Ткань как промежуточный слой в живописи на досках

Прежде чем занять самостоятельное место в качестве основы под живопись, холст в течение нескольких столетий играл вспомогательную роль в живописи на досках. Холст, положенный на доску и покрытый меловым грунтом, по которому выполнялась роспись, был обнаружен на некоторых египетских саркофагах 31 . По свидетельству трактата Ираклия (кн. III, гл. 24), доску перед грунтовкой покрывали кожей или полотном. Указание на бычью кожу, используемую «в соединении с гипсом на деревянной доске», содержится и в Луккском манускрипте (рецепт 53 «О листовом золоте»). СогласноТеофилу, доску покрывали размягченной в воде слегка отжатой лошадиной, ослиной или коровьей кожей, смазанной казеиновым клеем (кн. I, гл. 17). Если кожи не хватало, можно было «наклеить на доски кусок не очень старого льняного полотна или старой холстины» (кн. I, гл. 19 и 21). Применение кожи, увеличивавшей сцепление грунта с основой и способствовавшей укреплению склеенных досок, было, очевидно, характерно для раннего периода европейской живописи32 . Ченнини этого способа, уже не знает: он рекомендует после проклейки доски слабым, а затем крепким пергаментным клеем (гл. 113) покрыть ее разорванным на полосы и пропитанным клеем старым тонким полотном (гл. 114).

По мнению Вазари, первым из итальянских художников, обратившим внимание на то, что следует делать при работе на деревянных досках, чтобы они оставались плотными по швам и будучи расписанными не расходились, был аретинский живописец Маргаритоне (XIII в.). Как пишет Вазари, «он обычно покрывал свою доску куском льняного полотна, который проклеивал крепким клеем, приготовленным из обрезков пергамента, прокипяченных на огне, а затем названное полотно покрывал гипсом...» (Жизнеописание Маргаритоне). Маргаритоне, конечно, не был первооткрывателем, а заимствовал этот прием у византийских живописцев, принесших технику темперной живописи на территорию Италии. Во введении «О живописи» (гл. VI) Вазари пишет, что еще до Чимабуэ (1240— 1303), «а начиная с него и поныне, всегда можно было видеть работы, выполненные греками темперой на доске». Эти мастера, опасаясь, как бы иконные доски «не разошлись по швам, прикрепляли к ним мездровым клеем льняное полотно и затем покрывали их гипсом...»

Промежуточный слой холста хорошо виден на многих произведениях византийской и ранней итальянской живописи, например, на «Богоматери с младенцем» XIIвека из ц. Фанеромени (Никосия) и «Мадонне с младенцем» неизвестного итальянского мастера последней четверти XIII века из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Льняной холст обнаружен при реставрации «Маэсты» Дуччо (начало XIV в.); в свое время Фриммель упоминал картину 1215 года из галереи в Сиене, написанную на доске, покрытой холстом.

Способ покрытия доски холстом описывали многие авторы XVI—XVII веков, отразившие в своих сочинениях старые традиции. Так, Арменини пишет по этому поводу: «Что касается живописи на досках, то лучшим является способ, который применяли древние и который еще очень распространен и теперь. После соответствующей грунтовки клеем древние покрывали доски с особой тщательностью гипсом, а места соединения [досок] заклеивали полотняными полосами и покрывали гипсом, чтобы в дальнейшем избежать образования трещин» (кн. 2, гл. VIII). Излагая метод работы «старых мастеров», Пачеко говорит, что они заклеивали доски полотном, а затем наносили грунт. Сам же Пачеко, а затем и Паломино работают уже иначе. По мнению Паломино (кн. 6, гл. V), которое соответствовало не только взглядам Пачеко, но было, очевидно, общепринятым в Испании, отшлифованную лицевую поверхность доски смачивали клеевой водой, а затем, чтобы грунт не отставал от доски, ее протирали чесноком. Особенно это необходимо было делать по отношению к смолистым доскам. После этих операций на доску наносился грунт, а иногда сразу же масляная имприматура.

