции с развитием в глубину, учетом световоздушной передачи перспективы, используя колористическое восприятие геометрических форм.

Лекционное занятие. Объемно-пространственная композиция с развитием в глубину, учетом световоздушной передачи перспективы. Использование колористического восприятия геометрических форм пейзажа.

Практическая работа.

1. Выполнение эскизов пейзажа из геометрических форм с развитием в глубину. Учет световоздушной передачи перспективы в колористическом решении.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости листа.

Материал: бумага А-2 формата, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.

- перевод эскиза композиции на плоскость листа;

- заливка цветом основных форм, учитывая декоративную подачу воздушной перспективы;

- подмалевка более мелких элементов;

- доработка.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 8. Выполнить композиционное решение декоративного пейзажа.

Лекционное занятие. Стилизация пейзажа. Цвет в стилизации. Цвет как декоративное средство композиции.

Практическая работа.

1. Выбор пейзажа, составление эскизов декоративной композиции.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости листа.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.

- перевод эскиза композиции на плоскость листа;

- заливка цветом основных форм;

- подмалевка более мелких элементов;

- доработка.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 9. Выполнить композиционное решение декоративного портрета с отражением внутреннего мира натурщика через образ, атрибуты, стилизацию форм натурщика.

Лекционное занятие. Стилизация портрета. Отражение внутреннего мира натурщика через атрибуты, образное видение. Психофизиологическое воздействие цвета. Психологическая характеристика цвета. Физические и эмоциональные ассоциации цвета.

Практическая работа.

1. Выполнение этюда натурщика, составление эскизов декоративной композиции портрета. Выбор колористического решения декоративного портрета.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости листа.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.

- перевод эскиза композиции на плоскость листа;

- заливка цветом основных форм;

- подмалевка более мелких элементов;

- доработка.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 10. Выполнить творческую работу на основе изученного материала.

Лекционное занятие. Обзор по изученным темам.

Практическое занятие. По изученным темам выполнить творческую работу на выбор.

Критерии оценки

Критерии оценок по дисциплине «Декоративная композиция в художественной росписи».

- оценка «5» ставится, если в работах соблюдены следующие требования:

- на просмотр представлено необходимое количество работ,

- соблюдены законы построения декоративной композиции в художественной росписи,

- соблюдены этапы выполнения работы,

- грамотно выполнены мотивы и элементы декоративной композиции,

- грамотно подобрана цветовая гамма,

- работа выполнена аккуратно,

- знание терминологии и основ декоративной композиции в художественной росписи.

- оценка «4» ставится, если в работах соблюдены следующие требования:

- на просмотр представлено необходимое количество работ,

- соблюдены законы построения декоративной композиции в художественной росписи,

- соблюдены этапы выполнения работы,

- имеются ошибки в выполнении мотивов и элементов декоративной композиции,

- грамотно подобрана цветовая гамма росписи,

- работа выполнена аккуратно,

- знание общей терминологии и основ декоративной композиции в художественной росписи.

- оценка «3» ставится, если в работе соблюдены следующие требования:

- на просмотр не представлено необходимое количество работ,

- соблюдены законы построения декоративной композиции в художественной росписи,

- имеются ошибки в построении композиции,

- имеются ошибки в выполнении мотивов и элементов декоративной композиции,

- цветовая гамма росписи подобрана не грамотно,

- работа выполнена аккуратно,

- некоторое знание терминологии и основ декоративной композиции в художественной росписи.

- оценка «2» ставится, если в работе соблюдены следующие требования:

- не соблюден стиль росписи,

- имеются ошибки в построении композиции,

- имеются ошибки в выполнении мотивов и элементов декоративной композиции,

- цветовая гамма росписи подобрана не грамотно,

- работа выполнена не аккуратно,

- нет знаний по терминологии и основам декоративной композиции в художественной росписи.

Вопросы для коллоквиума:

1. В чем суть закона равновесия в декоративной композиции?

2. Назовите виды ритмов.

3. Что означает «Золотое сечение»?

4. Какова символика желтого цвета?

5. Чем отличается закон симметрии от асимметрии?

6. Какими средствами декоративной композиции можно воспользоваться для выражения статики?

7. Назовите основные особенности Жостовской росписи.

8. Чем отличается мотив от ритма?

9. В чем суть стилизации?

10. Каковы особенности стилизованного натюрморта?

11. Какими средствами декоративной композиции можно воспользоваться для выражения динамики?

12. Какие виды орнамента известны?

13. Назовите формы Крымского искусства.

14. Что означает «трехкомпонентность»?

15. В чем отличие орнаментов по регионам?

16. Назовите этапы работы над орнаментальной композицией.

17. В чем особенность федоскинской лаковой миниатюры?

