Все о креативности: сущность, понятия, гипотезы, критерии измерения.
Понимание сущности креативности и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения, предлагаем некоторые из них.
В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей, и рассматривается в психологии в нескольких ракурсах:
А. Маслоу (1950 г.), считает, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Э. Торренс, Дж. Гилфорд (1946 г.), креативность рассматривали как самобытную разновидность мышления - так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных направлениях) мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Г. Айзенк (1992 г.), под креативностью понимал характеристику интеллектуальной сферы.
Я. Понамарев (1973 г.), считает, что креативность – это самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании.
Олах (1998 г.), видел в креативности систему личностных качеств.
Несмотря на различия во взглядах авторов, креативность связывается с созданием чего-то нового для личности или общества. Существуют различные определения креативности, в которых акцент делается:
- на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;
- процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т.д.;
- личностные качества: креативность как открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;
- внешние условия: креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.
В современной психологии тоже нет единого определения термина «креативность». Приведем наиболее распространенные понятия, креативность это:
- способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем (в этом смысле креативность является полной противоположностью шаблонного мышления);
- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем;
- способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.
Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию). Таким образом, креативность включает:
1. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющие создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а так же предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.
2. Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность.
3. «Метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.
«Итак, креативность представляет как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).
В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.
Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей:
Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путем сложения способностей самых умных и одаренных особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.
По второй гипотезе, высказанной в 2002 году (антропологом Р. Клайном) появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тыс. лет назад.
Как измерить творчество/креативность?
Наиболее известные в психологической практике критерии креативности Торренса и Ранко.
Торренс | Ранко |
Критерии креативности | |
§ Беглость (способность продуцировать большое количество идей). | § Беглость (количество идей, возникающих в единицу времени). |
§ Гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем). | § Гибкость (индивиды, которые проявляют гибкость и оригинальность в процессе решения проблемы). |
§ Оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи). | § Оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых). |
§ Разработанность (способность детально разрабатывать возникшие идеи). | § Восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую). |
§ Сопротивление замыканию (способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем). | § Метафоричность (готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое). |
§ Абстрактность названия (понимание сути проблемы того, что действительно существенно; процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму) | § Удовлетворенность (итог проявления креативности; при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства). |