Художественные особенности северного возрождения

Северное Возрождение и его отличие от итальянского. Национальная специфика, связь с готической традицией.

Искусство Возрождения в Нидерландах. Развитие бюргерской культуры. Зарождение портрета, пейзажа, бытового жанра. Ян ван Эйк – основоположник нидерландской живописи Возрождения. Гентский алтарь, особенности композиционного и колористического решения. Творчество Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса и Ганса Мемлинга. Развитие портрета. Национально-освободительная война в Нидерландах и ее отражение в искусстве. Иероним Босх, реализм и фантастика в его творчестве. Питер Брейгель Старший, прозванный Мужицким – крупнейший художник нидерландского Возрождения. Обращение к народным пословицам и поговоркам, своеобразие трактовки библейской темы. Образ природы в искусстве Брейгеля. Крестьянская тема в его творчестве.

Национальные особенности немецкого Возрождения. Социальная и идейная борьба в Германии этого периода и ее влияние на развитие искусства. Альбрехт Дюрер – ведущий представитель немецкого Возрождения. Связь с античностью. Живопись Новаторство Дюрера в области гравюры. Серия «Апокалипсис», «Адам и Ева», «мастерские» гравюры («Всадник, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье», «Меланхолия»). Творчество Матиаса Грюневальда. Комплекс Изенгеймского алтаря. Ганс Гольбейн Младший – мастер реалистического портрета. Пейзаж в творчестве Альбрехта Альтдорфера. Особенности творчества Лукаса Кранаха Старшего.

Искусство Возрождения во Франции. Национальные художественные традиции и влияние итальянского и нидерландского искусства. Французская живопись и книжная миниатюра. Братья Лимбурги. Творчество Жана Фуке. Расцвет искусства в годы правления Франциска I. Обращение к античности. Творчество Жана Клуэ. Французский карандашный портрет, творчество Франсуа Клуэ.Архитектура и скульптура. Лувр (Пьер Леско, Жан Гужон).

Значение искусства Итальянского и Северного Возрождения для дальнейшего развития европейской культуры.

Барокко в искусстве Западной Европы

Барокко

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с архитектурой. Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы в большей мере, чем другие виды искусства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии.

Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши -- статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.

Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форы). В живописи вклад в искусство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Своего полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др.

Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. У Рубенса, Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, реального и иллюзорного выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс. У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие.

В Испании XVII в. барокко развивалось в своеобразных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с ярко выраженной поляризацией. Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. - это историческая арена развития классицизма.

Таким образом, Барокко - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия и, затем, распространился по всей Западной Европе. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».

Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов.

Не будет преувеличением сказать, что «барокко» является одним из самых вычурных, пышных стилей.

Стиль «барокко» полностью соответствует образу жизни, свойственному той эпохе. Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

Время барокко способствовало формированию национальных художественных школ со своими особенностями (Фландрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Германия).

14 классицизм в искусстве Франции XVII в.

Классицизм XVII в. И просветительский классицизм (нач. XVII в.). Эпоха абсолютизма во Франции при Людовике XIV. Классицизм гражданственный (традиции римской античности) и академический (придворный, связанный с барокко). Строгость и геометрическая симметрия классических форм, жесткий художественный канон, сдержанность. Примат долга над чувством, разума над сердцем. Возвышенное и героическое, прославление образов мужества и гражданского патриотизма. Обращение за подобными примерами к античности (Пуссен). Представление о согласии искусства с природой. Аркадские сцены у Пуссена и Лоррена.

Наши рекомендации