VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2017 г.

VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2017 г.

«Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе»

ПОЛОЖЕНИЕ

Конкурс, посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы (ЦОДП) с 2009 года. Традиционно в нем особое внимание уделяется темам, связанным с творчеством этого художника, с классической российской анималистикой.

Важнейшей задачей В.М. Смирина было понять суть и особенности поведения зверя: как совершает полет белка-летяга, как обмениваются приветствиями самка и самец песца при встрече у норы, как ухаживает мать-каланиха за своим детенышем и т. п. Поэтому обычно такой процесс он стремился изучить, делая во время наблюдений серию набросков-кадров, а позже представляя его в итоговом поведенческом портрете как последовательность из нескольких рисунков. Неслучайно Михаил Гольцман, один из ближайших коллег Смирина, как-то назвал его работы анималистическими фильмами. Очень высоко оценивает работы В.М. Смирина и выдающийся режиссер-мультипликатор Ю.Б. Норштейн, подчеркивая, что «нужно воспитать в себе высокую культуру, чтобы увидеть самое простое действие природы». Так изучение поведения сближается со стремлением найти удачную форму для передачи типичных его эпизодов, что отчасти напоминает раскадровку для анимационного фильма.

Конкурс 2017 года, как и прошедший в 2016 году, посвящен поведению животных, но творческие задания на этот раз во многом иные. Мы будем учиться благодаря возможностям анималистики и анимации видеть и понимать, как двигаются, как ведут себя животные, и передавать это в своих проектах.

Ничто не может заменить наблюдений и зарисовок, сделанных в природе, поэтому в 2017 году мы хотим, чтобы у участников конкурса появилось для этого больше возможностей. Для этого изменены сроки подачи работ на конкурс: проекты должны быть представлены осенью.

Участникам конкурса предлагается необычное задание: как настоящим натуралистам, отправиться в путешествие — реальное, связанное с собственными наблюдениями, либо воображаемое, но основанное на хорошем знакомстве с животными по книгам, фильмам, видеосюжетам, интернет-сайтам. Особенно ценно, если работа будет выполнена на основе собственного опыта наблюдений за животными, выполненных во время выездов на природу, экспедиций. Важно, если будет продемонстрировано знание творчества классиков отечественной анималистики, примеры того, как удается мультипликаторам достоверно и выразительно передать движение и поведение животных. Выполняя задание, в своих творческих работах участники должны поведать о том, что им удалось узнать, пережить и открыть в таком путешествии; передать в своих работах ситуации, в которых поведение животных проявляется наиболее ярко и характерно.

Задания конкурса этого года направлены на то, чтобы выделить типичные и характерные для различных животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других) образцы поведения, учитывая их значение в приспособлении животных к условиям обитания, и представить их в виде графической серии, а также по возможности, в небольших анимационных этюдах, выполненных в различной технике (см. подробнее в «Методических рекомендациях…»).

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники. Для школьников число участников одного проекта не должно превышать 20 человек.

Конкурсные материалы включают творческие работы, выполненные детьми: серию рисунков, а также, по желанию, анимационные сюжеты (техника выполнения может быть различной). Рисунки и анимационные сюжеты должны быть дополнены краткими комментариями и описанием проекта в целом и отвечать требованиям конкурсного задания.

Использование фотографий не предусмотрено и учитываться не будет.

Консультации по тематике конкурса и его заданиям можно получить у Александра Ивановича Олексенко (+7-915-369-50-72, [email protected]).

Начало приема работ на конкурс — 15 сентября 2017 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 октября 2017 г.

I. Цели конкурса

1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края.

2. Обратить внимание детей и педагогов на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.

3. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.

4. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками; стимулировать их к творческим поискам, сочетающим обращение к классике анималистики и современным ее направлениям.

II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе

Тема конкурса — «Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе».

Тема конкурса связана не только с одной из центральных тем творчества В.М. Смирина как зоолога и как художника-натуралиста — изучением поведения животного (по возможности в природе), но и с формой ее передачи мастером в виде серии рисунков. Дополняя то, что было найдено и сделано художником, мы предлагаем участникам конкурса попробовать свои силы и в анимации (тем, кто владеет соответствующими технологиями). Для выполнения проекта включение в него анимационных этюдов не является обязательным (см. «Методические рекомендации…»), важно другое ― передать в серии рисунков ― своеобразной раскадровке или в небольшом анимационном сюжете то, к чему стремился сам художник, ― саму встречу с живым зверем, которая для В.М. Смирина всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

На конкурс принимаются преимущественно коллективные работы.

