Формы проведения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная) проводится на 1 курсе очной формы обучения концентрированно (с отрывом от учёбы) и на 3 курсе заочной формы обучения (рассредоточено - в течение учебного года) в профильных учреждениях образования и культуры, производственных предприятиях и мастерских по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества в форме экскурсий.
В процессе бесед с педагогами или работниками предприятия, просмотра нормативно-технологической документации студент изучает специфику работы учебных заведений и студий декоративного творчества, педагогической деятельности преподавателей художественных дисциплин, специалистов в области прикладного искусства.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (педагогическая) проводится на 2 курсе очной формы обучения концентрированно (с отрывом от учёбы) и на 4 курсе заочной формы обучения (рассредоточено - в течение учебного года) в форме педагогической работы в конкретном учебном заведении, где студент проводит блок уроков по декоративно-прикладному искусству.
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков студентов очной формы обучения проводится в I и III семестрах на базе учреждений образования и культуры, производственных объединений по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества, с которыми заключены соответствующие договоры.
Основными базами практики являются муниципальная детская художественная школа № 1, Самарский государственный издательско-полиграфический техникум, Самарский государственный профессионально-педагогический колледж, Самарское областное училище культуры, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением гуманитарно-эстетических предметов № 124.
Также студенты могут самостоятельно договориться о прохождении ознакомительной практики с учреждениями образования и культуры, производственными объединениями по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества и представить на кафедру договор о сотрудничестве по определенной СГИК форме.
Студенты III и IV курсов заочной формы обучения, работающие по профилю избранного в институте направления подготовки, учебную практику организуют самостоятельно в организациях по месту трудовой деятельности (без заключения с ними договора о проведении практики студентов). Они должны представить в деканат факультета справку с места работы.
Для остальных категорий студентов заочной формы обучения (не работающих или работающих не по профилю избранного направления подготовки) прохождение практики является обязательным в организациях, с которыми заключен договор о проведении практики студентов.
Время проведения практики определяется учебными планами очной и заочной форм обучения направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» и графиками учебного процесса СГИК.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В результате прохождения учебной практикипо получению первичных профессиональных умений и навыков студент должен приобрести следующие практические навыки, умения и компетенции:
Шифр компетенции | Наименование компетенции | Планируемые результаты прохождения учебной практики |
ОПК-1 | способностью применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике | Знать: - теоретический материал в области педагогики, психологии и методики преподавания; -разнообразные методики преподавания специальных дисциплин; - современные формы, методы, средства преподавания специальных дисциплин; - требования к составлению поурочных планов. Уметь: - применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике; - разрабатывать поурочные планы; - анализировать практические знания по прикладному искусству в различных уровнях образования: общеобразовательная школа, школа с эстетическим уклоном, художественная школа; - применять педагогические технологии на практике; - ставить цели и задачи учащимся Владеть: -способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; - анализом собственных уроков с последующей корректировкой их положительных и отрицательных сторон; - способностью применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике навыками использования методической литературы; - профессиональными художественными навыками |
ОПК-2 | способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии | Знать: - современные формы, методы, средства поиска, обработки, анализа и оценки профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; Уметь: - применять современные формы, методы, средства поиска, обработки, анализа и оценки профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; - анализировать практические знания по прикладному искусству в различных уровнях образования: общеобразовательная школа, школа с эстетическим уклоном, художественная школа; - фиксировать результаты педагогических наблюдений посредством образовательных и информационных технологий; Владеть: - способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; - анализом собственных уроков с последующей корректировкой их положительных и отрицательных сторон, применяя образовательные технологии |
ОПК-3 | способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность | Знать: - организационно-управленческие способы решения нестандартных ситуаций; Уметь: - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; - анализировать нестандартные ситуации; Владеть: - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Общая трудоемкость учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков составляет 3 зачетных единицы (ЗЕТ), 108 часов. Учебная практика делится на два типа:
1) учебная ознакомительная: 1 курс (I семестр) - на очной форме обучения и 3 курс (V-VI семестры) - на заочной форме обучения;
2) учебная педагогическая: 2 курс (III семестр) - на очной форме обучения и 4 курс (VII-VIII семестры) - на заочной форме обучения.
