В ювелирном гарнитуре «Птицы солнечного сада» применяется приём эмалирования птичьих головок: двух для колье и четырёх для браслета и серёжек.

Горячие эмали поступают в продажу в виде мелкого порошка или плиток 7х10х2 см. Плитку раскалывают и перетирают в ступке.

Подготовку эмали начинают с измельчения крупных кусков. Для этой цели подходит ступка. А для разделения размолотой эмали на фракции пользуются набором сит с ячейками разной величины.

Для работы в технике перегородчатой эмали целесообразно использовать эмалевый порошок с величиной зерна 0,1-0,5мм. Более мелкий помол может вызывать окисление и гидролиз эмалей, а более крупный помол увеличивает усадку при обжиге и затрудняет закладывание эмали в мелкие ячейки.

Разбивают кусочки в несколько этапов и периодически просеивают помол сквозь сито. Оставшиеся в сите крупные фракции измельчают вновь. Относительно крупные кусочки можно использовать для вкрапления в основной цвет эмалевого слоя.

После того как получена необходимая смесь фракций, эмаль высыпают в баночку и заливают водой. Затем ее перемешивают и ненадолго оставляют. Когда эмаль отстоится необходимо слить мутную воду в отдельную ёмкость и заменить мутную воду свежей. Процесс повторяют до тех пор, пока вода над эмалью не станет совсем прозрачной. Эта степень чистоты отмывки особенно необходима для прозрачных эмалей; отмывку непрозрачных эмалей можно прекращать при несколько мутной воде, это не оказывает существенного влияния на качество эмалевой поверхности.

Пластины для эмалирования должны быть свободны от внутренних напряжений. Для этого следует отжечь все 6 деталей после придания им нужной формы: производится выколотка металлической основы на толстой резине с помощью молотка с круглым отбойником и чеканов. Далее закладывается контрэмаль на обратную сторону заготовки, после чего помещается в необходимую температуру в муфельной печи.

На выколоченную заготовку переносят рисунок (только не карандашом, т.к. грифель способен нанести дефект покрытию эмали), согласно которому на клей БФ-6 приклеиваются перегородки из проволоки. Для гибки перегородок необходим набор щипцов: плоскогубцы с длинными и заострёнными губками, круглогубцы, бокорезы. Они, естественно, должны быть небольшого размера (13-15 см.). Кроме того, нужно иметь ещё несколько пинцетов.

Порошковую эмаль разводят водой до сметанообразной консистенции. Наносят (закладывают) в ячейки с помощью кисточки. После нанесения эмаль необходимо полностью высушить, прежде чем начать обжиг. Иначе лопающиеся пузырьки воздуха испортят эмалевую гладкость покрытия.

Дальше изделие нагревают в специальной муфельной печи. Температура наплавления эмалей на металл — t 790+20. Так как эмаль в украшении многоцветная и перегородчатая, то технология работы предусматривает строгую очерёдность обжига (плавления эмалевого порошка). Первой наносят жаростойкую эмаль, в данном случае зелёную, затем изделие помещается в печь, где эмаль затвердевает. Наименее тугоплавка - красная эмаль, она закладывается в последнюю очередь.

После закладывания эмали с помощью мастихина будущее изделие помещается на специальную жаропрочную подставку. С помощью ухвата подставка помещается в печь. После расплавления эмали изделие достаётся вместе с подставкой с помощью этого же ухвата.

После того, как изделие достанут из печи, ему дают немного остыть. Далее работу снимают с подставки и кладут для дальнейшего охлаждения на асбестовую плиту. Благодаря низкой теплопроводности асбестовой плиты замедляется процесс охлаждения.

Иногда в процессе обжига эмалируемый предмет коробится и деформируется. В большинстве случаев этот дефект можно полностью исправить во время охлаждения, пока изделие находится в пластичном состоянии. Это следует делать в тот момент, когда на эмали исчезнет цвет красного каления. В противном случае инструмент при правке может оставить следы в мягком эмалевом покрытии. Если эмаль слишком охладилась, то она становится хрупкой и дальнейшая правка образца невозможна.

Для шлифования используют абразивные бруски различной зернистости. Шлифование должно всегда осуществляться с водой. Жидкость удаляет из бруска выломанные абразивные зерна, которые оставляют царапины на изделии. Кроме того, при сухом шлифовании остатки абразива могут внедряться в поры эмали.

