Основные периоды развития декоративно-прикладного искусства .
Е.И. ГРИГОРЬЕВА
В КРАЮ МАСТЕРОВ
Учебное пособие по курсу
«Народные художественные промыслы и ремесла Тамбовского края», «Регионоведение».
ТАМБОВ 2002
Рецензенты: доцент кафедры культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина И.И. Алпацкий;
Ведущий методист Тамбовского областного научно-методического центра, заслуженный работник РФ Е.Н.Ладыгина.
Григорьева Е.И.
В краю мастеров. Учебное пособие по курсам «Народные художественные промыслы и ремесла Тамбовского края», «Регионоведение». Тамбов
Учебное пособие рассматривает различные аспекты становления и развития народных художественных промыслов на Тамбовщине.
Предназначено для учащихся, студентов средних специальных и высших учебных заведений. Пособие также будет интересно всем тем, кто интересуется народным искусством.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Григорьева Е.И. В краю мастеров. Учебное пособие по курсам «Народные художественные промыслы и ремесла Тамбовского края», «Регионоведение». Тамбов Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||
Глава I. | Народные промыслы как часть художественной культуры | ||
1.1. | Роль народных промыслов в развитии художественной культуры. . . . . | ||
1.2. | Основные периоды развития декоративно-прикладного искусства и ремесел | ||
1.3. 1.4. Глава // | Взаимосвязь народных промыслов и ремесел с другими видами и жанрами художественного творчества . . . . . . . Специфика народного декоративно-прикладного искусства . . . . . . . Основные виды народных художественных промыслов и ремесел. 2.1. Вышивка 2.2. Кружевоплетение 2.3. Ткачество 2.4. Вязание 2.5. Ковроделие 2.6. Гончарство 2.7. Изделия из дерева 2.8. Изделия из бересты 2.9. Плетение из природных материалов 2.10.Монастырские виды ремесел | ||
Глава III. | Народные промыслы и ремесла Тамбовского края в культурной жизни России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.1. | Истоки зарождения народных промыслов и ремесел на Тамбовщине. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.2. | Народные промыслы и ремесла в период российской модернизации (середина XIX – начало XX вв. . . . . . . . . . . . . | ||
3.3. 3.4. | Роль меценатов в развитии народных художественных промыслов и ремесел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Становление и развитие народных промыслов и ремесел в период НЭПа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.5. | Развитие народных художественных промыслов и ремесел в довоенный и послевоенный период . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.6. | Особенности развития народных промыслов и ремесел в 60-80-е годы XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава IV. | Специфика развития народных художественных промыслов и ремесел на современном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4.1. | Роль ярмарок и выставок в развитии народных художественных промыслов и ремесел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4.2. | Возрождение локальных форм народных художественных промыслов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
4.3. | Художественные промыслы в условиях рыночной экономики . . . . | ||
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||
ВВЕДЕНИЕ
Конец ХХ века ознаменовался поисками новой методологии для изучения процессов развития культуры как сложного явления творческой деятельности человека, создающего подлинные духовные и материальные ценности, в том числе и художественные. Глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в жизни современного общества.
Рост национального самосознания больших и малых народов заставляет исследователей все чаще обращаться к традиционной народной культуре, где лежат истоки культуры современной и будущей. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых обрядов и праздников.
Функционирование народного искусства как системы в современных условиях связано с комплексом теоретических и методологических проблем, без исследования которых трудно решать многие вопросы народной художественной культуры в целом. Технический прогресс и социокультурное напряжение последнего десятилетия XX века создали в России кризисную ситуацию, при которой художественная культура перестает быть регулятором ценностных ориентаций в жизнедеятельности людей. Кроме того, сильному давлению со стороны рыночной экономики подверглась культурная инфраструктура, которая в последнее время все больше превращается в коммерческую. Это нашло противоречивое отражение в общественном сознании. В частности, появилась тенденция понимать происходящее через призму религиозных и этнокультурных ценностей.
Вопросы нравственности, духовности неотделимы от проблем сохранения народного искусства как части целостной системы народной культуры. Современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России во многом зависит от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры. Являясь фундаментом современной культуры, народное искусство находится в прямой зависимости от уровня развития духовной культуры общества. Народное искусство является особым типом художественного творчества и включает в себя разнообразные художественные и социокультурные процессы, а произведения народного искусства на основе традиций и преемственности сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса и других народов.
