Формы проведения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная) проводится на 1 курсе очной формы обучения концентрированно (с отрывом от учёбы) и на 3 курсе заочной формы обучения (рассредоточено - в течение учебного года) в профильных учреждениях образования и культуры, производственных предприятиях и мастерских по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества в форме экскурсий.

В процессе бесед с педагогами или работниками предприятия, просмотра нормативно-технологической документации студент изучает специфику работы учебных заведений и студий декоративного творчества, педагогической деятельности преподавателей художественных дисциплин, специалистов в области прикладного искусства.

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (педагогическая) проводится на 2 курсе очной формы обучения концентрированно (с отрывом от учёбы) и на 4 курсе заочной формы обучения (рассредоточено - в течение учебного года) в форме педагогической работы в конкретном учебном заведении, где студент проводит блок уроков по декоративно-прикладному искусству.

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков студентов очной формы обучения проводится в I и III семестрах на базе учреждений образования и культуры, производственных объединений по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества, с которыми заключены соответствующие договоры.

Основными базами практики являются муниципальная детская художественная школа № 1, Самарский государственный издательско-полиграфический техникум, Самарский государственный профессионально-педагогический колледж, Самарское областное училище культуры, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением гуманитарно-эстетических предметов № 124.

Также студенты могут самостоятельно договориться о прохождении ознакомительной практики с учреждениями образования и культуры, производственными объединениями по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества и представить на кафедру договор о сотрудничестве по определенной СГИК форме.

Студенты III и IV курсов заочной формы обучения, работающие по профилю избранного в институте направления подготовки, учебную практику организуют самостоятельно в организациях по месту трудовой деятельности (без заключения с ними договора о проведении практики студентов). Они должны представить в деканат факультета справку с места работы.

Для остальных категорий студентов заочной формы обучения (не работающих или работающих не по профилю избранного направления подготовки) прохождение практики является обязательным в организациях, с которыми заключен договор о проведении практики студентов.

Время проведения практики определяется учебными планами очной и заочной форм обучения направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» и графиками учебного процесса СГИК.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В результате прохождения учебной практикипо получению первичных профессиональных умений и навыков студент должен приобрести следующие практические навыки, умения и компетенции:

Шифр компетенции Наименование компетенции Планируемые результаты прохождения учебной практики
ОПК-1 способностью применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике Знать: - теоретический материал в области педагогики, психологии и методики преподавания; -разнообразные методики преподавания специальных дисциплин; - современные формы, методы, средства преподавания специальных дисциплин; - требования к составлению поурочных планов. Уметь: - применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике; - разрабатывать поурочные планы; - анализировать практические знания по прикладному искусству в различных уровнях образования: общеобразовательная школа, школа с эстетическим уклоном, художественная школа; - применять педагогические технологии на практике; - ставить цели и задачи учащимся Владеть: -способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; - анализом собственных уроков с последующей корректировкой их положительных и отрицательных сторон; - способностью применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике навыками использования методической литературы; - профессиональными художественными навыками
ОПК-2 способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии Знать: - современные формы, методы, средства поиска, обработки, анализа и оценки профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; Уметь: - применять современные формы, методы, средства поиска, обработки, анализа и оценки профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; - анализировать практические знания по прикладному искусству в различных уровнях образования: общеобразовательная школа, школа с эстетическим уклоном, художественная школа; - фиксировать результаты педагогических наблюдений посредством образовательных и информационных технологий; Владеть: - способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии; - анализом собственных уроков с последующей корректировкой их положительных и отрицательных сторон, применяя образовательные технологии
ОПК-3 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность   Знать: - организационно-управленческие способы решения нестандартных ситуаций; Уметь: - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; - анализировать нестандартные ситуации; Владеть: - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Общая трудоемкость учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков составляет 3 зачетных единицы (ЗЕТ), 108 часов. Учебная практика делится на два типа:

1) учебная ознакомительная: 1 курс (I семестр) - на очной форме обучения и 3 курс (V-VI семестры) - на заочной форме обучения;

2) учебная педагогическая: 2 курс (III семестр) - на очной форме обучения и 4 курс (VII-VIII семестры) - на заочной форме обучения.