Участникам конкурса нужно:

1) кратко и емко сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), его маршрут;

2) представить в серии рисунков, посвященных поведению одного или нескольких видов животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других) и снабженных лаконичными комментариями, результаты своего путешествия (формат листов, на которых могут быть расположены один или несколько рисунков, должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см); дополнить серии рисунков, если есть такая возможность, анимационными этюдами (краткими выразительными эпизодами, представляющими примеры движения, поведения, взаимодействия животных и т.п.).

3) подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения) и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;

4) представить список самых главных ресурсов (книг, кино-, видео- и анимационных фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;

5) заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 1).

Обращаем внимание, что работа должна включать в себя именно рисунки, не фотографии, а также при выборе соответствующего варианта задания небольшие анимационные этюды. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание, что попытались выразить «путешественники».

В помощь участникам конкурса подготовлены методические рекомендации и список рекомендованных источников по анималистике (см. ниже).

В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:

1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их поведении, образе жизни и задачах их сохранения;

2) стремление передать движение, поведение животных, их облик в художественно выразительных сериях рисунков, небольших анимационных сюжетах, выполненных в любой технике;

3) знакомство с творчеством известных художников-анималистов и анимационными фильмами и другими формами применения анимации, где достоверно переданы особенности движения и поведения животных (сюжеты, в которых животные показаны только как сказочные персонажи или скорее как люди, без внимания к особенностям их движений и поведения как животных, для данного проекта не подходят);

4) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам.

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников записывает педагог или родитель). К работе должны быть приложены анкеты участников (педагогов и школьников).

На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Анимационные этюды должны быть представлены на флешке или CD(DVD)-диске.

Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на флешке или CD(DVD)-диске.

Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Для школьников коллективный проект может включать не более 20 участников.В проекте желательно уделить внимание тем животным, которые обитают в вашем регионе, заповедниках, национальных и природных парках, заказниках.

IV. Подведение итогов

Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 октября 2017 г.

Итоги конкурса будут объявлены и опубликованы на сайте Центра охраны дикой природы в ноябре 2017 г.

Награждение победителей, рассылка дипломов, грамот, ценных призов будут проведены в ноябре-декабре 2017 г.

Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте конкурса и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.

V. Адрес конкурса

Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html.

Работы просим высылать по адресу:

Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)

117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2

а также по адресу: [email protected]

Тел./факс: 8 (499) 124 71 78

тел. 8 (499) 124 50 22

Оргкомитет конкурса

Приложение 1

АнкетЫ участникОВ конкурса

Уважаемые участники конкурса!

Одна из задач конкурса – попросить вас поделиться мыслями, связанными с его тематикой, собственным опытом. Это важно и актуально в связи с тем, что российская анималистика может помочь узнать и полюбить животных, но не так хорошо известна современному школьнику и педагогу. Даже в учебники иногда попадают иллюстрации животных весьма сомнительного качества.

Именно поэтому условие конкурса – не только прислать саму работу, но и заполнить, по возможности полнее, анкету участника. Обобщение анкет поможет организаторам не только лучше оценить активность участников, но и учесть в будущем их мнения при проведении следующих конкурсов, разработке книг, организации выставок. Наиболее интересные ответы будут опубликованы на сайте, а также в других материалах, посвященных данному проекту.

Заполнение анкеты обязательно для руководителя коллективной работы и основных ее участников.

АНКЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ

Анкетные данные

1 Фамилия, имя, отчество педагога

2. Какой предмет преподает (каким кружком, студией руководит и т.п.)

3. В каком учреждении, организации выполнена работа (школа, дом искусств и т.п.)

4. Дата выполнения работы

Контактные данные

5. Почтовый адрес с индексом

6. Телефон с междугородним кодом

7. E-mail

Вопросы

8. Расскажите немного о себе (самое главное, что считаете нужным).