Современная социокультурная ситуация породила сложнейшие проблемы функционирования народных художественных промыслов и ремесел как в масштабе всей России, так и на региональном уровне.
Они заключаются в следующем:
* во-первых, народные художественные промыслы и ремесла утратили свое функциональное назначение, что привело к преобладанию эстетического над утилитарным;
* во-вторых, нарушились межэтнические культурные связи, оказывавшие огромное влияние на художественно-образную сторону произведений народных мастеров;
* в-третьих, под влиянием промышленно-экономических причин происходит разрушение духовно-нравственных основ народного декоративного искусства, являющегося неотъемлемой частью современного социального бытия.
Необходимость обращения к проблемам развития народных художественных промыслов и ремесел вызвана еще и тем обстоятельством, что в последнее время происходит процесс изменения в содержании изделий народных мастеров, в котором наблюдается доминирование сугубо эстетических начал.
Проблема возрождения и развития народных промыслов и ремесел на региональном уровне может быть решена путем создания различных социальных институтов и структур, разработкой комплексных программ по приобщению к народному искусству различных групп населения.
Глава i.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ЧАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В РАЗВИТИИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Перестройка и демократизация российского общества конца 80-90-х годов XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привели к поискам нравственных ориентиров, стремлению возродить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в которой многие видят панацею от различных духовных проблем современной России. “Многие зарубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры «суверенизации» национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов”, - пишет А.С.Каргин [46. С.9].
Неоднозначно современной наукой определяется место художественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художественной культуры в системе художественной культуры. Среди множества концепций и теорий, выдвигаемых современными исследователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия “народная художественная культура”. Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, А.С.Каргин отмечают разнообразие подходов и методов в изучении народной художественной культуры с позиций исторических, социально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религиозных и других.
Неудивительно, что народную художественную культуру отождествляют специалисты разных отраслей знаний с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, самодеятельным искусством, художественной самодеятельностью. Основополагающими принципами формирования понятия “народная художественная культура” Т.И.Бакланова считает принципы этничности, целостности, двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности и междисциплинарного подхода [9. С.12].
Давая определение народной художественной культуре, В.Е.Гусев пишет: “Народная художественная культура не ограничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канонического искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности” (курсив мой. - Е.Г.) [27. С.107]. Специфическими признаками народной художественной культуры он видит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственную связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм материальной и духовной деятельности людей; г) единство массового и личного в коллективном творческом процессе; д) передающуюся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства развитие новых форм народной художественной культуры [там же. С.8-14].
А.С.Каргин, базируясь на теоретических выводах В.Е.Гусева, рассматривает народную художественную культуру “как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и так далее” [46. С.13]. Основными структурными образованиями современной народной художественной культуры ученый считает устно-поэтический и музыкально-драматический фольклор, художественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досуговое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор [Там же. С.17-18].
Эти структурные образования в основном совпадают с предложенным ранее В.Е.Гусевым делением на взаимосвязанные уровни видов художественного творчества. Главным формообразующим видом художественной народной культуры он считает художественную деятельность, которая связана с трудовой деятельностью, народной календарной обрядностью и общинно-семейными отношениями и обрядностью. Ядром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества. В художественную деятельность В.Е.Гусев включает четыре вида художественного творчества: народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор (словесный, музыкальный, песенный, хореографический, игровой, драматический и фольклорный театр), массовую художественную самодеятельность, а также индивидуальное художественное любительство [27. С.38].
Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.И.Баклановой, которая считает, что исчерпывающей формулировки понятия “народная художественная культура” нет, и разработка этого термина является перспективной научной задачей.
Отсутствие четкого понятийного определения “народная художественная культура”, отождествление его с народным искусством приводит к терминологической путанице не только в культурологических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справочных изданиях термин “народное искусство” отождествлялся с “народным художественным творчеством”. Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических справочниках, чтобы в этом убедиться. “Народное творчество (народное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни...), музыка... театр (драмы, сатирические пьесы...), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство”, - такое объяснение дает “Советский энциклопедический словарь” [84. С.862]. В “Популярной художественной энциклопедии” виден искусствоведческий уклон в объяснении определения понятия “народное искусство”: “Народное творчество художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых ученых, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки... домашняя утварь и бытовая обстановка... одежда и ткани... игрушки, лубок и так далее. К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространяемых в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка...” [74. С.47]. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и понятие “самодеятельное искусство”, а объединяет эти понятия “трудовой народ” как творец народного искусства.
