Темы лекционных и практических занятий

Тема 1. Применить средства художественной выразительности декоративной композиции: предметность, пропорции, ритм, масштаб, используя свойства декоративной тематической композиции, законы декоративной тематической композиции, приемы построения композиции.

Лекционное занятие. Сюжетная анималистическая декоративная композиция. Соответствие декоративной композиции выбранному формату. Основные законы декоративной композиции: равновесие мотива и среды, трехкомпонентности, статики и динамики, соподчинения, доминанты, контраста, правила группирования, орнаментального контрапункта (если орнаментальная композиция), простоты, наложение и врезка, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, цвет, композиционные оси. Замкнутая, открытая композиция.

Особенности приемов декоративной композиции в художественной росписи: по кости, дереву, металлу, ткани, папье-маше (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, Жостово, Гжель, Хохлома).

Практическая работа.

1. Выбор сюжета, составление композиции по выбранному формату. Выполнение эскизов.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.

- перевод эскиза на плоскость листа по форме композиции;

- заливка цветом основных плоскостей;

- подмалевка элементов;

- декорирование работы.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 2. Подобрать родственные цвета для создания композиции художественной росписи. Выполнить декоративную композицию натюрморта.

Лекционное занятие. Стилизация натюрморта. Цвет в декоративной композиции. Родственные цвета.Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы. Орнаменты.

Практическая работа.

1. Выбор сюжета, составление композиции натюрморта по выбранной теме. Выполнение эскизов тематического натюрморта.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь, кисти № 1-6.

- перевод эскиза натюрморта на плоскость листа по форме композиции;

- заливка цветом основных плоскостей;

- подмалевка элементов;

- декорирование работы.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Тема 3. Выполнить стилизацию орнаментальной композиции (объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности).

Лекционное занятие. Трансформация объемно-пространственной формы в плоскую, используя обобщение и условности. Орнаментальная композиция. Орнаментальные геометрические мотивы в народных промыслах.

Практическая работа.

1. Выбор сюжета, составление композиции из объемно-пространственной формы в плоскую. Выполнение эскизов различных объемно-пространственных форм (раскладка предметов по плоскостям, граням).

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции из объемно-пространственных предметов на плоскости.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь или акрил, кисти № 1-6.

- перевод эскиза на плоскость листа по форме композиции;

- разбивка цветом основных плоскостей;

- заливка дополнительным цветом элементов;

- доработка.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Задание 4. Выполнение наиболее широко использующейся линейно-пятновой трактовки растительных мотивов (стройная композиция пятна и линии) в ленточном орнаменте.

Лекционное занятие. Стилизация растительных мотивов. Стройная композиция пятна и линии в ленточном орнаменте. Виды орнаментов. Леанарное и пятновое решение мотивов. Леанарно-пятновое. Орнамент по регионам. Языческие мотивы и символы в народных росписях - хохломская, мезенская, городецкая.Основные элементы народной росписи (штампик-тычок, капелька, серб, усики, стришок, спираль).

Практическая работа.

1. Выбор сюжета, составление ленточно-орнаментальной композиции. Выполнение эскизов стилизации растительных мотивов.

Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

2. Выполнение композиции на плоскости листа.

Материал: бумага, карандаш В, гуашь или акрил, кисти № 1-6.

- перевод эскиза линейно-пятнового ленточного орнамента на плоскость листа;

- заливка цветом основных плоскостей;

- подмалевка элементов;

- декорирование работы.

Просмотр работ, обсуждение, самооценка.

Наши рекомендации