Тип учебной практики Кол-во ЗЕТ Кол-во часов Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс Семестр Кол-во недель Курс Семестр Кол-во недель
Ознакоми-тельная 1,5 I V-VI В течение учеб. года
Педагоги-ческая 1,5 III   VII- VIII В течение учеб. года

В процессе учебной ознакомительной практики студенты знакомятся с функциями, задачами, историей и структурой организации, в которой они проходят практику. Также студенты узнают основные условия, направления и особенности работы данного учреждения. Могут выполнять творческие задания по требованию кафедры на базе СГИК.

Содержание учебной педагогической практики составляет образовательно-воспитательная, образовательно-познавательная, практическая исследовательская деятельность студентов, предполагающая системное видение педагогических процессов и роли учителя в них, и определяется утвержденными программами практик по соответствующим направлениям подготовки бакалавров с учетом специфики ООП и баз практик.

На учебной педагогической практике студенты знакомятся с актуальными направлениями художественно-творческой деятельности, современными требованиями к специалистам в области декоративно-прикладного творчества и педагогики профилирующих дисциплин.

В процессе данного вида практики студенты выполняют следующие виды работ:

∙ анализируют структуру и основные направления педагогической деятельности в образовательном учреждении;

∙ посещают уроки в закрепленном классе, наблюдают взаимоотношения учеников друг с другом и с учителями, их социальное окружение, стили общения, ведут дневник наблюдений;

∙ овладевают методами и приемами ведения уроков, самостоятельно разрабатывают и проводят уроки по профилю и взаимопосещение уроков других практикантов, реализуют обучающую, воспитывающую и развивающую их функции (обеспечивают формирование и развитие личностных, предметных и метапредметных компетенций);

∙знакомятся с инновационными технологиями обучения;

∙выполняют задания по методике преподавания дисциплин.

Содержание и структура учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
  ПР СРС
  Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная)
1. Организация практики. Вводная лекция. Беседа с директором, завучем школы, преподавателем-руководителем практики, составление индивидуального плана посещений занятий. - Просмотр плана посещения занятий
2. Ознакомительный этап. Ознакомление с учебно-методической и учебно-воспитательной работой образовательного учреждения (статус учебного заведения, программа предмета по специальности, материальная база – оборудование аудитории и т.д.); Ознакомление с организацией работы художественных мастерских Проверка записей в Дневнике практики
Подготовка дневника и отчета по практике. Дневник практики; отчет о прохождении практики, включающий цель и задачи практики, общую характеристику учреждения – базы практики; описание выполненных заданий. - Проверка записей в Дневнике практики и отчёта о прохождении практики
Защита практики. Для защиты практики студент должен представить: собственный отчет о выполнении программы практики в целом (с приложением всех материалов в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики); дневник, в котором зафиксирован ход проводимой работы, отчет руководителя практики. - Дифференцированный зачет  
       
    Всего:  
  Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (педагогическая)
Экспериментальный этап. Посещение уроков преподавателей, их анализ. Посещение художественных мастерских, анализ работы. Обработка полученной информации. Проведение уроков, их анализ Текущий контроль проведения уроков.
Подготовка дневника и отчета по практике. Дневник практики; отчет о прохождении практики, включающий цель и задачи практики, общую характеристику учреждения – базы практики; описание выполненных заданий. - Проверка записей в Дневнике практики и отчёта о прохождении практики
Защита практики. Для защиты практики студент должен представить: собственный отчет о выполнении программы практики в целом (с приложением всех материалов в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики); дневник,в котором зафиксирован ход проводимой работы, отчет руководителя практики. - Дифференцированный зачет
       
    Всего:  
  ИТОГО:   108 часов
             

Разделы (этапы) практики включают в себя:

1. Организационное собрание и инструктаж;

2. Знакомство с отчетными документами и составление индивидуального плана работы;

3. Проведение занятий;

4. Ведение дневника практики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Реализация программы учебной практики предполагает использование следующих технологий: личностно-ориентированного, эвристического, проблемного, развивающего обучения. Формы обучения: традиционные лекционные занятия в сочетании с доминирующими практическими занятиями под руководством преподавателя; консультирование, просмотр методических материалов, выполнение упражнений в цвето-графическом исполнении.

