Особенности руководства по возрастам
возраст | особенности | условия | приемы | Роль взрослого |
младший | 1 постройка в горизонтальном плане, 2 процессуальность постройки (ломает, строит снова), 3 часто строительство опережает замысел (не знает, что строит), 4 постройки рядом. | 1 не очень мелкий строительный материал, 2 напольный материал из пластмассы, дерева, 3 игрушки для обыгрывания. | 1 по образцу, 2 рассматривание постройки воспитателя, 3 показ способов возведения постройки, 4 напоминания, 5 подсказ замысла, 6 привлекает внимание к постройкам других детей, 7 показ способа распределения обязанностей. | 1 принимает не- посредственное участие. 2 основная задача - перевести индивидуальны постройки в групповые, 3 помогает объединять постройки сюжетом. |
Сред | 1 дети выполняют симметрич- ные постройки, 2 интерес к украшению построек. | + материал для укра- шения по- стройки (бумага. клей, кар- тон). | 1 обыгрывание построек воспитателя, 2 по условия, 3 завершить незаконченный образец. | нужно перевести С.-К.И. в С.-Р.И 2 приёмы с занятия переносятся в игру. Педагог продолжает быть участником игры |
старший | 1 в вертикальном плане, 2 предвари- тельное планирование (цель общая, функции разные), 3 менее громоздкие, похожи на реальные, 4 связь игры и труда -для других | + конст- руктор. много до- полнитель- ного мате- риала. | 1 совет, напоминание, 2 беседы до начала, рассматривание иллюстраций. 3 частичный показ(1/3), • 4 анализ детских построек: • организация, • самостоятельность, • показать способ взаимоотношений и проявления творчества. | Практически не участвует - только при внесении нового материала; в конфликтных ситуациях. |
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
младший | средний | старший | |
Сюжет | В основе лежит непосредственный опыт (цепочка знакомых действий).количество персонажей ограничено 1-3. отношения между ними определяются по ходу игры. Предметы заместители используются только для неодушевленных предметов | Опосредованный опыт (от других детей) сюжеты более сложные и многообразные 3-5 игрушек Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники. иногда планируется взаимодействие В сюжеты вплетаются личные воспоминания, переживания при неправильном руководстве появляются игровые шаблоны появляется совместная режиссерская игра | Комбинируют знания из разных источников в процессе передачи образа Сюжеты сложные иногда игра длится несколько дней Количество игрушек не ограничено Предметы заместители для одушевленных и неодушевленных Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника большая игрушечная собака может стать медведем, а маленькая — зайчонком, кусок серой ткани — волком и т. д. |
Действия роль | За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения (собачка только собачка). Роль определяет сюжетные события. Если есть сюжетная игрушка, но нет опыта или знаний сюжет не развивается ( игрушка-космонавт) либо отказ от игры либо несюжетная манипуляция Одно и тоже действие с несколькими игрушками Ассоциативный характер роли ( тарелка только кушать) | С одной игрушкой несколько ролевых действий Появляются главные и второстепенные роли Увеличивается количество действий . Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвай чик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика. | Разнообразные игровые действия. Наряду с обычными игрушками много предметов заместителей Вместо бегемота – диванная подушка Кубики, фишки |
Ролевая речь | описательно-повествовательная речь Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит — Даша ягодки собирает... Он приземляться начал — трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила». Характерно проговаривание происходящих в игре событий, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже. | Появляются диалоги и отдельные оценочные суждения фу ты какая Игра постоянно сопровождается речью. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! | Эмоциональные диалоги. Яркие оценочные суждения У мальчиков речь становится более свернутой |
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Дидактические игры в детском саду
1 понятие и структура игры.
2 требования и значение.
3 виды.
4 руководство.
Понятие и структура.
Дидактическая игра - игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей.
Структура.
1 Дидактическая задача - определяется целью игры, которую ставит воспитатель, а для детей она преобразуется в игровую задачу и формулируется по-другому
2 Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и познавательную деятельности детей {обучающие); определяют условия выполнения игровых действий, очерёдность {организующие); контролирующие поведение ребёнка {дисциплинирующие)
3 Игровые действия - способ выполнения поставленной задачи (чтобы узнать, какой предмет лежит в волшебном мешочке, опустить туда реку и поступать: внешние (практические - зеленую машинку в зелёный гараж); внутренние (умственные - сложить в уме и сказать).
4 Результат - выполнение игровой задачи через игровое действие; удовольствие: "Лото".
Требования.
1 наличие увлекательной задачи, которая требует от ребёнка усилий и пре
одоления некоторых трудностей,
2 сочетание дидактизма с занимательностью,
3 решать воспитательные задачи,
4 соответствовать возрасту.
Значение.
1 умственное.
2 сенсорное (различные анализаторы),
3 нравственное,
4 эстетическое.
Виды.
1 В зависимости от наглядного материала (Бондаренко А.К.):
• с предметами (игрушки, материал: "Что пропало"),
• настольно-печатные ("Лото"),
• словесные ("Кто кричит")
2 Сорокина Л.Т.:
• игры-путешествия (настольные или по групповой комнате),
• игры-поручения (собери в корзину овощи),
• предположения (если бы я попал на необитаемый остров),
• загадки (на березе было 5 веток, на каждой по яблоку),
• беседы (с персонажем: что собрать Незнайке в школу).
Руководство.
'Виды игр | Дид. задача | Игр.правила | Игр.действия | Результат, анализ |
Младший возраст | ||||
С предметами и с их изо- бражениями, в конце года настольно- печатные | 1 определение предмета на ощупь (заранее знакомит с предметом), 2 отгадывание движений животных, 3 на описание с наличием предметов (сочетать умственную задачу с движением). | 1 регулируют действия всей группы, 2 объясняются в процессе игры, 3 поочерёдно смотреть на детей, называя имя, 4 первому делать пробный ход, 5 и. по под- группам, выделить ребёнка, вокруг которого кон- центрируются действия. | Внешне- практические, воспитатель контролирует | 1 анализ даётся по ходу выполнения действий, 2 оценка положительная (на то, что требовала дидактическая задача), 3 после игры дать поиграть самостоятельно. |
Средний возраст | ||||
1 настольно- печатные, 2 словесные, 3 усложнение вариантов с предметами. | 1 загадывание загадок (опишу, а ты найди - пред- мета нет), 2 выделение существенных признака (посуда, мебель) | 1 2-3 обучающих правила, друг за другом с показом, 2 до начала игры, и тут же закрепляются | Воспитатель - участник в новых играх, Появляются умственные действия. | 1 оценка результата, 2 нравственные качества, которые понадобились в игре, 3 оценивается что не получилось и почему, дать возможность сразу переделать |
Старший возраст | ||||
Все виды игр, преимущест- венно словес- ные, приобре- тают форму соревнования. | 1 классифика-ция в умственном плане, 2 быстрое припоминание и точное определение словом ("Ле- тает-не летает"). | 1 правило,но более сложное, 2 правило может регулировать действия детей, 3 только напоминается. | 1 умственные действия, 2 воспитатель участником не является, он - контролёр. | Оценка диф- ференциро- ванная (каче- ства, понадо- бившиеся для достижения результата). |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
1.Определение П/И, значение в развитии ребенка д/в
2.Структурная характеристика П/и
3.Подходы к классификации П/И
4.Руководство П/И в разных возрастных группах