Особенности руководства по возрастам

возраст особенности условия приемы Роль взрослого
младший 1 постройка в горизонтальном плане, 2 процессуальность постройки (ломает, строит снова), 3 часто строительство опережает замысел (не знает, что строит), 4 постройки рядом. 1 не очень мелкий строительный материал, 2 напольный материал из пластмассы, дерева, 3 игрушки для обыгрывания. 1 по образцу, 2 рассматривание постройки воспитателя, 3 показ способов возведения постройки, 4 напоминания, 5 подсказ замысла, 6 привлекает внимание к постройкам других детей, 7 показ способа распределения обязанностей. 1 принимает не- посредственное участие. 2 основная задача - перевести индивидуальны постройки в групповые, 3 помогает объединять постройки сюжетом.
Сред 1 дети выполняют симметрич- ные постройки, 2 интерес к украшению построек. + материал для укра- шения по- стройки (бумага. клей, кар- тон). 1 обыгрывание построек воспитателя, 2 по условия, 3 завершить незаконченный образец. нужно перевести С.-К.И. в С.-Р.И 2 приёмы с занятия переносятся в игру. Педагог продолжает быть участником игры
старший 1 в вертикальном плане, 2 предвари- тельное планирование (цель общая, функции разные), 3 менее громоздкие, похожи на реальные, 4 связь игры и труда -для других + конст- руктор. много до- полнитель- ного мате- риала. 1 совет, напоминание, 2 беседы до начала, рассматривание иллюстраций. 3 частичный показ(1/3), • 4 анализ детских построек: • организация, • самостоятельность, • показать способ взаимоотношений и проявления творчества. Практически не участвует - только при внесении нового материала; в конфликтных ситуациях.

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

  младший средний старший
Сюжет В основе лежит непосредственный опыт (цепочка знакомых действий).количество персонажей ограничено 1-3. отношения между ними определяются по ходу игры. Предметы заместители используются только для неодушевленных предметов Опосредованный опыт (от других детей) сюжеты более сложные и многообразные 3-5 игрушек Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники. иногда планируется взаимодействие В сюжеты вплетаются личные воспоминания, переживания при неправильном руководстве появляются игровые шаблоны появляется совместная режиссерская игра Комбинируют знания из разных источников в процессе передачи образа   Сюжеты сложные иногда игра длится несколько дней Количество игрушек не ограничено Предметы заместители для одушевленных и неодушевленных Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобще­ния, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника большая игрушечная собака мо­жет стать медведем, а маленькая — зайчонком, кусок серой ткани — волком и т. д.
Действия роль За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения (собачка только собачка). Роль определяет сюжетные события. Если есть сюжетная игрушка, но нет опыта или знаний сюжет не развивается ( игрушка-космонавт) либо отказ от игры либо несюжетная манипуляция Одно и тоже действие с несколькими игрушками Ассоциативный характер роли ( тарелка только кушать) С одной игрушкой несколько ролевых действий Появляются главные и второстепенные роли Увеличивается количество действий . Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окру­жающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строч­ками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвай­ чик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика. Разнообразные игровые действия. Наряду с обычными игрушками много предметов заместителей Вместо бегемота – диванная подушка Кубики, фишки




Ролевая речь описательно-повествовательная речь Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит — Даша ягодки собирает... Он приземляться начал — трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила». Характерно проговаривание происходящих в игре событий, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значи­тельно реже. Появляются диалоги и отдельные оценочные суждения фу ты какая   Игра постоянно со­провождается речью. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голос­ком, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания вхо­дят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! Эмоциональные диалоги. Яркие оценочные суждения У мальчиков речь становится более свернутой

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Дидактические игры в детском саду

1 понятие и структура игры.

2 требования и значение.

3 виды.

4 руководство.

Понятие и структура.

Дидактическая игра - игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей.

Структура.

1 Дидактическая задача - определяется целью игры, которую ставит воспи­татель, а для детей она преобразуется в игровую задачу и формулируется по-другому

2 Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют по­ведение и познавательную деятельности детей {обучающие); определяют ус­ловия выполнения игровых действий, очерёдность {организующие); контро­лирующие поведение ребёнка {дисциплинирующие)

3 Игровые действия - способ выполнения поставленной задачи (чтобы узнать, какой предмет лежит в волшебном мешочке, опустить туда реку и по­с­тупать: внешние (практические - зеленую машинку в зелёный гараж); внут­ренние (умственные - сложить в уме и сказать).

4 Результат - выполнение игровой задачи через игровое действие; удовольствие: "Лото".

Требования.

1 наличие увлекательной задачи, которая требует от ребёнка усилий и пре­
одоления некоторых трудностей,

2 сочетание дидактизма с занимательностью,
3 решать воспитательные задачи,

4 соответствовать возрасту.

Значение.

1 умственное.

2 сенсорное (различные анализаторы),

3 нравственное,

4 эстетическое.

Виды.

1 В зависимости от наглядного материала (Бондаренко А.К.):

• с предметами (игрушки, материал: "Что пропало"),

• настольно-печатные ("Лото"),

• словесные ("Кто кричит")

2 Сорокина Л.Т.:

• игры-путешествия (настольные или по групповой комнате),

• игры-поручения (собери в корзину овощи),

• предположения (если бы я попал на необитаемый остров),

• загадки (на березе было 5 веток, на каждой по яблоку),

• беседы (с персонажем: что собрать Незнайке в школу).

Руководство.

'Виды игр Дид. задача Игр.правила Игр.действия Результат, анализ
Младший возраст
С предметами и с их изо- бражениями, в конце года настольно- печатные 1 определение предмета на ощупь (заранее знакомит с предметом), 2 отгадывание движений животных, 3 на описание с наличием предметов (сочетать умственную задачу с движением). 1 регулируют действия всей группы, 2 объясняются в процессе игры, 3 поочерёдно смотреть на детей, называя имя, 4 первому делать пробный ход, 5 и. по под- группам, выделить ребёнка, вокруг которого кон- центрируются действия. Внешне- практические, воспитатель контролирует 1 анализ даётся по ходу выполнения действий, 2 оценка положительная (на то, что требовала дидактическая задача), 3 после игры дать поиграть самостоятельно.
Средний возраст
1 настольно- печатные, 2 словесные, 3 усложнение вариантов с предметами. 1 загадывание загадок (опишу, а ты найди - пред- мета нет), 2 выделение существенных признака (посуда, мебель) 1 2-3 обучающих правила, друг за другом с показом, 2 до начала игры, и тут же закрепляются Воспитатель - участник в новых играх, Появляются умственные действия. 1 оценка результата, 2 нравственные качества, которые понадобились в игре, 3 оценивается что не получилось и почему, дать возможность сразу переделать
Старший возраст
Все виды игр, преимущест- венно словес- ные, приобре- тают форму соревнования. 1 классифика-ция в умственном плане, 2 быстрое припоминание и точное определение словом ("Ле- тает-не летает"). 1 правило,но более сложное, 2 правило может регулировать действия детей, 3 только напоминается. 1 умственные действия, 2 воспитатель участником не является, он - контролёр. Оценка диф- ференциро- ванная (каче- ства, понадо- бившиеся для достижения результата).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

1.Определение П/И, значение в развитии ребенка д/в

2.Структурная характеристика П/и

3.Подходы к классификации П/И

4.Руководство П/И в разных возрастных группах

Наши рекомендации