9. Обращаетесь ли Вы в своей педагогической практике к рисованию животных, творчеству художников-анималистов?

10. Поможет ли Вам и Вашему коллективу (и чем конкретно) участие в конкурсе в поиске новых направлений своей работы?

II. Пункты, заполнять которые не обязательно, но весьма желательно:

Вопросы

11. Кто из художников-анималистов Вам особенно интересен, близок и почему? Знакомите ли Вы с его (их) творчеством своих учеников, как именно?

12. Кто из художников-анималистов интересен Вашим ученикам, почему? (Просим поделиться наблюдениями из Вашего опыта).

13. Как, с Вашей точки зрения, лучше всего знакомить школьников с творчеством художников-анималистов?

14. Что для этого нужно использовать? Чего педагогу для этого недостает?

В ответах на 12-13 вопросы просим указывать возраст учащихся.

АНКЕТА УЧАСТНИКА

I. Пункты, обязательные для заполнения:

Анкетные данные участника

1. Тема Вашей работы

2. Фамилия, имя, отчество

3. Возраст

4. Дата выполнения работы

Контактные данные

5. Почтовый адрес с индексом

6. Телефон с междугородним кодом

7. E-mail

8. Фамилия, имя, отчество педагога, под руководством которого осуществлена работа.

9. Какой предмет он ведет (каким кружком, студией руководит и т.п.).

10. В каком учреждении, организации выполнена работа (школа, дом искусств и т.п.)

Вопросы

11. Расскажите немного о себе (самое главное, что считаете нужным). Давно ли Вы сами рисуете животных? Рисовали ли их с натуры?

12. Кого из художников-анималистов Вы знаете? Кто из них Вам близок и почему?

II. Пункты, заполнять которые не обязательно, но весьма желательно:

Вопросы

13. Кто из животных Вашей малой родины для вас особенно интересен и почему?

14. Чему Вы смогли научиться, выполняя проект? Помогло ли Вам лучше узнать животных знакомство с творчеством художников-анималистов, как именно?

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

Из общения с учителями мы знаем, что поначалу они испытывают затруднения, ведь сами задания, задачи конкурса непривычны. Но стоит педагогу с учениками преодолеть первые трудности, и команда, работающая над проектом, увлеченно отправляется в путь. Необычность и сложность задания помогают в итоге достичь более высоких и интересных результатов.

Чтобы этап вхождения в проект оказался менее сложным, предлагаем ряд рекомендаций.

Если у вас останутся вопросы и затруднения, на этапе запуска проекта можно обратиться за консультацией к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (письма отправлять на адрес [email protected]).

Анимация в анималистике

Конечно, анимация и анималистика — разные жанры, но в практике художников-анималистов можно увидеть черты, сближающие то, что они делают, с работой аниматора. Это характерно для многих мастеров, но в особенности для В.М. Смирина, и это не случайно, поскольку его интересовало прежде всего поведение зверя. В творчестве В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, В.А. Горбатова и других анималистов важную роль играют листы с набросками разных форм поведения животного — своеобразные раскадровки.

В такой «раскадровке» на листе бумаги можно увидеть разные моменты поведения и представить, что и как делало животное, как и что мог наблюдать художник. На окончательном рисунке по материалам наблюдений В.М. Смирин нередко специально представлял в нескольких рисунках, как развивается во времени та или иная характерная форма поведения зверя, например, как ведет себя джейран во время гона или как устроен полет белки-летяги, как скрывается от возможной опасности самка калана со своим детенышем.

Работы по анималистике

Государственный Дарвиновский музей. Москва. // Автор текста и составитель каталога В. Удальцова. – М.: Белый город, 2007. – 64 с. В издании представлено художественное собрание анималистики Государственного Дарвиновского музея. Отдельные разделы посвящены творчеству художников-анималистов В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, А.Н. Комарова и К.К. Флерова.

Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009 / Сост. Л.Я. Петрунина, при участии В.С. Ионкиной, Н.В. Усновой; научн. ред. Л.В. Марц. – Москва: Экспресс 24, 2010. – 188 с. Редкий пример представительной подборки статей по анималистике, включая обращение к ней в просветительских и образовательных целях. Статьи по материалам уникального совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Государственного Дарвиновского музея.

