Искусство проторенессанса. Открытия Джотто в области живописи.
Джотто. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/1267—1337), связанного с передовыми кругами Флоренции. Разносторонность интересов художника позволяет считать его типичным представителем новой культуры. Он был архитектор, скульптор, поэт, но самый значительный вклад внес в развитие живописи.
Живопись Джотто утверждает ценность реального человека. Искусство отличается громадной силой эмоционального воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом и эпичностью. Одним из первых в итальянской живописи Джотто создает типический образ человека. Скорее опираясь на интуицию, чем на научный метод, художник ставит задачу воспроизведения реального трехмерного пространства, весомости пластического объема, моделированного средствами светотени. Джотто ди Бондоне добивается ясности логически построенной, точно найденной композиции. Человеческие фигуры на его картинах стали вполне земными, их позы и жесты превратились в зеркало эмоций, а пространство обрело перспективу.Приняв на вооружение ряд известных тогда приемов - угловые ракурсы и упрощенную ("античную") перспективу, - он сообщил пространству иллюзию глубины. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета
Работы Джотто находятся во Флоренции, в Риме и Падуе. Наиболее значительное его творение — эпический цикл фресок на темы жизни Марии и Христа. Ясные и гармоничные росписи Капеллы дель Арена сохранили свое эстетическое обаяние и значение до наших дней. Традиционные религиозные сюжеты художник наполнил новым смыслом, по существу раскрыв в них высокое моральное совершенство образа человека. Росписи покрывают стены небольшой по размеру, прямоугольной в плане, перекрытой сводом капеллы. На входной узкой стене размещена сцена «Страшный суд», напротив — «Благовещение».
Композиции следуют одна за другой вдоль стен, подчеркивая их плоскости
Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. Персонажи священного писания обретают в росписях Джотто жизненность, глубину сдерживаемых чувств, фигуры — мощную пластичность. Элементы пейзажей и строений обозначают место действия. Жанровые моменты усиливают реализм религиозных сцеп.
Наиболее значительны из фресок те, где драматизм повествования решительно отодвигает на второй план религиозно-мистическую окраску легенды
Как драматический рассказ о предательстве, как столкновение двух контрастных характеров воспринимается сцена «Поцелуй Иуды». В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда. Носитель высокой идеи нравственного совершенства и стойкого мужества, Христос прекрасен в своем благородстве и сдержанном спокойствии. Его напряженный взгляд полон укора и гнева. Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя. Глубокий морально-этический смысл образов, понятный каждому, составляет неотразимую силу композиции.
Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа; спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально, скорбно глядящую на него Марию. Они составляют идейный центр композиции. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. Разнообразны жесты, мимика печальных лиц. Изумительна по пластической выразительности группа женских фигур, замыкающих сцену и усиливающих ее драматическую напряженность. Отбрасывая второстепенные детали, обобщая, монументализируя, Джотто создает образы большой глубины. Светлые холодные краски — желтые, розовые, голубые, зеленые — составляют звучную, легко воспринимаемую гармонию росписей.
40. Общая характеристика живописи кватроченто. Творчество Мазаччо, Ф. Липпи, Мантенья. В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры (переход этот наметился ещё в эпоху проторенессанса — дученто и треченто),— к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.
В живописи основу нового искусства закладывает Мазаччо, который совершает реформы в искусстве возрождения, равнозначные открытиям Джотто, совершенные им в искусстве проторенессанса. Главный шаг вперед – обобщенный подход к окружающему миру
1) Мазаччо впервые в композиции фрески «Троица», написанной в 1426г. в старой готической церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, последовательно использовал систему линейной перспективы, над разработкой которой в то время трудился Брунеллески.
Новизна фрески Мазаччо обусловлена не только искусным применением линейной перспективы, фиксации определенной точки зрения, и величественными ренессансными формами написанной им архитектуры: изображена капелла с кассетированными сводом, обрамленная античными пилястрами и колоннами. Новыми были лаконичность композиции, почти скульптурная реальность форм, выразительность лиц.
2) В композиции «Поклонение волхвов», часть алтарной композиции для церква Санта Мария дель Кармине в Пизе 1426 впервые появляется эффект воздушной перспективы. 1 план – интенсивный, яркий, контрастный. По мере удаления и смене планов – тональность светлеет. В дальнейшем – общая черта живописи кватроченто. Появляются тени (не знает проторенессанс), моделирующей пластическую форму.. Мазаччо отказывается от натуралистических деталей, передающих в точности реальную действительность. Иное ощущение формы. Типичность в обликах, возвышенную с помощью интенсивного изучения природы до уровня воздействия ее как индивидуального образа.
. Мазаччо сделал следующий после Джотто решающий шаг в создании собирательного образа человека, освободившегося отныне от религиозно-этической подосновы и проникнутого новым, подлинно светским мироощущением. В такой же мере Мазаччо продвинулся вперед в показе окружающей человека среды. Поставив своей задачей изобразить на плоскости стены объемную и реальную человеческую фигуру в реально построенном трехмерном пространстве, Мазаччо достиг огромных успехов в разрешении этих проблем. Вводя в свои композиции пейзаж, придавая ему монументальный, обобщенно-реалистический характер, он раздвигает при его посредстве границы изображаемых сцен, сообщая им широкий пространственный характер (сцена «Крещение неофитов» «Чудо со статиром»). Сцена «Изгнания из рая» - новое качество в понимание человеческого тела – первая обнаженная штудия в искусстве ренессанса. В вводит пейзаж, чем решается проблема пространства. Джотто в «крещении Христа» изобразил фигуру стоящего, аскетически изнеможденного человека; во фреске же Мазаччо в искусство вновь введено прекрасное мужское тело, подобное античной статуе, введен классический идеал телесной красоты и совершенства