В учебном процессе студентом используются профессиональные художественные методы: ассоциаций, аналогии, стилизация, комбинаторика, инверсия, эвристика, мозговой штурм, а также концептуально-поисковый метод.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий во время прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков. Результат работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных мастерских, компьютерном классе, а также домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента предусматривает контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет.

Самостоятельная работа студентов над практическим материалом выстраивается в соответствии с заданиями учебной программы. Практическая деятельность направлена на освоение материала, закрепление практических навыков педагогики и методики обучения учащихся в области декоративно-прикладного искусства.

9.1. Методические рекомендации для преподавателя-консультанта по педагогической практике

Преподавателю-консультанту студента по педагогической практике для обеспечения образовательного процесса рекомендуется:

1. Организовать педагогическую практику студента в соответствии с учебно-тематическим планом.

2. Рекомендовать подбор дополнительной литературы для подготовки студента к уроку.

3. Проводить анализ уроков, проведенных студентом в классе.

4. Принимать участие в обсуждении и профессиональном анализе итогов работы студента с учащимися (участие в выставках).

5. Осуществлять контроль за подготовкой студентом всей необходимой документации.

6. Составить отчетную документацию (характеристика студента, оценка его работы).

9.2. Методические указания для студентов-практикантов

1. Во время учебной практики (ознакомительной) студент ведет дневник наблюдения, в котором описывает этапы, приемы, методы и результаты работы педагога, анализирует их, фиксирует задания для самостоятельной работы учащихся.

2. Для самостоятельной работы студентов предназначены методические инструкции, альбомы, образцы методического фонда кафедры.

3. Этапы самостоятельной работы:

− Подбор рекомендуемой литературы.

− Знакомство с вопросами, по которым нужно выполнить задания практики.

− Составление схем и таблиц на основе приобретенной информации.

4. Комплекс средств обучения при самостоятельной работе студентов:

− учебно-методический комплекс;

− дидактический материал;

− электронный курс лекций;

− видеоматериалы, CD, DVD.

− интернет-ресурсы.

  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

Результаты прохождения учебной практики определяются путем проведения промежуточной аттестации студента в форме зачета (с оценкой).

Для студентовочнойформы обучения обязательными формами отчётности по итогам практики являются:

1) дневник практики студента;

2) отчет студента об итогах практики;

3) отзыв руководителя от Организации по итогам прохождения студентом практики.

Для студентов заочнойформы обучения, не работающих или работающих не по профилю избранного направления подготовки в институте, формами отчётности по итогам практики являются:

1) «Дневник практики»,

2) отчёт о работе, проделанной студентом за время практики,

3) отзыв руководителя от учреждения - базы практики по итогам прохождения студентом практики,

4) договор с учреждением/организацией о проведении практики (Приложение 4).

Для студентов заочной формы обучения, работающих по профилю избранного в институте направления подготовки,формами отчётности по итогам практики являются:

1) отчёт о работе, проделанной за время практики,

2)отзыв руководителя от учреждения - базы практики по итогам прохождения студентом практики,

3) справка с места работы.

Структура и особенности заполнения обязательных отчётных документов представлены в Приложении.

Решение об аттестации (зачёте с оценкой) принимается на основании сообщения студента о проделанной работе, ответов на вопросы членов комиссии. Оценка по практике проставляется в зачётно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

Наши рекомендации