Генезис, историю и функции народного искусства или народного художественного творчества определяет трудовая деятельность человека. В большинстве произведений народного искусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь это можно отметить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода, в производстве и украшении средств передвижения (телеги, возки, сани, дуги, сбруя и так далее). Художественной деятельностью наполнен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде.
Эстетические идеалы народного искусства определились менталитетом, психологией и нравственностью человека труда. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной художественной культуры. Натурфилософское мировоззрение русского народа, основанное на доверии, в котором объединились язычество и христианство, создало мифологические образы, выражающие нравственный, философский и эстетический взгляд человека на природу и самого себя. В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художественной культуры органически соединились утилитаризм, духовность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев.
Миф и религия древних славян - это не только форма восприятия миросоздания, природы, которая была для человека и “жилищем” и “мастерской”. Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христианских идей. Освященные многовековой традицией обряды, как условно-символическое действие, оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые этапы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они складывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись составной частью праздников, связанных с мифическими представлениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе и отношениях с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни. При всей наполненности сознания древнерусского человека мифологическими представлениями, первичными оставались практицизм мышления и практический опыт, ибо своей деятельностью человек стремился к гармонии с природой, частью которой он был. На протяжении длительного исторического периода славянская мифология влияла на ритуалы и обряды, на народное творчество. Мифологическое сознание - это исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении.
Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской мифологии, ее систематизация начались с трудов Н.М.Карамзина, А.С.Кайсарова, Г.А.Глинки, В.И.Даля, Н.И.Костомарова, А.Н.Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское время предать мифологию и фольклор забвению, - ибо они отождествлялись с религией, - Д.К.Зелениным, В.Н.Топоровым, В.Я.Проппом и Б.А.Рыбаковым, а также другими исследователями были разработаны методы исследования мифологии, раскрыта культурно-историческая основа мифологического мышления и были изданы труды, обобщающие столь большой материал.
Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически связаны с архетипическими элементами других этносов, с которыми вступали в контакты на различных уровнях славяне. Ассимиляция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способствовала формированию национальной культуры каждого этноса.
В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народного сознания, в котором в мифологическом контексте соединились религиозное и эстетическое освоение мира. Выступая против гипотезы магического происхождения искусства, выдвинутой в начале XX века С.Рейнаком [76] и нашедшей бытование в археологии и искусствознании 30-50-х годов, А.П.Окладников критиковал отрицание в первобытном обществе искусства и писал о том, “что религия не была почвой для искусства и не из нее исходили стимулы, вызвавшие к жизни первоначальную художественную деятельность” [67. С.30]. Об этом же говорит и М.С.Каган, утверждая, что “в доклассовом обществе художественное творчество было единственной формой практически-духовной деятельности, в которой религиозное созидание могло воплощаться. А это значит, что не религия породила искусство, а напротив, религиозное сознание и религиозные обряды возникли на основе и в процессе художественно-образного освоения человеком мира” [44. С.223].
Истоки художественного творчества и искусства лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В.Плеханов в “Письмах без адреса” писал о том, что “мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проникнемся той мыслью, что труд старше искусства и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения” [71. С.354]. Сознательная духовно-практическая деятельность по созданию орудий труда и предметов быта превращается в художественное творчество, связанное с практической деятельностью, продукты которой становятся произведениями искусства, являющимися утилитарно-художественными продуктами. Произведения искусства выполняют различные функции и становятся средством познания действительности, средством передачи и выражения развивающихся у человека социальных чувств. Именно практическая деятельность людей формировала эстетические чувства и художественную деятельность, в результате которой были созданы своеобразные произведения первобытного искусства. Среди них орнаментальные украшения орудий труда и предметов быта, татуировки, охотничьи и другие виды танцев, театрализованные представления, музыкальные ритмы и мелодии, статуэтки, рисунки и живописные изображения пиктографической письменности. Таким образом, полифункциональность первобытного художественного творчества держалась на внутреннем единстве и синкретизме практической и духовной деятельности.
