VII. Психологическийнастройназанятие
Прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте настроимся на занятие.
(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяютза ним:
1. Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
2. Я старательно выполняю все задания.
3. Мои руки становятся умелыми.
4. Я обязательно научусь делать все, что нужно.
VIII. Заданиядлясамостоятельноговыполнения
Сегодня вам надо создать свои трафареты, вырезать их из бумаги и с их помощью сделать узор для штор или обоев. Вы будете работать в группах по 4—5 человек.
(Педагог делит класс на группы.)
Каждый из вас сделает свой трафарет, а потом их все надо будет разложить в нужной последовательности на полоске бумаги, чтобы получился нужный ритм. Так образуется своеобразный рисунок. Подумайте, что вы изобразите в вырезе своего трафарета.
IX. Выполнениезадания
Возьмите лист бумаги и карандашом нарисуйте на нем нужное изображение - элемент какого-нибудь орнамента или деталь. Теперь это изображение необходимо вырезать ножницами по контуру. Но при этом будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности.
1. Не прокалывайте листок бумаги, когда вы держите его в пальцах или на ладони.
2. Передавать друг другу ножницы надо только вперед кольцами.
3. Не кладите ножницы на край стола, они могут упасть и васпоранить.
Готовый трафарет положите на альбомный лист и прорисуйте вырезанный силуэт. Лучше для этой работы использовать фломастер. Можно, конечно, взять краски, но при работе с ними, когда надо многократно прорисовывать один и тот же силуэт, края трафарета смачиваются, размягчаются и теряют свою жесткость. А ведь задача силуэта — сохранять четкие контуры на протяжении всего использования. Сделайте свои трафареты и с их помощью составьте рисунки для обоев.
(Класс группами выполняет задание.)
Расскажите, какой ритм получился у каждой группы.
X. Физкультминутка
XI. Рассматриваниеиобсуждениеготовыхвариантов обоевиштор
(Каждая группа демонстрирует свои варианты обоев и штор.Класс проводит их обсуждение.)
XII. Рефлексия
- Какие рисунки часто используют для орнамента обоев и штор?
- Что входит в состав цветочного рисунка?
- Каким бывает цветочный рисунок?
- Что такое стилизованное изображение?
- Какие детали могут входить в природный рисунок?
- Что такое ритм в рисунке?
- Каким бывает ритм в рисунках?
- Как ритм может повлиять на настроение?
- Как цвета обоев и штор могут создавать разное настроение?
- Что такое трафарет?
- Когда используется трафарет?
- Какую роль выполнял в этой работе каждый из братьев-Мастеров?
А теперь сочиним синквейн по темам, которые вы изучали сегодня. Пусть одна группа класса придумает слова на тему «Обои», вторая группа — на тему «Шторы».
(Школьники сочиняют синквейны.)
XIII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Прошу вас собрать все обрезки бумаги и выбросить их. На следующий урок принесите бумагу, краски и кисточки.
Дата:
Урок 4. Маминплаток
Цели: повторить знания о разновидностях красок; познакомить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».
Вид деятельности: рисование красками на бумаге.
Планируемые результаты: школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскрашивания платков.
Оборудование: две вазы, наборы искусственных цветов в теплой и холодной цветовых гаммах, краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки paзныххудожников и жанров.
Ключевые слова и понятия: платки, мотив, акцент, акварель, контраст.
Примечание. Для лучшего пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ходурока
I. Организационныймомент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводноеслово, работасучебником
(Педагог демонстрирует разноцветные платки.) Посмотрите, какие нарядные вещи появились сегодня у вас на уроке.
— Как они называются? (Головные платки.)
— Выберите, какой платок вам больше нравится, и расскажите о нем. (Ответы школьников.)
Откройте учебник на с. 30, прочитайте текст о русских платках.
III. Беседапотемеурока
Русские художники любили рисовать разноцветные платки, которые подчеркивали женскую красоту. Посмотрите на репродукцию картины художника В. Сурикова «Взятие снежного городка». Эта игра заключается в том, что через стену снежной крепости должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая стена крепости, но и люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Всюду шум, улыбки, весела. И разноцветными пятнами в разных местах картины мелькают женские платки.
(Демонстрация репродукции.)
Что за праздничный денек
Взятый снежный городок.
Посмотри-ка сам, дружок
Тут платок и там платок.
Этот — словно василек.
Этот — розы лепесток.
Нам не зря дарят веселы-
Тут платок и там платок.
И. Aгапова
Сегодня вы попробуете нарисовать вариант росписи женского платка с помощью красок.
IV. Работавтетради
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Мамин платок». Вот еще два новых понятия, которые вам сегодня встретятся - «мотив» и «акцент». Запишите их определения.
Мотив - часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть цветочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным.
Акцент - наиболее яркая часть изображения. Чаще всего акцент бывает в центре картины, и он подчеркивается особой освещенностью, выделением нужных фигур.