Этюд «Потянулись — сломались»

(Баскаков, для детей с 4 лет)

Исходное положение стоя, руки и все тело уст­ремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо».

ЗАМЕЧАНИЕ: Когда дети отдыхают на полу, веду­щий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла мед­ленно наполняется воздухом, распрямляется, твер­деет - она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает».

Пары меняются ролями.

Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)

Участники выстраиваются в одну линию. Веду­щий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д.:

— тяжелое ведро с цементом;

— легкую кисточку;

— кирпич;

— огромную тяжелую доску;

— гвоздик;

— молоток.

замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строи­телей» соответствовали тяжести и объему передава­емых « материалов ».

Этюд «Пробуждение на деревенском дворе»

(для детей с 5 лет)

Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превра­щаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку»! А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладош­кой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!» Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все просну­лись!

С добрым утром!

замечание;

1. Дети могут многие движения придумывать сами.

2. Сначала этюд отрабатывается по отдельным жи­вотным. Со временем, когда участники отрепети­руют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.

«Ожерелье» (для детей с 5 лет)

Участники встают в плотный круг. Они — бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та -- вторую пойманную ведущим, третью и т. д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ве­дущим.

«Лес» (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превра­тимся в лес. Как ваше растение реагирует на:

- тихий, нежный ветерок;

- сильный холодный ветер;

- ураган;

- мелкий грибной дождик;

- ливень;

- очень жарко;

- ласковое солнце;

- ночь;

- град;

- заморозки».

Этюд «Согласованные действия»

ля детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

- пилка дров;

- гребля в лодке;

- перемотка ниток;

- перетягивание каната;

- передача хрустального стакана; - парный танец.

«Огонь — лед» (для детей с 4 лет)

По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Вы перевернули последнюю страницу книги. Уве­рена, что не смогли не обратить внимание на написанные КРУПНЫМ ШРИФТОМ советы-наказы роди­телям:

− желайте!

− ждите!

− вспомните!

− прислушайтесь!

− задумайтесь!

− догадывайтесь!

− прощайте!

− общайтесь!

− не бойтесь!

− не обижайте!

− успокойте!

− не предавайте!

− любите животных!

− играйте!

− сочиняйте!

− двигайтесь!

− рисуйте!

А САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЛЮБИТЕ!

Путь ребенка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом вашего дома, за пределами семьи. Но незримые узы, связывающие его с вами, «ма­теринскую пуповину», он будет чувствовать всегда. И он будет возвращаться в родной дом, ища тепла, понимания и вдохновения, прежде чем вновь отпра­виться в путь по дороге жизни.

Искренне хочу, чтобы вы, прочитав книгу, не убрали ее на полку, забыли или отложили «на потом». «Потом» может быть поздно! Ходить, гово­рить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому обучиться сложнее. Надеюсь, что настоящая книга поможет вам сделать эмоциональный мир Ребенка ярким и насыщенным, чтобы он гордо мог сказать: «Пусть всегда буду Я!»

ЛИТЕРАТУРА

Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. С.-П., 1994.

Гарбузов В. И. От младенчества до старости. Ленин­град, 1991.

Грюнелиус Элизабет М. Вальдорфский детский сад. М.: Мир книги, 1992.

Захаров А, И. Как преодолеть страх у детей. М.: Педагогика, 1986.

ЗимбардоФ. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.

Лв Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.

ЛичП. Младенец и ребенок, С.-П., 1993.

Лосева В. К. Рисуем семью. М., 1995.

РудестамК. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.

Филипчук Г, Знаете ли вы своего ребенка? М.: Про­гресс, 1980.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Про­свещение, 1989.

Шулъц-ВилъдЛ. Наш ребенок. М.: Республика, 1992.

Наши рекомендации