Культурологический подход к изучению основных этапов развития народной художественной культуры (языческого, архаического и урбанистического) и различных форм художественного творчества, наметившийся в 90-х годах XX века, свидетельствует об интегрированном подходе и системном анализе всех структурных элементов культуры. В трудах П.Г.Богатырева, В.Я.Проппа, И.Е.Фадеевой и других исследователей фольклора и народного декоративно-прикладного искусства различные слои художественной культуры рассматривались изолированно друг от друга. В.Е.Гусев на основе сравнительного анализа фольклора и изобразительного искусства разработал схему морфологии народной художественной культуры: “Разграничение фольклора и изобразительного искусства как подсистемы народного искусства отнюдь не игнорирует, а, напротив, предполагает сравнительное их изучение, установление общих закономерностей их развития и процесса их взаимодействия и, в конечном счете, выявление тех реальных связей, которые позволяют воспринимать народное искусство” [27. С.35].
Предложенная В.Е.Гусевым схема морфологии народной художественной культуры принята за основу и А.С.Каргиным, хотя он отмечает отсутствие в ней современных форм народной культуры: “Вероятно, морфология народной художественной культуры нуждается в структурализации по разным исходным точкам отсчета и как бы с различных сторон: ее выразительных средств, образно-семантической природы, жанрово-видового состава, форм существования трансляции, сохранения и производства, а также ее носителей и творцов... При этом в структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами бытового любительского и самодеятельного художественного творчества” [46. С.47].
Исторические корни художественного творчества лежат в синкретизме первобытной культуры, создававшейся людьми в различных типах и формах художественной деятельности. В пространственно-временных или процессуальных видах художественного творчества человек использовал средства, заложенные в нем природой (мимика, телодвижения и другие), а в пространственных или вещественных - те материалы, которые давала ему природа (глина, дерево, кость и другие) и которыми он овладевал в процессе труда.
Синкретизм первобытной культуры наиболее ярко проявился в фольклоре, представляющем, по теории М.С.Кагана, художественную культуру деревни. “Синкретизм этот проявился и в неотрывности художественного смысла деятельности от функциональных назначений создававшихся предметов и производимых действий - трудовых, бытовых, культовых и тому подобных... и в слитности разных средств самого художественного творчества” [44. С.321].
В классификации фольклора, предложенной В.Е.Гусевым [27], значительное место занимает декоративно-прикладное искусство, ставшее неотъемлемым компонентом структуры народной художественной культуры, предложенной им позднее. Народное декоративно-прикладное искусство постоянно находится в центре внимания исследователей, прежде всего потому, что оно составляет ядро народной художественной культуры и пронизывает культуру трудовой деятельности, народной календарной и семейной обрядности и общинно-семейных отношений. В культуре трудовой деятельности и особенно в художественной деятельности В.Е.Гусев выделяет эстетизированное производство орудий труда и хозяйственного инвентаря, а также художественные ремесла. Различные формы трудовой деятельности и художественного творчества, связанные с художественным ремеслом, сохраняли на протяжении всей истории их развития тесную связь с их жизненно-практическим назначением и одновременно выполняли символическую функцию культовых предметов, календарных и семейных обрядов. Это особенно видно в создании предметов, символов, одежды и украшений, используемых в обрядовых действах.
Художественные ремесла включает в понятие “фольклор” и М.С.Каган. Он также акцентирует внимание на их возможности создания утилитарно-художественной среды человеческого обитания: “Вместе с тем в отличие от многих фольклористов я считаю и возможным и продуктивным расширить значение термина «фольклор», дабы он охватывал не только «мистические» компоненты художественного творчества, но и «технические» (или «пластические»), потому что художественные ремесла в деревенском быту теснейшим образом связаны со словесно-музыкально-танцевально-актерской деятельностью и выражают то же общинно-традиционное мифологическое мировоззрение” [44. С.332].
