IV ЧЕТВЕРТЬ ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 — 16 ч)
Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все -и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
В IV четверти задачи принципиально меняются, даже противоположны: от представлений о великом многообразии надо перейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.
Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обращались в основном к прикладным формам художественной культуры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике — Нового времени показывает, как народные образы поняты в современной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изобразительному искусству, которое выражает глубокие чувства и переживания людей, их отношения.
Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведений искусства.
Тема. Все народы воспевают материнство
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.
Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению).
Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадонна; Б. Неменский. Тишина; и др.
Музыкальный ряд: колыбельная.
Тема. Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.
Задание: изображение любимого пожилого человека — стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.
Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.
Тема. Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник вы-
ражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
Зрительный ряд: С.Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие.
Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей.
Тема. Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка).
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
Тема. Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или мелки, бумага.
Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З.Серебрякова. Портреты детей; Б. Йемене кий. Мальчишка, Весна.
Тема. Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение детских работ.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу; коллективные панно; собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.