После обжига металл, выступающий по краям изделия, покрывается черным слоем окалины. Эти места не протравливают, так как проще и безопаснее окалину сошлифовать. Изделие прижимают к пластине из дерева или резины, установленных на краю стола. Карборундовым бруском квадратного сечения средней зернистости металл обрабатывают вдоль края до полного удаления окисного слоя (если шлифование осуществлять поперек края, то можно поцарапать или сколоть эмаль).

Неровности эмалевой поверхности также выравнивают бруском, осторожно сошлифовывая те части, которые слишком заметно выступают по краям.

У классических выемчатых и перегородчатых эмалей поверхность эмали должна быть выровнена так, чтобы она с перегородками и краями выемок образовала единую плоскость. Для этого необходимо полностью заполнять ячейки или выемки. Если эмаль после обжига лежит очень низко, ее необходимо сошлифовывать до самого глубокого места, если нет возможности доложить эмаль и произвести повторный обжиг.

Для получения блестящей поверхности эмали отшлифованные, чисто вымытые изделия подвергают заключительному обжигу. При температуре около 900 °С подготовленное изделие обжигается до тех пор, пока эмаль не начинает блестеть.

После обжига необходимо удалить окалину с перегородок травлением или механически.

Филигрань

Филигрань в ювелирном гарнитуре «Птицы солнечного сада» присутствует двух видов: плоскостная напайная и плоскостная ажурная. Плоскостной напайной филигранью выполнены крылья колье и браслета. Плоскостной ажурной филигранью выполнены серьги.

Подготовительные операции

Сначала подготавливается эскиз будущего изделия в натуральную величину. Затем весь рисунок разбивают на составляющие его элементы и для каждого элемента устанавливают толщину и вид проволоки (гладь, скань, шнурок, косички, зигзаг).

Заготовка скани

Скань изготавливают из проволоки. Если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже, ее протягивают через соответствующий фильер волочильной доски. Волочильная доска представляет собой стальную пластину, в которую вставлены твердо сплавные вставки (фильеры), постепенно уменьшающиеся по диаметру отверстий.

Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником и просовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков, протягивают проволоку через отверстие.

Для получения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (парафин, воск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему), получают проволоку необходимого сечения.

При волочении проволока быстро нагартовывается, делается жесткой, легко рвется. Чтобы избежать этого, ее необходимо периодически отжигать горелкой, доводя до темно-красного свечения. При этом структура металла меняется и проволока снова становится мягкой. Медную проволоку отжигают через каждые четыре отверстия. При отжиге проволоку необходимо свертывать в кольцевой моток так, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, а готовый моток оплетался свободным концом. Это необходимо для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее участки не могли сплавиться.

После каждого отжига проволоку отбеливают в слабом растворе лимонной кислоты, промывают и просушивают. Проволоку, предназначенную для скани, после волочения свивают ручной или электрической дрелью. Для этого в дрель вставляют крючок. Два конца проволоки зажимают в тисках, а середину проволоки надевают на крючок. При вращении дрели проволока свивается в веревочку. Скрутка скани не должна быть слабой. Обычно необходимая степень свивания скани достигается в два приема, в интервале между которыми проволоку отжигают, чтобы придать ей необходимую мягкость и пластичность. Свитую скань прокатывают в вальцах, вновь отжигают, отбеливают, промывают и сушат. Такая скань готова к употреблению.

Кроме свитой скани для филиграни применяют и гладкую вальцованную (гладь) или просто круглую проволоку, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.

Из проволоки сечением 0,5 и 0,6 и 0,9 мм нужно будет сделать плоскую гладь, то есть, как бы расплющить ее в ленту в плоском участке валков: проволоку 0,5 мм прокатать до получения ленты шириной 0,9 мм, проволоку 0,6 мм — шириной 1,2 мм, а проволоку 0,9мм – гладь толщиной 1,8мм.

Одним из очень красивых элементов сканных работ является зернь (мелкие шарики). Он значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки. Зернь приготовляют следующим образом. Чтобы все зерна были одинаковыми по диаметру, необходимо проволоку нарезать на одинаковые кусочки. Для этого проволоку скручивают в спираль, которую разрезают на одинаковые колечки. Затем, колечки оплавляют горелкой до оплавления.

Набор скани

Процесс набора скани по рисунку состоит из двух операций:

1) выгибание каждого элемента рисунка из соответствующей заготовки (скани, глади, шнура);

2) установка такого элемента на соответствующее место и закрепление клеем.