Домашние и дикие. Анималистика в русском искусстве 18–21 веков из собрания Государственного Русского музея / Сост. Александр Боровский, Марина Стекольникова. / Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 63. – СПб: Palace Editions, 2004. – 152 с. Переиздано в 2009 г. Емкий и содержательный, великолепно изданный каталог выставки. Дает представление о развитии жанра анималистики на протяжении трех столетий.

Олексенко А.И. «Книжка с картинками»: учит ли она видеть природу? // Охрана дикой природы. 2006. № 4 (38). C. 13–15, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/38/st03.html.

Олексенко А.И. Классика, без которой выросло несколько поколений. В чем ценность отечественной анималистической традиции? // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 84–95.

Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 156–165.

В этой подборке статей развивается подход, положенный в основу конкурса им. В.М. Смирина и изданий по творчеству В.М. Смирина, подготовленных ЦОДП.

Создаем музей анималистики // Сост. А.И. Олексенко, А.А. Могильнер. – М.: ЦОДП, 2011. – 22 с. Сборник по материалам 2-го конкурса им. В.М. Смирина.

Творческий альбом «С любовью к животным». Автор проекта В. Павлушин. Новосибирск, 2008. Редкий пример издания, специально посвященного творческому конкурсу по анималистике.

Художники на сайте Зоологического музея Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. http://zmmu.msu.ru/musei/istoriya/hudojniki

Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17,

www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf (о методике рисования с видеонатуры).

Персоналии

Бахтин Виктор Владимирович

Бахтин В.В. Прикосновение к тайне: альбом. – Красноярск: РАСТР, 2008. – 72 с.

www.rasterprint.ru/content/bakhtin-viktor-vladimirovich (биография и электронная версия альбома художника, презентация проекта «Возвращение Ковчега», избранные работы художника).

Ватагин Василий Алексеевич

Ватагин В.А. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999.

Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. – М.: Советский художник, 1980.

Ватагин В.А. Образ животного в искусстве. – М.: ЗАО «Сварог и К», 2004. – 304 с.
В альбоме опубликована интереснейшая часть наследия художника, посвященная зарисовкам образцов анималистики многих культур.

Василий Алексеевич Ватагин. 1884-1969: к 125-летию со дня рождения художника: каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М.: М-Сканрус, 2008.

Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международ-ной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – М.: Экспресс 24, 2010.

Киплинг Р.Д. Маугли: повесть-сказка. Рисунки В.А. Ватагина. – М.: Проспект, 2011 (и другие издания).

Горбатов Вадим Алексеевич

Горбатов В.А. Под пологом русского леса. – М.: Вече, 2008. – 312 с.

Горбатов В.А. Среди льдов и джунглей. – М.: Вече, 2014. – 336 с.

www.gorbatov.ru – официальный сайт художника.

Великолепно изданные альбомы позволяют познакомиться с творчеством одного из лучших российских анималистов. Представляя свои работы, художник делится тем, как они были созданы, что было очень важно пережить, пронаблюдать и подметить в многочисленных путешествиях по России и другим странам.

Гудков Вадим Максимович

Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. – М.: Вече. 2007. – 592 с.

Черкасова М.В. В.М. Гудков – натуралист и художник.

www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=297

В.М. Гудкову принадлежат многочисленные статьи в журнале «Юный натуралист»

Кондаков Николай Николаевич

Иванов Б.Г., Гептнер М.В. Николай Николаевич Кондаков — художник, зоолог, путешественник (10.05.1908–23.01.1999) // Бюл. Моск. об-ва испытателей природы. Отдел биологический. — 1999. — Т. 104. — Вып. 4. — С. 70–74.

См. также: www.knigakamchatka.ru/pdf/nazvany-ih-imenami.pdf

Фабр Жан-Анри. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокращенный перевод с французского и обработка доктора биологических наук Н.Н. Плавильщикова. – М.: Учпедгиз, 1963. – 460 с.

Увлекательные истории, книги замечательно проиллюстрированы Н.Н. Кондаковым.

Комаров Алексей Никанорович

Комаров А.Н. Рассказы старого лешего. – М.: Армада-пресс, 1998.

Многочисленные издания с рисунками художника. Одно из лучших –

Спангенберг Е. Из жизни натуралиста. – М.: Молодая гвардия», 1955. – 526 с. (см. также др. издания книги).

