В ней есть любовь, в ней есть язык.
Для Ивана Алексеевича Бунина природа России была той благотворной силой, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,-
Любовь и радость бытия.
Проблема назначения искусства
Ещё в шестнадцатом веке итальянский художник Микеланджело Буонарроти совершил настоящий подвиг в искусстве. Он в одиночку расписал потолок Сикстинской капеллы общей площадью более шестисот квадратных метров. Работал он четыре года, и только один ученик помогал ему смешивать краски. Более пяти веков нет художника, а творения его живы, продолжая влиять на людей красотой созданных образов и мастерством творца.
В очерке Юрия Грибова «Листопад» герой плывёт на барже по реке Ветлуге. Вместе с ним там находятся ещё несколько женщин и мужчин. Одна их женщин начинает петь немудрёную народную песню, ей постепенно стали подпевать и другие женщины, а потом и мужчины, даже не знающие слов. Герой тогда подумал, что в сердце каждого человека живёт красота, просто она спит до поры до времени, и нужен какой-то толчок, чтобы разбудить её. Для людей на барже таким толчком стала песня.
Рассказ В.П. Астафьева «Музыка» повествует о том, как во время войны герой оказался в полуразрушенном польском городе. Он услышал звуки полонеза Огинского, который в мирное время исполнял на скрипке его знакомый Вася-поляк. Звуки этой музыки всколыхнули в сердце героя воспоминания о Родине и пробудили такую жгучую ненависть к фашистам, что он решил сделать всё возможное, чтобы побыстрее прекратить эту войну.
А. Седых в книге «Далёкие, близкие» рассказывает о том, как в двадцатые годы двадцатого века он долгое время жил в Париже. Однажды ему довелось побывать на концерте Ф.И. Шаляпина. Слушая в его исполнении песни и романсы, автор живо представил себе колосящееся поле, толпу пьяных мужичков, озорных коробейников. После концерта, растревоженный мыслями о Родине, он не мог уснуть и всю ночь бродил по тёмным парижским улицам.
Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.
Проблема нравственной прочности человека
Нравственные проблемы всегда волновали писателей. Не остался в стороне и Антон Павлович Чехов. Рабское повиновение, ощущение своей ничтожности, которые высмеивал писатель в своих рассказах, не соответствовали его нравственному идеалу. Так, чиновник Червяков из рассказа «Смерть чиновника» не проходит испытания на нравственную прочность. Он сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот всё-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог. Чихнув и обрызгав генерала, Червяков не успокоился, извинившись перед ним. Он униженно ходил за ним и просил прощения. Когда же генерал прогнал его, Червяков умер от огорчения, не выдержав проверки на нравственную прочность.
А вот Андрей Соколов, герой рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», проходит эту проверку. Попав во время войны в фашистский лагерь, Соколов остаётся человеком, преданным своей Родине. Особенно ярко это представлено в эпизоде, когда немцы заставляли его выпить за победу Германии. Андрей отказывается это сделать, хотя прекрасно знает, что его может ожидать смерть. Именно поэтому он пьёт за свою погибель. Немцы сумели оценить нравственную выдержку героя и наградили его куском сала и буханкой хлеба.
В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» поднимается данная проблема через образы сыновей старого Тараса. Остап, несмотря на то, что его подвергли страшным пыткам, и перед лицом смерти сохранил верность казацкому братству и своей Родине. Можно утверждать, что он прошёл проверку на нравственную прочность. А вот Андрий, пленившись чарами прекрасной полячки, предал всех, за что и был убит свои отцом.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин олицетворяет собой пример настоящего эгоиста. В случае с Бэлой он не выдерживает проверки на нравственную прочность. Пытаясь завоевать девушку, он делает для этого всё возможное, но добившись своей цели, начинает вести себя крайне неприлично. Он не замечает девушку, его не волнуют её чувства, и его безразличие приводит к смерти героини.
.