Эту работу ведут при помощи пинцетов специальной формы.

Набор начинают или с установки главных, наиболее крупных элементов композиции, выполняемых из толстой глади или шнура, или с рамок по контурам рисунка. Затем ставят второстепенные элементы рисунка из более тонкой поволоки (скани или глади) и в конце – самые тонкие и мелкие детали, заполняющие рисунок. Набор заканчивают установкой зерни. В качестве клея применяют клей БФ-6.

В качестве флюса применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1:1 по объему. Подготовленное к пайке изделие прокаливают горелкой до красного свечения, затем присыпают бурой, а затем смесью припоя и буры. Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет непрочным. Избыток припоя нежелателен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали и портит внешний вид изделия.

Пайку филиграни лучше всего производить мягким, широким пламенем горелки. Пайка обычно происходит быстро и очень чисто. Если пламя будет узкое (режущее), изделие может сгореть.

Сканые припои хорошо «текут» при наличии достаточного количества буры.

После пайки изделие проверяют, и если окажутся непропаянные места, пайку повторяют. После этого изделие отбеливают в горячем растворе лимонной кислоты. Отбеливание проводят очень тщательно до полного удаления стекловидных остатков флюса (буры). После отбеливание изделие при необходимости чернят и полируют.

Крылья птиц на колье и браслете выполнены в технике глухой напайной филиграни. Для этого отрисовывается филигранный рисунок крыла на картоне в натуральную величину. Филигранными пинцетами, плоскогубцами и круглогубцами выгибается контур крыла из плоской глади 1,6мм, затем приклеивается на основу на клей бф-6, затем припаивается. После этого выгибаются крупные элементы узора из проволоки 1,2мм, приклеиваются, припаиваются. Далее из проволоки 0,9 мм. Заканчивается всё так называемой забивкой, которая так же сначала выгибается на рисунке, затем приклеивается к основе, а затем припаивается. Между пайками будущее изделие отбеливается в горячем растворе лимонной кислоты.

Аналогичные этапы проводятся со вторым крылом колье и с крыльями двух деталей браслета.

Крылья птиц-дев выполнены в технике плоской ажурной филиграни. Первые этапы пайки такие же, как при напайной глухой филиграни: готовится рисунок филиграни в натуральную величину. Из плоской глади 1,6мм выгибается контур изделия. Но, в отличие от глухой филиграни, контур спаивается стык-в-стык. Далее выгибаются крупные детали и устанавливаются в рамку враспор, так, чтобы при перемещении детали они не выпали и не держались только на клее, приклеиваются клеем БФ-6, припаиваются. Далее более мелкие детали и, наконец, забивка.

В конце на изделие припаиваются крапана, согласно чертежу. Эмалевые головки должны садиться в гнездо плотно и без перекосов. Делается медный крапан (штырёк вертикально стоящий, который можно загнуть), загибается буквой Г, припаивается к медной поверхности. Таких крапанов делается 6 штук. Припаивать их необходимо по отдельности. Затем припаиваются петли на серьги и браслет.

Изготовление фурнитуры.

а) Швензы. Из медной проволоки толщиной 0,7мм выгибаются швензы. Отрезается кусок проволоки 5см, на расстоянии 1см от края плоскогубцами делается загиб в 30˚. на расстоянии 5мм от края делается ещё один загиб под 90˚. Крайний сегмент загибается круглогубцами до получения петли. На расстоянии 1см от первого загиба производится полузагиб вокруг цилиндра диаметром 1см. Лишняя длина отрезается бокорезами. Срез обрабатывается надфилем.

б) Застёжка.

Застёжка-крючок изготавливается из проволоки 1мм. Круглогубцами и плоскогубцами загибается крючок. Свободный конец крючка при помощи круглогубцев загибается в маленькую петлю. Обратный конец крючка загибается в петлю диаметром 3-4мм. Из другого куска проволоки 1мм выполняется восьмёрка с помощью круглогубцев. Одна петля восьмёрки диаметром 3-4мм, другая петля – 6-7мм.

Застёжка «на костыль» выполняется следующим образом. Из проволоки 1мм выполняется восьмёрка с помощью круглогубцев. Одна петля восьмёрки диаметром 3-4мм, другая петля – 6-7мм. Из другого куска проволоки выгибается петля с двумя свободными концами 180˚ друг к другу, свободные концы загибаются в небольшие петли. Далее производится спиральная оплётка обеих деталей проволокой 0,3мм.

Наши рекомендации