При изучении художественной культуры невозможно отделить духовную, художественную и обрядовую деятельность от материального производства, и подтверждением этого является утилитарно-эстетический характер народного декоративно-прикладного искусства. Большинство исследователей народной культуры указывают на крестьянское происхождение фольклора и декоративно-прикладного искусства. Попытки системного подхода к изучению народного декоративно-прикладного искусства предпринимались многими исследователями. Но до сих пор не разрешены проблемы, связанные с определением границ народного искусства, которое чаще всего рассматривалось как крестьянское и кустарное, однако сегодня все чаще в систему народной художественной культуры включают три основные подсистемы: крестьянское творчество, кустарные художественные промыслы и городское народное искусство.
В искусствоведении классификация народного искусства была разработана В.М.Василенко и построена она на принципе разделения на виды по используемому мастерами материалу [14]. Однако этот принцип классификации из-за своей односторонности не дает возможности использовать его для структурного разделения других видов народного художественного творчества, он позволяет систематизировать только декоративно-прикладное искусство во всем многообразии видов и форм. В центре внимания В.М.Василенко оказалось в основном крестьянское искусство, являющееся, по его мнению, первоосновой народного искусства, из которого сформировались различные художественные явления. Из традиционного народного искусства выделились художественные промыслы, профессиональное искусство и художественная самодеятельность.
Предложенная В.М.Василенко классификация видов народного искусства стала традиционной в искусствоведении, и ее применяют до сих пор при анализе произведений декоративно-прикладного искусства. Например, С.Б.Рождественская при классификации народного декоративно-прикладного искусства относит его, наряду с фольклором, к одной из подсистем этноса. Одновременно с этим народное искусство рассматривается ею как целостная система, взаимосвязанная с бытовой средой. В классификацию всех структурных элементов народного декоративно-прикладного искусства она включает образно-сюжетные и композиционные характеристики, выразительные средства и стилистические особенности воплощения художественного образа, а также подчиненные художественным средствам материал и технику исполнения. Все структурные элементы народного искусства находятся в тесной зависимости друг с другом [77. С.22-30].
Терминологическая неопределенность в обозначении народного искусства является характерной чертой почти всех культурологических, искусствоведческих или исторических работ. Достаточно обратиться только к одной искусствоведческой публикации А.С.Канцедикаса “Искусство и ремесло” [45], чтобы убедиться в использовании автором таких терминологических образований, как “народное искусство”, “народное декоративное искусство”,“народное изобразительное искусство”, хотя речь идет всегда об одном и том же явлении.
А.С.Каргин тоже использует различные терминологические образования, относящиеся к народному искусству. “Так, в традиционных и инновационных образованиях народной художественной культуры он выделяет традиционное прикладное и изобразительное народное искусство. Составной частью традиционных форм архаического фольклора является художественно-изобразительный фольклор, декоративно-прикладное искусство и бытовое художественное творчество, состоящее из изобразительного декоративно-прикладного искусства. В художественную самодеятельность входит и блок самодеятельного изобразительного искусства и художественного производства изделий прикладного искусства” (курсив мой. - Е.Г.) [46. С.17].
СПЕЦИФИКА НАРОДНОГО
Монастырские виды ремесел
Православные монастыри, возникнув на Руси после принятия христианства (988-989 гг.), были не только местом религиозного воспитания и просвещения, но и представляли собой синтез богословия, науки, культуры, всех видов и жанров различных искусств, ремесла и литературно-литургического творчества.
Помимо различного рода благотворительности на их плечах лежал огромный просветительский труд. Там можно было научиться грамоте, познакомиться с книгами, обучиться различным видам искусства: живописи, иконописи, скульптуре, рукоделиям и многому другому. Изделия монастырских мастерских были неотъемлемой частью материальной культуры России. В монастырях лежат и истоки певческого многоголосья, книгопечатания и книгохранения.
Уже неоднократно авторы обращались к исследованию монастырской культуры прошлого. Изучением православных обителей занимались самые известные церковные историки - В.Болотов, Е.Голубинский, архиепископ Макарий (Булгаков), митрополит Филарет (Гумелевский), Ф.Толстой и другие, светские историки - В.Ключевский, Н.Костомаров, С.Соловьев и другие, историки искусств Н.Воронин, И.Грабарь, П.Кондаков и другие, философы - Н.Бердяев, К.Леонтьев, В.Розанов, П.Флоренский и другие.