18. Назовите несколько изобразительных декоративных мотивов и символов в народной росписи.

19. Какие основные элементы народной росписи известны?

20. Назовите особенности монокомпозиции.

21. Назовите 3 аспекта анализа предмета для последующей его стилизации.

22. В чем сущность стилизации пейзажа?

23. Каковы основные средства стилизации портрета?

24. Чем отличается замкнутая композиция от открытой?

25. Что означает эмоциональная выразительность в цвете?

26. Чем отличается ритмическая организация от ритмического строя?

27. Какие особенности орнаментальной композиции?

28. В чем сущность физического и эмоционального воздействия цвета?

29. Как происходит передача динамики в цвете?

30. Поясните леанарное и пятновое решение мотивов.

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

2. Буткевич Л.М. История орнамента – М: ВЛАДОС, 2009. - 267 с.

3. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы - Ижевск.: Удмуртский университет, 2009. – 90 с.

4. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.

5. Жукова Н.И., Франк Э. Декорирование поверхностей. – М.; АСТ-Пресс. -2014 – 128 с.

6. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Дизайн поверхности. Композиция, пластика, графика, колористика. - М.: КДУ, 2010.- 239 с.

7. Крис Фрост. Дизайн газет и журналов. - М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. – 232 с.

8. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: ВЛАДОС, 2009.- 160 с.

9. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика. – М.; Феникс, 2009. – 96 с.

10. Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство – М.: ВЛАДОС, 2013. – 400 с.

11. Сотников Б.Е. Объемно-пространственная композиция. - Ульяновск: УГТУ, 2009. – 68 с.

б) дополнительная литература:

1. Величко Н.А. Роспись. Техники. Приемы, изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009. - 224 с.2. Ефимов А. В.Цвет+ форма. -М.: БуксМАрт, 2014. – 616 с.3. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. – М., 2001. – 178с.

4. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. - М.: Эксмо, 2010.- 720 с.

5. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. - 152 с.

6. II Международная научно-практическая конференция «Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни»: сборник докладов / под общ. ред. С. Э. Ермакова, Г. Э. Адамовича. – Мн.: ЗАО «Белхардгрупп»; М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 204 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. Энциклопедияросписей Cozyhome.ucoz.ru

2. coposic.ru›kompoziciya-napravlenie/k-dekorat…

3. http://ui.tsu.ru/document.php?id=2045.

4. coposic.ru›kompoziciya-napravlenie/k-dekorat…

5. Содержание лекций и рекомендации для выполнения практических работ

5.1. Законы декоративной композиции:

Закон равновесия утверждает: все элементы композиции должны быть уравновешены друг относительно друга. Другими словами, когда вы рассматриваете рисунок, у вас не должно возникать ощущения перекоса или того, что какая-то деталь сместилась вниз или в сторону. Любое чувство дискомфорта при рассматривании изделия часто бывает вызвано именно неуравновешенностью деталей. У некоторых людей такое чувство врожденное.

Чтобы не совершить ошибку, надо помнить несколько простых правил. Большую, но светлую или неяркую деталь можно уравновесить одной или несколькими мелкими более темного цвета. Светлое изображение на темном фоне выглядит более крупным, чем темное изображение такого же размера на светлом.

Закон симметрии требует точного соответствия правой и левой частей композиции, асимметрия же предполагает нарушение симметричного равновесия, что приводит к динамичному решению работы.

Выделяют два вида композиционного равновесия:

1.Статическое равновесие возникает при симметричном расположении элементов изображения относительно геометрического центра или осей РПИ. Для симметричных композиций характерны статика, покой, устойчивость, замкнутость и рациональность. Симметрия не является синонимом равновесия. Бывает, что из-за нарушения пропорций или масштаба даже строго симметричная форма становится зрительно неуравновешенной.

2.Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении элементов. Для асимметричных композиций характерны динамика, беспокойство и эмоциональность. Хорошо найденное симметричное решение композиции воспринимается легко, почти сразу, а гармония асимметрии раскрывается постепенно.

Симметрия гармонии не гарантирует, так же как асимметрия не означает дисгармонии.
Теория симметрии тщательно разработана в математике. Выделено большое количество групп симметрии, разработаны понятия симметрии кристаллических структур, криволинейной и динамической симметрии, симметрии подобия и антисимметрии. Симметрия (греч.«соразмерность») – закономерность в расположении предметов и их частей на плоскости или в пространстве.

Симметричная фигура состоит из равных, правильно повторяющихся частей и может совмещаться сама с собой в результате симметрических преобразований.