№ | Тип учебной практики | Кол-во ЗЕТ | Кол-во часов | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||
Курс | Семестр | Кол-во недель | Курс | Семестр | Кол-во недель | ||||
Ознакоми-тельная | 1,5 | I | V-VI | В течение учеб. года | |||||
Педагоги-ческая | 1,5 | III | VII- VIII | В течение учеб. года |
В процессе учебной ознакомительной практики студенты знакомятся с функциями, задачами, историей и структурой организации, в которой они проходят практику. Также студенты узнают основные условия, направления и особенности работы данного учреждения. Могут выполнять творческие задания по требованию кафедры на базе СГИК.
Содержание учебной педагогической практики составляет образовательно-воспитательная, образовательно-познавательная, практическая исследовательская деятельность студентов, предполагающая системное видение педагогических процессов и роли учителя в них, и определяется утвержденными программами практик по соответствующим направлениям подготовки бакалавров с учетом специфики ООП и баз практик.
На учебной педагогической практике студенты знакомятся с актуальными направлениями художественно-творческой деятельности, современными требованиями к специалистам в области декоративно-прикладного творчества и педагогики профилирующих дисциплин.
В процессе данного вида практики студенты выполняют следующие виды работ:
∙ анализируют структуру и основные направления педагогической деятельности в образовательном учреждении;
∙ посещают уроки в закрепленном классе, наблюдают взаимоотношения учеников друг с другом и с учителями, их социальное окружение, стили общения, ведут дневник наблюдений;
∙ овладевают методами и приемами ведения уроков, самостоятельно разрабатывают и проводят уроки по профилю и взаимопосещение уроков других практикантов, реализуют обучающую, воспитывающую и развивающую их функции (обеспечивают формирование и развитие личностных, предметных и метапредметных компетенций);
∙знакомятся с инновационными технологиями обучения;
∙выполняют задания по методике преподавания дисциплин.
Содержание и структура учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
ПР | СРС | |||||
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная) | ||||||
1. | Организация практики. | Вводная лекция. Беседа с директором, завучем школы, преподавателем-руководителем практики, составление индивидуального плана посещений занятий. | - | Просмотр плана посещения занятий | ||
2. | Ознакомительный этап. | Ознакомление с учебно-методической и учебно-воспитательной работой образовательного учреждения (статус учебного заведения, программа предмета по специальности, материальная база – оборудование аудитории и т.д.); Ознакомление с организацией работы художественных мастерских | Проверка записей в Дневнике практики | |||
Подготовка дневника и отчета по практике. | Дневник практики; отчет о прохождении практики, включающий цель и задачи практики, общую характеристику учреждения – базы практики; описание выполненных заданий. | - | Проверка записей в Дневнике практики и отчёта о прохождении практики | |||
Защита практики. | Для защиты практики студент должен представить: собственный отчет о выполнении программы практики в целом (с приложением всех материалов в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики); дневник, в котором зафиксирован ход проводимой работы, отчет руководителя практики. | - | Дифференцированный зачет | |||
Всего: | ||||||
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (педагогическая) | ||||||
Экспериментальный этап. | Посещение уроков преподавателей, их анализ. Посещение художественных мастерских, анализ работы. Обработка полученной информации. Проведение уроков, их анализ | Текущий контроль проведения уроков. | ||||
Подготовка дневника и отчета по практике. | Дневник практики; отчет о прохождении практики, включающий цель и задачи практики, общую характеристику учреждения – базы практики; описание выполненных заданий. | - | Проверка записей в Дневнике практики и отчёта о прохождении практики | |||
Защита практики. | Для защиты практики студент должен представить: собственный отчет о выполнении программы практики в целом (с приложением всех материалов в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики); дневник,в котором зафиксирован ход проводимой работы, отчет руководителя практики. | - | Дифференцированный зачет | |||
Всего: | ||||||
ИТОГО: | 108 часов | |||||
Разделы (этапы) практики включают в себя:
1. Организационное собрание и инструктаж;
2. Знакомство с отчетными документами и составление индивидуального плана работы;
3. Проведение занятий;
4. Ведение дневника практики.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Реализация программы учебной практики предполагает использование следующих технологий: личностно-ориентированного, эвристического, проблемного, развивающего обучения. Формы обучения: традиционные лекционные занятия в сочетании с доминирующими практическими занятиями под руководством преподавателя; консультирование, просмотр методических материалов, выполнение упражнений в цвето-графическом исполнении.