Возникали монастыри в разное время и в разных местностях, были как мужскими, так и женскими, но везде ремесла являлись одним из древних, исконных занятий монашествующих.
Изделия монастырских мастерских были неотъемлемой частью материальной культуры России. Монахини наряду с молитвой, богослужением и другими послушаниями писали иконы, вышивали серебром и золотом, плели искусные кружева, шили одежду и обувь. Многие крестьянские ремесла и промыслы брали свои истоки в монастырях, а впоследствии испытывали взаимовлияние (особенно в XIX – начале XX века).
“Если в первые века существования российских монастырей преобладали “домашнее ремесло” и “ремесло на рынок”, позволявшие обеспечивать монастырских обитателей необходимыми одеждой, обувью, другими предметами быта и путем продажи и обмена на рынке получать необходимые продукты, то в конце XVIII и начале XIX в., наряду с ними, в деятельности монастырских мастерских широкое распространение получает и “ремесло на заказ”, дававшее значительно больший доход и гарантию сбыта” [47. С.30].
Все традиционные ремесла, развивающиеся в российских монастырях, были характерны и для Тамбовских обителей. К началу XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей, среди которых в крае существовало двенадцать мужских, двенадцать женских и четыре женские общины.
Судьбы их складывались по-разному. За 360-летнюю историю Тамбовского края возникло и прекратило свое существование множество монастырей. Некоторые из них действовали очень незначительное время, а многие существовали несколько столетий.
Обитатели монастырей занимались прядением льна, ткачеством, изготовлением шерстяных изделий, вышиванием шелком, золотом, серебром плащаниц и других предметов культа, оформлением на иконы риз из канители, фольги и мишуры. Большинство ремесел в тамбовских монастырях носило утилитарный характер и решало проблемы внутренней потребности обители (см.карту распространения монастырских ремесел в Тамбовской губернии – рис.3).
Широко распространенное на Тамбовщине ткачество было характерно для таких женских монастырей, как Кирсановский Тихвинский Богородицкий, Тамбовский Тулино-Софийский, Тамбовский Сухотинский, Вознесенский и некоторых других. Готовые ткани использовались для шитья ряс и подрясников. Изредка готовые изделия продавались на рождественских и пасхальных ярмарках (тонкое шитое белье, искусные кружева, стеганые свадебные одеяла и другие необходимые в быту вещи). Монахини шили золотом и серебром митры, церковную утварь, вышивали бисером и шелком, писали иконы. Монастырские мастерицы чаще всего занимались художественным шитьем, которое разделялось на лицевое и орнаментальное. “Лицевое шитье было тесно связано с искусством иконописи. Его представляли разнообразные по назначению предметы (подвесные пелены под иконы, покровы на гробницы святых, покровцы на церковные сосуды, хоругви, облачения священнослужителей), искусно вышитые цветными шелками, золотом, серебром и украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Иконописец являлся непременным участником создания шитых вещей, но главная роль в их создании принадлежала русским женщинам -–прекрасным вышивальщицам, которых известный исследователь иконописи князь Е.Н.Трубецкой называл “русскими женами-мироносицами””. [47. С.33].
“Орнаментальным шитьем украшали одежду священослужителей, каймы подвесных пелен к иконам, покровцы на церковные сосуды. Нередко характер их орнаментики имел много общего с произведениями народного искусства” [85. С.41]. Образцы подобных изделий Вознесенского монастыря хранятся в фондах Тамбовского краеведческого музея. Художественные мастерские находились в Козловском Ахтырско-Богородицком женском монастыре (иконописная мастерская), Кирсановском Тихвино-Богородицком женском монастыре (отделение живописи, чеканки икон, рукодельного искусства), Тамбовском Сухотинском Знаменском женском монастыре (мастерские художественного рукоделия, иконописи и живописи), Вознесенском женском монастыре (рукодельные мастерские), Саровском мужском монастыре (иконописные мастерские). Как в женских, так и в мужских монастырях существовали обувные и пошивочные мастерские.
Тамбовские монастыри чаще всего были не только производителями произведений прикладного искусства, но и их хранителями. Ведь ризницы монастырских церквей пополнялись произведениями церковного искусства и ценными иконами либо за счет дарения, либо исполнялись приглашенными мастерами опять же за средства дарителя. Не случайно в статистической отчетност