Симметрические преобразования: отражение – зеркальная симметрия; вращение – поворотная симметрия; перенос – трансляционная симметрия (симметрические преобразования подразделяются на два типа: конечные или точечные, при которых хотя бы одна точка фигуры остается неподвижной; бесконечные или пространственные; виды симметричной композиции: центрическая, линейно-ленточная, плоскостная, объемная).

Воплощением и синонимом трансляционной симметрии является метрический повтор (метрический повтор или метр – неоднократное, с равным интервалом повторение какого-либо элемента).

Закон ритма создается чередованием одного и того же предмета или движения. В декоративной композиции – ритм создается при повторении мотива орнамента. Метрический ритм самый простой — размеры элементов и размеры пробелов одинаковы (отсюда метроном). Ритм, благодаря повторам элементов, создает впечатление условного движения. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность называются ритмом. Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Чередовать можно элементы, объемы, цветовые пятна, какие-либо детали и др. В произведениях декоративной и монументальной живописи почти всегда используется скрытая или ясно различимая метрическая основа композиции. Для метра характерно большое, до бесконечности количество элементов. Когда число элементов в ряду превышает 6 – 7, оно воспринимается не в отдельности, а как группу. Элементом метрического ряда может быть любая пластическая единица – от сложного цветного, объемного элемента до простой точки, удобной для схематического обозначения.

Виды метра:

1. Простой, основанный на повторе одного элемента

2. Сложный, основанный на координации двух метрических рядов с разным шагом

3. Весьма сложный, основанный на координации трех и более метрических рядов (с совпадением шага во всех рядах; с совпадением шага в некоторых рядах и не совпадением в других; несовпадением шага во всех рядах).

Ритм – закономерное изменение порядка, постепенные качественные изменения в ряду чередующихся элементов (нарастание – убывание шага, объема или площади акцентов, силы тона, качеств цвета, сгущение – разряжение структуры).

Направление ритмичного нарастания – убывания может быть самым разнообразным: прямолинейным, криволинейным, дугообразным, концентрическим, спиральным, радиальным, волнообразным и т.д.

В математике и технической эстетике отступление от выбранной закономерности в ритмическом ряду считается утратой целостности ритма.

В изобразительном искусстве ритм предполагает отступление от строгой упорядоченности. «Перебои» ритма, акценты, пустоты, «стяжения» - характерные особенности живописной композиции. Оценки «ритмично», «неритмично» по отношению к живописи основаны на необъяснимом для авторов «чувстве ритма».

В схемах часто пользуются волнообразной кривой, объединяющей элементы. Но более существенно для ритмического построения деление на группы, сгущение и разрежение групп, короткие цезуры и длительные паузы. Для картины более существенны, говоря языком геометрии, не поперечные, а продольные колебания, вдоль оси движения.

Сложность проблемы ритма в картине и сложность его схематического изображения состоит конечно и в том, что ритмично не только построение на плоскости, но и построение в глубину. Кривые, наглядно выражающие ритмы во фронтальной плоскости, следовало бы во многих случаях дополнить кривыми, выражающими движения и группировку «в плане».

Наряду с ритмикой линий, распространяющейся на всю плоскость картины, следует говорить и о ритме цвета - цветовых рядах, цветовых акцентах и о ритме ударов кисти художника, единообразии и вариативности ударов по всей плоскости холста.

Когда движение идет по принципу нарастания или затихания с одного края к другому, то здесь, как правило, сюжетно-композиционный центр отсутствует и главным принципом построения композиции становится ритм. Объединение по три и цезуры между группами конструктивно необходимы в растянутой росписи. Но, кроме того, деление на группы „по три", как стихотворение, разбитое на строфы. Конструктивные связи могут создаваться любыми средствами данного вида искусства. Их функция - облегчать обзор и выделять для восприятия, а иногда и подсказывать смысловые, внутренние связи.

Метр или метрический порядок — простейшее проявление ритма в повторе одинаковых элементов при равных промежутках между ними.

Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор (метрический) статичен.

Метрические ряды разнообразны. Простейший ряд, как уже отмечалось, основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее сложные ряды — ряды, содержащие в себе повторы различных элементов в сочетании с повторами различных интервалов.

Наиболее интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. В противном случае неизбежно появляется ощущение случайного, хаотичного.

 
 

Метрические ряды имеют закономерные отклонения в своем последнем звене. Это — увеличение или уменьшение элементов ряда. Они необходимы как своеобразный финал, логическое и эмоциональное завершение композиции.

Закон мотива и среды (доминанты). В любой композиции для нормального ее восприятия необходим главный элемент всей композиции. Доминанта (мотив) всегда тесно взаимосвязана со средой. Связь может быть простой (например, среда состоит из разреженных элементов мотива) и опосредованной, вплоть до контраста. Мотив не должен располагаться в геометрическом центре листа или точно по его середине. В первом случае будет создаваться впечатление, что мотив находится ниже центра листа, и в обоих случаях композиция будет скучной. Существуют европейская и восточная схемы создания композиции. Эти схемы довольно условны, но основаны на особенностях восприятия человека и эстетических взглядах населения целых регионов.

