IV ЧЕТВЕРТЬ ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 — 16 ч)

Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педаго­гу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все -и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и пра­здники — разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художест­венными культурами и что они не случайно разные.

В IV четверти задачи принципиально меняются, даже проти­воположны: от представлений о великом многообразии надо пе­рейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людь­ми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как оди­наково прекрасное. Общими для всех народов являются представ­ления о самых глубинных явлениях жизни.

Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обраща­лись в основном к прикладным формам художественной культу­ры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике — Нового времени показывает, как народные образы поняты в со­временной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изоб­разительному искусству, которое выражает глубокие чувства и пе­реживания людей, их отношения.

Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведе­ний искусства.

Тема. Все народы воспевают материнство

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искус­ства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, от­ношения друг к другу (изображение по представлению).

Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафа­эль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадон­на; Б. Неменский. Тишина; и др.

Музыкальный ряд: колыбельная.

Тема. Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Задание: изображение любимого пожилого человека — стрем­ление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Вин­чи, Эль Греко, В. Тропинина.

Тема. Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изо­бражение страдания в искусстве. Через искусство художник вы-

ражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным ав­тором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Зрительный ряд: С.Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие.

Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей.

Тема. Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят прояв­ление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятни­ки эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX ве­ков.

Тема. Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость моло­дости и любовь к своим детям.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, по­двигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З.Серебря­кова. Портреты детей; Б. Йемене кий. Мальчишка, Весна.

Тема. Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учи­телей. Обсуждение детских работ.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу; коллективные панно; собранный детьми по темам искус­ствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

Наши рекомендации