Игра на выявление лидеров, состоящая из нескольких заданий
Игры для выявления лидера
Игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.Для педагога служат МАТЕРИАЛОМ для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, так как только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.
Большая семейная фотография
Эту игру можно проводить как в оргпериод для выявления лидеров, так и в середине смены для отслеживания групповой динамики.
Участникам предлагается представить, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень полезно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью каждого ребенка в выборе места, важно также то, какую роль и место на фотографии предложат ребята вожатому (если участие вожатого нежелательно, определите свою роль сразу сами – например, вы – корреспондент, который пишет статью про «семью» в газету, или осветитель при фотографе).
Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши. Будет неплохо, если отряд действительно сфотографируется.
Упражнения с веревками
10–20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку. Затем веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий дает команду: «Закрыть глаза и не открывать их». Первое задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и – следующее задание – образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, веревка используется как средство коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»
Карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Представьте, что все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Нужно, чтобы, не договариваясь, встали со стульев столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встал позже, под конец игры – менее решительны. Есть и такие, кто сначала встает, а затем садится. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа ребят, которые не встают вообще. Рекомендуется повторить игру 4–5 раз.
Игры, нацеленные на проявление внутренней
свободы ребенка, его творческих способностей
Они помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению навыков общения, снятию агрессивности, регулируют самооценку и самосознание, служат для поднятия настроения, снятия психологического барьера, знакомства.
Сандалики
Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.
Это мой нос
Что вы ответите человеку, который указывает на свой локоть и говорит: «Это мой нос?» Ну, вы можете показать на свою голову и сказать: «Это мой локоть?» Тогда он, возможно, покажет вам свою ступню и скажет: «Это моя голова!» Это новая игра и тест на координацию рук и глаз, который показывает, насколько долго вы можете продержаться, называя части тела, которые только что показал ваш партнер, и в то же время указывая на другую часть своего тела.
Лидер-команда
1 вариант. Один из играющих выходит из комнаты. Остальные члены команды выбирают лидера, который задает группе любые движения и меняет их через некоторое время. Задача вошедшего – определить, кто лидер. В случае удачи лидер выходит за дверь, и игра повторяется с новым лидером.
2 вариант. Группа разбивается на несколько подгрупп по 5–7 человек, которые выстраиваются в шеренгу. Стоящий впереди становится лидером. Включается музыка, и каждая подгруппа двигается по комнате в произвольном направлении, но повторяет те движения, которые делает её лидер. По команде происходит смена лидерства – стоящий впереди уходит в конец цепочки, а стоявший за ним принимает на себя роль лидера. Поощряются оригинальные танцевальные движения, желательно, чтоб они не повторялись. Эту игру можно использовать даже во время дискотеки, только наблюдать вожатому будет чуть сложнее.
Узелки
Группа встает в круг, все участники берутся за руки. Затем начинают «заворачивать» круг, не размыкая рук, пока возможно движение хотя бы одного человека. Потом группе предлагается развернуться обратно в круг.
Барабанчик
Группа садится в круг. Участники кладут свои ладони на колени к соседям с двух сторон. Группа начинает хлопки в определенную сторону – рука за рукой, в том порядке, как они лежат на коленях. При двойном ударе направление сменяется на противоположное. Тот, кто ошибся, убирает руку.
Снежный ком с движениями
Каждый ребёнок определяет для себя собственное характерное движение, показывает его, называя при этом своё имя. Остальные – повторяют по цепочке по принципу «снежного кома».
Ассоциации
Выбирается ведущий, которому предлагается отгадать «тёмную лошадку» – одного из присутствующих. Отгадывать можно с помощью вопросов, построенных на ассоциации, например: «Если бы это был дом, то какой?».
Комплексные игры
Например, «Выборы президента» (парламента, органов самоуправления) решают одновременно несколько задач. Главное требование к ним – воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатом таких игр может быть: обучение основам самопрезентации и самореализации; выявление лидерства и формирование социального института лидеров отрядов; развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности; формирование социально продуктивных форм деятельности; умение организовать самостоятельную деятельность.
Игра «Куча-мала»
Реквизит игры: табло для фиксирования результатов игры, набор кубиков или карточек разного цвета, каждый из которых пронумерован. По количеству кубиков или карточек готовятся задания разного уровня сложности и разного содержания. Призы – как индивидуальным победителям в конкретных конкурсах, так и команде-победительнице .
Подготовка к игре. Создание команд, в каждой из которых не больше семи человек. Создание групп поддержки, для которых будут организованы специальные конкурсы. Распределение ролей между вожатыми: один работает с командами, второй – с группами поддержки. Приглашение жюри (3 человека), оно работает с «табло игры», выставляя туда оценки за каждый конкурс.
Ход игры: на столе в центре игрового зала располагаются кубики или карточки, так называемая «Куча-мала». После того как созданы команды и группы поддержки, по жребию команды вступают в игру. Команда выбирает карточку или кубик. После этого ведущий зачитывает задание.
Команда выбирает себе соперников. Во время подготовки команд к конкурсу с группами поддержки проводятся мини-конкурсы, игры и т. д. Победившая команда вновь делает выбор конкурса и соперника. Так продолжается до тех пор, пока все карточки не будут разобраны. Итоги игры подводятся по количеству баллов, заработанных командой, и баллов, полученных группой поддержки.
Победителям игры предлагается, например, возглавить творческие группы.
Игры для выявления лидера
Игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.Для педагога служат МАТЕРИАЛОМ для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, так как только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.
Большая семейная фотография
Эту игру можно проводить как в оргпериод для выявления лидеров, так и в середине смены для отслеживания групповой динамики.
Участникам предлагается представить, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень полезно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью каждого ребенка в выборе места, важно также то, какую роль и место на фотографии предложат ребята вожатому (если участие вожатого нежелательно, определите свою роль сразу сами – например, вы – корреспондент, который пишет статью про «семью» в газету, или осветитель при фотографе).
Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши. Будет неплохо, если отряд действительно сфотографируется.
Игра на выявление лидеров, состоящая из нескольких заданий
Ребята делятся на две-три равные по количеству участников группы. Каждая из них выбирает себе название.
Вожатый предлагает условия: «Выполняться команды будут после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, задается дух соревнования, весьма немаловажный для ребят.
Первое задание. Каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» (Чтобы выполнить это задание, всем членам команды необходимо как-то договориться. Эту функцию обычно берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)
Второе задание. Необходимо, чтобы, ни о чем не договариваясь, быстро встала половина группы. «Начали!» (Встают самые активные члены группы, включая лидера.)
Третье задание. Все группы летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» (Напомните, об условии – команде «Начали!», возможно, ребята о нем забыли. Обычно функции организатора опять берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием перенести ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»
(Проводя эту игру, вы сможете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные номера и один одноместный.)
Эта методика даст вам представление о сложившейся системе лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой, направленной на сплочение ребят.
Упражнения с веревками
10–20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку. Затем веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий дает команду: «Закрыть глаза и не открывать их». Первое задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и – следующее задание – образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, веревка используется как средство коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»
Карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Представьте, что все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Нужно, чтобы, не договариваясь, встали со стульев столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встал позже, под конец игры – менее решительны. Есть и такие, кто сначала встает, а затем садится. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа ребят, которые не встают вообще. Рекомендуется повторить игру 4–5 раз.
Игры, нацеленные на проявление внутренней
свободы ребенка, его творческих способностей
Они помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению навыков общения, снятию агрессивности, регулируют самооценку и самосознание, служат для поднятия настроения, снятия психологического барьера, знакомства.