Курдов Валентин Иванович

Бианки В.В. Лесная газета. Художник В.И. Курдов. – Л.: Детгиз, 1958 (а также издания других лет; к сожалению, в переизданиях последних десятилетий нередко радикально изменен макет книги, что для этой уникальной книги просто недопустимо).

Курдов В. О моих книжках // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Зап. и коммент. В.И. Глоцер. – М., 1987. – С. 103–121.

Смирин Владимир Моисеевич

Смирин Юрий Моисеевич

Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1991; 2-е изд. – М.: Армада-пресс, 2001.

Смирин В.М. Портреты зверей Командорских островов. Наука и искусство – экологическому образованию / Сост. Олексенко А.И., Зименко А.В., Зубчаниновой Е.В. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2007. — 60 с.

Смирин В.М. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии. Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, П.П. Дмитриев, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2008. — 92 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Ластоногие: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Т.Ю. Лисицына, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. — 264 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Smirin_Pinnipeds_2010_sm.pdf

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2011. — 416 с.

Смирин Ю.М. Анималистическое искусство как метод зоологических исследований: достижения и проблемы. Бюлл. МОИП, 1999. Отд. биол., Т. 104, вып. 5, с. 50–60.

Олексенко А.И. Несмолкающая симфония жизни // Охрана дикой природы. 2001. № 4 (23). C. 29–36, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/23/oleksenko.html

Олексенко А.И. Атлас млекопитающих (к воплощению авторского замысла В.М. Смирина) // Охрана дикой природы, 2004, № 1 (27). С. 10–13, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/27/st03.html

Панов Е.Н., Павлова Е.Ю. Анималистический рисунок как составляющая этологического подхода // Зоол. журн. 2010. Т. 89. № 7. С. 891–893. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html.

Чарушин Евгений Иванович.

Чарушин Николай Евгеньевич

Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1983.

Многочисленные издания и переиздания книг с рисунками худож

VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2017 г.

«Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе»

ПОЛОЖЕНИЕ

Конкурс, посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы (ЦОДП) с 2009 года. Традиционно в нем особое внимание уделяется темам, связанным с творчеством этого художника, с классической российской анималистикой.

Важнейшей задачей В.М. Смирина было понять суть и особенности поведения зверя: как совершает полет белка-летяга, как обмениваются приветствиями самка и самец песца при встрече у норы, как ухаживает мать-каланиха за своим детенышем и т. п. Поэтому обычно такой процесс он стремился изучить, делая во время наблюдений серию набросков-кадров, а позже представляя его в итоговом поведенческом портрете как последовательность из нескольких рисунков. Неслучайно Михаил Гольцман, один из ближайших коллег Смирина, как-то назвал его работы анималистическими фильмами. Очень высоко оценивает работы В.М. Смирина и выдающийся режиссер-мультипликатор Ю.Б. Норштейн, подчеркивая, что «нужно воспитать в себе высокую культуру, чтобы увидеть самое простое действие природы». Так изучение поведения сближается со стремлением найти удачную форму для передачи типичных его эпизодов, что отчасти напоминает раскадровку для анимационного фильма.

Конкурс 2017 года, как и прошедший в 2016 году, посвящен поведению животных, но творческие задания на этот раз во многом иные. Мы будем учиться благодаря возможностям анималистики и анимации видеть и понимать, как двигаются, как ведут себя животные, и передавать это в своих проектах.

Ничто не может заменить наблюдений и зарисовок, сделанных в природе, поэтому в 2017 году мы хотим, чтобы у участников конкурса появилось для этого больше возможностей. Для этого изменены сроки подачи работ на конкурс: проекты должны быть представлены осенью.

Участникам конкурса предлагается необычное задание: как настоящим натуралистам, отправиться в путешествие — реальное, связанное с собственными наблюдениями, либо воображаемое, но основанное на хорошем знакомстве с животными по книгам, фильмам, видеосюжетам, интернет-сайтам. Особенно ценно, если работа будет выполнена на основе собственного опыта наблюдений за животными, выполненных во время выездов на природу, экспедиций. Важно, если будет продемонстрировано знание творчества классиков отечественной анималистики, примеры того, как удается мультипликаторам достоверно и выразительно передать движение и поведение животных. Выполняя задание, в своих творческих работах участники должны поведать о том, что им удалось узнать, пережить и открыть в таком путешествии; передать в своих работах ситуации, в которых поведение животных проявляется наиболее ярко и характерно.

