V. Повторениепройденногоматериала
- Какие вы знаете цвета радуги?
- Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
- Какому цвету соответствует первая буква каждого слова? (Ответы школьников.)
Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр». Повторите это словосочетание и запомните его.
Перед тем как вы займетесь выбором цвета для создания платков, вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы — холодные и теплые.
- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)
- Какие тона относятся к теплой гамме? (Красный, оранжевый, желтый, розовый, малиновый.)
Чтобы проверить, не путаете ли вы, к какой группе относится тот или иной цвет, предлагаю выполнить игровое задание. У меня есть две вазочки и цветы разных оттенков. Необходимо разложить эти цветы в вазочки. В одну вазу надо положить цветы теплых оттенков, в другую - холодных. Пусть каждый из вас подойдет к столу, выберет свой цветок и поставит его в нужную вазочку. А все остальные будут анализировать, правильно ли выполнено задание. Прошу тех, кто будет раскладывать цветы, вслух называть название тона и комментировать, какой он - теплый или холодный.
(Школьники по очереди выходят к столу и выполняют задание.) Раскраска головного платка, выбор цвета для нее должны передавать облик хозяйки платка, ее характер и даже внешность. Давайте подумаем, какие тона - холодные или теплые — понадобятся для следующих знакомых нам образов.
— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для Снегурочки?
— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для русской матрешки?
VI. Актуализацияпонятия
Сегодня вы будете работать красками - создавать с их помощью орнамент, который можно было бы нанести на настоящий платок.
Какие краски вы для этого принесли? Вижу, что большинство из вас принесло сегодня акварельные краски.
— Что обозначает слово «аква» в составе названия этих красок? (Ответы школьников.)
Слово «аква» в переводе с латинского языка означает «вода». Акварель — это водяные краски, которыми рисуют, разводя их водой. Но словом «акварель» обозначают и сами рисунки, выполненные акварельными красками. Их рисуют обычно на белой бумаге мягкими волосяными кисточками с закругленными концами. Главное свойство акварельных рисунков - их прозрачность, мягкость, нежность, потому что акварель ложится на бумагу тончайшим слоем. Даже белила в акварели не используются, их заменяет белизна самого листа бумаги. Но при этом у художника, который рисует акварелью, есть свои сложности. Например, при создании такого рисунка нежелательно пользоваться карандашом для наброска - карандашный след будет просвечивать сквозь акварельную краску. Кроме того, надо стараться сразу накладывать нужный мазок кистью так, чтобы потом не исправлять его, потому что это порой бывает невозможно сделать.
В старину акварельные краски часто использовали для рисования пейзажей с изображением тумана, влаги, дымки. Так, например, работали английские художники, которые запечатлели затянутые туманами пейзажи Англии.
(Демонстрация репродукций.)
В XIX в. в России славились акварельные портреты художника А. Соколова.
(Демонстрация репродукций.)
В картинных галереях, где хранятся акварельные работы, с ними надо обращаться очень бережно. Даже и выставочных залах они лежат в специальных закрытых стеклом столах, а сверху их накрывают темными покрывалами. У акварелей есть одна особенность: они быстро выгорают, если находятся под светом. Поэтому и Третьяковской галерее картины маслом десятилетиями висят на стенах, а чтобы посмотреть акварели, надо поднять покрывало над столом, в котором они хранятся.
В Москве есть школа художника Сергея Андрияки, где учат рисовать акварелью. А сам руководитель школы часто проводит выставки своих работ, и всегда туда приходит много посетителей, чтобы полюбоваться его мастерством.
Занятия рисованием помогут вам познать мир изобразительного искусства, где существует много разных направлений, и каждое имеет свой собственный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающей среды, предметов быта, поможет сделать жизнь более интересной и праздничной.
Роспись головных платков также имеет свой образный язык. Кому свойственна некоторая нереальность — например, цветы, которые изображают на платках, существуют только как вымысел художника, плод его фантазии. В этом языке используются такие художественные средства, как цвет, линия, ритм.
Важным моментом является то, что здесь присутствует декоративное рисование, главная задача которого — украшение. Изображение декоративного рисования может быть приближено к реальному или включать в себя элементы стилизации.
VII. Созданиеэскиза
Когда вы рисуете карандашом, то в самом начале работы необходимо сначала распланировать размещение объектов на листе бумаги, обозначить, где будет находиться центр узора или орнамента, определить оформление каймы платка, его углов.
Для рисования красками этот момент еще более важен. Но вы уже знаете, что карандашные линии будут проступать сквозь акварель. Поэтому перед тем, как начать работать красками, попытайтесь выстроить будущий рисунок «в уме». Можно в этом случае использовать такой прием: наметить места для каждой изображаемой детали очень легкой карандашной линией. А профессиональные художники применяют также и другой прием. Они делают карандашный рисунок на отдельном листе, а потом используют его в качестве эскиза и по его основе создают картину красками.
- Вам уже приходилось использовать такой прием? (Да, при оформлении юбки глиняной дымковской куклы.)
Вот и создавая узор для платка, предварительно сделайте его эскиз. А потом уже переносите его на подготовленную бумагу. С помощью эскиза создавать рисунок красками удобнее. Сначала подумайте, каков будет основной мотив нашей композиции и где вы расположите ее акценты.
(Школьники создают эскизы платков.)