Режиссура театрализованного концерта.

Театрализованный концерт является одной из распространенных форм массовых представлений. Художественное своеобразие театрализованных концертов основывается на использовании самых различных жанров и видов искусства (от академического хора до хореографии). Театрализованный концерт всегда является тематическим, обладает художественной и смысловой целостностью. Идейно-тематическое и эмоциональное содержание воплощается в драматургическом построении концерта. В основе драматургии всегда лежат события или обстоятельства, которые празднуются. Структура театрализованного концерта заключается в том, что он складывается из художественно целостных номеров, связанных между собой смыслово, драматургически и пластически, имеющие одну тему и идею. Программа, составленная из отдельных номеров, не отвечающих общей теме, не может достичь идейно-воспитательных целей. Театрализованный концерт часто является продолжением шествий, митингов, торжественных заседаний и т.д. Благодаря подвижной сценической форме театрализованный концерт может охватить широкое содержание тем. Актуальность и значительность содержания, эмоциональный накал, вовлечение зрителей в действие – все это сближает сцену и зрителей, рождает атмосферу единства и обобщает мысли и чувства людей. Существует два вида построения театрализованного концерта: театрализация – поиски образности документального материала, это соединение документального и художественного материала в единое целое.

Первый вид театрализованного концерта – концерт состоит из театрализованного пролога и эпилога, середина тематические номера.

Второй более сложный - театрализованная программа, созданная на едином сюжетном действии. Построение таких концертов осуществляется по типу обозрения или монтажной композиции эпизодов. Жанр в театрализованном представлении зависит от массовых форм общения и художественной структуры.

1. Концерт поэма («Пою мое Отечество»);

2. Концерт – хроника;

3. Концерт – митинг или манифестация (главное добиться слияния зрителя и сцены);

4. Концерт – рапорт.

Тема театрализованного концерта раскрывается в драматургии, в сюжете сценария. Важно раскрыть эмоциональное и смысловое содержание темы, найти постановочное решение, яркие выразительные средства.

Основной принцип режиссуры театрализованного концерта – создание основного хода – приема, проходящего через всю драматургию программы и объединяющее все номера и эпизоды в единое сквозное действие. Приемы: эстафета поколений – через прием оживших страниц, летописей, дневников, приемом может стать песня, ярмарка, путешествие. Важным принципом построения программы является жанрово – стилистическое единство. Выбрав конкретный прием, нужно отобрать номера и создать непрерывно развивающуюся логику событий, объединить отдельные номера в тематические эпизоды. Следующий момент режиссуры театрализованного концерта – внесение элементов театрализации в концертные номера. В режиссерской практике это называется – укрупнение номера, т.е. режиссер должен выстроить номер в определенной направленности, в единой теме. Режиссер должен не убить номер масштабами концертной сцены, а добавить другие выразительные средства. Способы укрупнения номера – поет артист (кино, слайды, свет, подтанцовка и т.д.). Можно из 2-3 номеров сделать один. Фантазия и выдумка режиссера могут найти новое символическое решение номера. В качестве театрализации укрупнением номера может быть пантомима.

Принципиальным требованием при построении театрализованного концерта является обеспечение его разнообразия – смена красок, ритма, массовости, разножанровость номеров – создают яркость представления и поддерживают интерес зрителя. Важной задачей режиссера является темпо-ритмическое развитие концерта. Выстраивая смену внутренних ритмов, режиссер добивается общего нарастания, напряжения действия (лирическая песня сменяется динамическим танцем). Все смены и чередования номеров создают общий темпо-ритм концерта. Основной принцип режиссуры – НОН СТОП (т.е. нет остановок, есть непрерывность и динамика развития действия).

В зависимости от ритмических задач организуется смена исполнителей последовательная или одновременная. Важным моментом в развитии действия является начало и конец концерта. Первый номер – эпиграф представления. Он должен быть массовым. Часто применяется кинопролог. Режиссер с каждым номером должен усиливать эмоциональное воздействие на зрителя. Финал – наиболее яркая точка программы. В финале используют массовые коллективы и масштабные красочные мизансцены.

Добиваясь непрерывности действия нужно помнить об оформлении, можно использовать различные вращающиеся круги, экраны, занавесы, кубы и т.д. Режиссер должен уделять внимание монтировочным репетициям, четко организовывать монтировочный процесс, чтобы не было шума, пауз. Все это нарушает динамику, атмосферу концерта. Мизансцены нужно строить удобными для исполнителя, заранее заряжать номера для быстрой подачи на сцену.

Принципы театрализованного концерта:

1. Закон сценического времени;

2. Нон-стоп;

3. Нарастание действия.

Литература:

Туманов «Режиссура театрализованных праздников и концертов»

1. Сценарный план эпизода

2. Действующие лица.

Любительский театр: актерский тренинг

Новицкая «Тренинг и муштра»;

Гиппиус «Гимнастика чувств»

Захава «Мастерство актера и режиссера»

Наши рекомендации