Задания конкурса этого года направлены на то, чтобы выделить типичные и характерные для различных животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других) образцы поведения, учитывая их значение в приспособлении животных к условиям обитания, и представить их в виде графической серии, а также по возможности, в небольших анимационных этюдах, выполненных в различной технике (см. подробнее в «Методических рекомендациях…»).

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники. Для школьников число участников одного проекта не должно превышать 20 человек.

Конкурсные материалы включают творческие работы, выполненные детьми: серию рисунков, а также, по желанию, анимационные сюжеты (техника выполнения может быть различной). Рисунки и анимационные сюжеты должны быть дополнены краткими комментариями и описанием проекта в целом и отвечать требованиям конкурсного задания.

Использование фотографий не предусмотрено и учитываться не будет.

Консультации по тематике конкурса и его заданиям можно получить у Александра Ивановича Олексенко (+7-915-369-50-72, [email protected]).

Начало приема работ на конкурс — 15 сентября 2017 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 октября 2017 г.

I. Цели конкурса

1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края.

2. Обратить внимание детей и педагогов на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.

3. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.

4. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками; стимулировать их к творческим поискам, сочетающим обращение к классике анималистики и современным ее направлениям.

II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе

Тема конкурса — «Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе».

Тема конкурса связана не только с одной из центральных тем творчества В.М. Смирина как зоолога и как художника-натуралиста — изучением поведения животного (по возможности в природе), но и с формой ее передачи мастером в виде серии рисунков. Дополняя то, что было найдено и сделано художником, мы предлагаем участникам конкурса попробовать свои силы и в анимации (тем, кто владеет соответствующими технологиями). Для выполнения проекта включение в него анимационных этюдов не является обязательным (см. «Методические рекомендации…»), важно другое ― передать в серии рисунков ― своеобразной раскадровке или в небольшом анимационном сюжете то, к чему стремился сам художник, ― саму встречу с живым зверем, которая для В.М. Смирина всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

На конкурс принимаются преимущественно коллективные работы.

Участникам конкурса нужно:

1) кратко и емко сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), его маршрут;

2) представить в серии рисунков, посвященных поведению одного или нескольких видов животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других) и снабженных лаконичными комментариями, результаты своего путешествия (формат листов, на которых могут быть расположены один или несколько рисунков, должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см); дополнить серии рисунков, если есть такая возможность, анимационными этюдами (краткими выразительными эпизодами, представляющими примеры движения, поведения, взаимодействия животных и т.п.).

3) подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения) и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;

4) представить список самых главных ресурсов (книг, кино-, видео- и анимационных фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;

5) заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 1).

Обращаем внимание, что работа должна включать в себя именно рисунки, не фотографии, а также при выборе соответствующего варианта задания небольшие анимационные этюды. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание, что попытались выразить «путешественники».

В помощь участникам конкурса подготовлены методические рекомендации и список рекомендованных источников по анималистике (см. ниже).

В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:

1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их поведении, образе жизни и задачах их сохранения;

2) стремление передать движение, поведение животных, их облик в художественно выразительных сериях рисунков, небольших анимационных сюжетах, выполненных в любой технике;

3) знакомство с творчеством известных художников-анималистов и анимационными фильмами и другими формами применения анимации, где достоверно переданы особенности движения и поведения животных (сюжеты, в которых животные показаны только как сказочные персонажи или скорее как люди, без внимания к особенностям их движений и поведения как животных, для данного проекта не подходят);

4) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам.

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников записывает педагог или родитель). К работе должны быть приложены анкеты участников (педагогов и школьников).

На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Анимационные этюды должны быть представлены на флешке или CD(DVD)-диске.

Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на флешке или CD(DVD)-диске.

Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Для школьников коллективный проект может включать не более 20 участников.В проекте желательно уделить внимание тем животным, которые обитают в вашем регионе, заповедниках, национальных и природных парках, заказниках.

Наши рекомендации