«Европейская схема главенствовала в Европе вплоть до XIX в., пока импрессионисты, заинтересовавшись Японией, не открыли ее искусство для остальных. Итак, европеец, увидев не только картину, но и просто прямоугольный лист бумаги, непроизвольно в первую очередь взглянет в точку, расположенную чуть выше центра листа. Присмотритесь к произведениям искусства: как правило, именно в этой точке расположено лицо портретируемого или лицо центральной по замыслу фигуры (многочисленные мадонны Возрождения), интересное цветовое пятно или элемент в пейзаже.

На Востоке, в Японии и Китае, где красивой признается только асимметрия, схема совершенно иная. Лист условно делят с каждой стороны на три части. Около места пересечения этих линий в одном из углов и помещают главный мотив. Около него могут быть расположены вспомогательные элементы рисунка, поддерживающие основной. Например, если доминантой является цветок или группа цветов, то в качестве поддержки, своеобразной среды могут служить различные веточки, отдельные цветы или бутоны. Благодаря массовому увлечению восточными видами искусства и философией (икебана, фэн-шуй) эта схема стала чуть ли не более популярной, чем традиционная европейская» [3; 5; 8; 12].

Закон трехкомпонентности соответствует понятию словосочетания «большое, малое, среднее» и тесно связан с законом пропорциональности. Для создания сложной и выразительной орнаментальной композиции достаточно и необходимо показать три разных рисунка, или три разных размера одного рисунка, или три разных поворота одного рисунка и периодически их повторять. Число "три" является тем минимальным числом, которое позволяет определить все разнообразие какого-то явления.

Большую роль в выразительности композиции играют статикаидинамика. Статичная композиция выглядит устойчивой, спокойной, часто бывает симметричной, характеризуется членением композициями вертикалями и горизонталями.

Если вы хотите передать движение, стремление, порыв, то ваша композиция должна быть динамичной. Она требует резкой перемены в направлении движения масс расположенных элементов картины по диагоналям, спиралям, зигзагам. Еще один признак динамичной композиции — ее открытость, незамкнутость. Это проявляется в том, что линии движения направлены от центра к краям.

В замкнутой композиции взгляд зрителя скользит от мотива к краям картины, элементам среды и снова возвращается к мотиву. Все части такой работы связаны между собой.

В открытой композиции, наоборот, взгляд, проходя по линиям композиции, выходит за ее пределы, часто домысливая продолжение. Создавая свою композицию, не стремитесь точно следовать «букве закона». Как правило, человек интуитивно располагает элементы рисунка если не оптимально, то близко к идеалу. Проверьте, насколько правильна ваша работа в том случае, если при взгляде на нее возникает ощущение дискомфорта, нестабильности»

Закон пропорциональности — основной закон орнаменталистики. В орнаментальной композиции этот закон заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и между собой. Эта соразмерность может относиться как к равенству, так и к противопоставлению характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Скучной будет композиция, построенная на одинаковой соразмерности характеристик. Она будет похожа на правильное геометрическое построение. Чтобы этого избежать, необходимо противопоставить одному композиционному принципу (и тем самым выделить его) другой, контрастный и противоположный ему. Этого можно добиться, придав одним элементам (мотивам) орнамента статичность, а другим — динамическую напряженность, используя разномасштабность, поворот, асимметрию, цветовое или тоновое противопоставление.

Закон соподчинения диктует необходимость гармонизации всех противоречий (противопоставления свойств и характеристик мотивов) для достижения целостности композиции. Разное звучание выразительных средств орнаментальной композиции достигается путем выделения главных из них и подчинения им других, второстепенных, или выделения композиционного центра.

Закон контраста в общем виде формулируется так: взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет противоположности, а взаимодействие родственных элементов смягчает и ослабляет их качества.

Следствием закона контраста является правило группирования: детали, подобные по размерам, или форме, или цвету и близкие по расположению, зрительно объединяются в одно целое. Части, идентичные по размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.

Закон орнаментального контрапункта: построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.

Закон простоты: достижение максимальной выразительности орнаментальных композиций минимальными средствами при минимальном определении подробностей. В других источниках рассматриваются следующие законы орнаментальной композиции:

Закон соподчиненияв штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции ясно выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.

Важными компонентами композиции являются цвет и колорит, которые определяют эмоциональную окраску, раскрывают идейную направленность, помогая выражению внутренних переживаний художника и эстетически гармонизируя работу.

Наши рекомендации