В учебном процессе студентом используются профессиональные художественные методы: ассоциаций, аналогии, стилизация, комбинаторика, инверсия, эвристика, мозговой штурм, а также концептуально-поисковый метод.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий во время прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков. Результат работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных мастерских, компьютерном классе, а также домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента предусматривает контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет.
Самостоятельная работа студентов над практическим материалом выстраивается в соответствии с заданиями учебной программы. Практическая деятельность направлена на освоение материала, закрепление практических навыков педагогики и методики обучения учащихся в области декоративно-прикладного искусства.
9.1. Методические рекомендации для преподавателя-консультанта по педагогической практике
Преподавателю-консультанту студента по педагогической практике для обеспечения образовательного процесса рекомендуется:
1. Организовать педагогическую практику студента в соответствии с учебно-тематическим планом.
2. Рекомендовать подбор дополнительной литературы для подготовки студента к уроку.
3. Проводить анализ уроков, проведенных студентом в классе.
4. Принимать участие в обсуждении и профессиональном анализе итогов работы студента с учащимися (участие в выставках).
5. Осуществлять контроль за подготовкой студентом всей необходимой документации.
6. Составить отчетную документацию (характеристика студента, оценка его работы).
9.2. Методические указания для студентов-практикантов
1. Во время учебной практики (ознакомительной) студент ведет дневник наблюдения, в котором описывает этапы, приемы, методы и результаты работы педагога, анализирует их, фиксирует задания для самостоятельной работы учащихся.
2. Для самостоятельной работы студентов предназначены методические инструкции, альбомы, образцы методического фонда кафедры.
3. Этапы самостоятельной работы:
− Подбор рекомендуемой литературы.
− Знакомство с вопросами, по которым нужно выполнить задания практики.
− Составление схем и таблиц на основе приобретенной информации.
4. Комплекс средств обучения при самостоятельной работе студентов:
− учебно-методический комплекс;
− дидактический материал;
− электронный курс лекций;
− видеоматериалы, CD, DVD.
− интернет-ресурсы.
- ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Результаты прохождения учебной практики определяются путем проведения промежуточной аттестации студента в форме зачета (с оценкой).
Для студентовочнойформы обучения обязательными формами отчётности по итогам практики являются:
1) дневник практики студента;
2) отчет студента об итогах практики;
3) отзыв руководителя от Организации по итогам прохождения студентом практики.
Для студентов заочнойформы обучения, не работающих или работающих не по профилю избранного направления подготовки в институте, формами отчётности по итогам практики являются:
1) «Дневник практики»,
2) отчёт о работе, проделанной студентом за время практики,
3) отзыв руководителя от учреждения - базы практики по итогам прохождения студентом практики,
4) договор с учреждением/организацией о проведении практики (Приложение 4).
Для студентов заочной формы обучения, работающих по профилю избранного в институте направления подготовки,формами отчётности по итогам практики являются:
1) отчёт о работе, проделанной за время практики,
2)отзыв руководителя от учреждения - базы практики по итогам прохождения студентом практики,
3) справка с места работы.
Структура и особенности заполнения обязательных отчётных документов представлены в Приложении.
Решение об аттестации (зачёте с оценкой) принимается на основании сообщения студента о проделанной работе, ответов на вопросы членов комиссии. Оценка по практике проставляется в зачётно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.