По-видимому, единственным тканым материалом, используемым в средневековой живописи на досках, был льняной холст. Только о льне упоминают контракты этого времени, и только со льном идентифицирована ткань во всех случаях ее лабораторного исследования. Однако в последующее время начинают применять пеньку, которую, согласно Боргини, наклеивали на доски мездровым клеем. Пенька была обнаружена на лицевой и оборотной сторонах икон из кафедрального собора в Паленсии (Испания), исполненных по контракту 1509 года [68].

В Италии было принято наклеивать ткань на лицевую сторону доски. Встречаются, однако, итальянские произведения, на которых доски заклеены как с лицевой, так и с оборотной сторон, как это имеет место и на многочисленных произведениях испанской школы (хотя до XV века холст на испанских картинах на досках вообще не встречается). Для немецкой живописи характерны наличие холста на оборотной стороне доски и отсутствие его на лицевой33 . В ранних произведениях европейской живописи холст покрывал основу целиком, а позже — только стыки досок. Иногда холст на оборотной стороне доски покрывали грунтом, который закрашивался одним цветом или имел какое-нибудь изображение (не нужно путать такие доски с двусторонней живописью, например, с алтарными створками).

В наиболее древних русских иконах «паволока» обычно покрывала целиком лицевую поверхность доски. Позже можно видеть паволоку, наклеенную лишь на отдельные участки основы — места стыка досок, края около торцов, сучки и т. д. (рис. 13). На двухсторонних иконах паволока наклеивалась или только со стороны главного изображения (рис. 11), или с обеих сторон. Материалом для паволоки на иконах служили куски льняной или пеньковой ткани. Иконописные подлинники рекомендуют проклеить доску несколько раз горячим мездровым (кожным) клеем и покрыть ее пропитанной тем же клеем тканью. В «Типике» Нектария, например, говорится, что доску нужно проклеить два, три или четыре раза жидким клеем и, «обмочив в той же клей тряпиц горазно», класть на доски и сушить [15, с. 38]. После того как доска «выклеена», говорится в иконописном подлиннике XVII века [16, с. 117], «да поволочи [ее] ветошью тонкою да погладити каменем»34 .

Ткань как промежуточный слой в живописи на досках - student2.ru

Рис. 13. Редкая паволока полотняного переплетения, покрывающая отдельные участки иконы XVII в. Рентгенограмма.

______

31 Использование ткани в качество промежуточного слоя было известно и другим народам. Китайцы, например, наклеивали на доски и кедра и магнолий шелковую ткань, покрывая ее глиной или мелом, смешанными с лаком, чайным или камелиевым маслом, после чего покрывали их лаком. Доски, только проклеенные и покрытые грунтом, считались менее прочными [70, с. 217].

32 К числу наиболее ранних произведений такого рода принадлежит изображение св. Николая (1280—1290) из доминиканского монастыря Friesach работы зальцбургского мастера (три шестисантиметровые доски высотой около двух метров, общей шириной около метра, покрытые толстым пергаментом); Грац, Старая Галерея. Кроме того, известны четыре таких произведения — две картины арагонской школы XIII и XIV вв. и два произведения Альбрехта Альтдорфера (1480—1538): во всех случаях пергамент сплошь покрывает доску.

33 Маретт обнаружила пятнадцать картин арагонской и кастильской школ XV и XVI вв. и столько же верхнерейнской, тирольской и швабской того же времени, имеющих холст с оборотной стороны. Восемь немецких картин имели только полосы, а семь были заклеены полностью; столько же было заклеено целиком и испанских картин. Из всех итальянских картин встретилась лишь одна, имеющая холст на обороте доски. Наклеен он был лишь на стыках [63].

34 В рукописи XYII в. из новгородского Софийского собора говорится, что «концы» досок проклеивают два-три раза, после чего на доску накладывают па-волоку, проглаживают ее камнем и снова проклеивают (ГПб, собр. Соф. № 1524, л. 87). В упомянутой работе Сахарова подробно изложены рецепты приготовления клея, техника проклейки досок и покрытие их паволокой у русских иконописцев первой половины XIX в.

Наши рекомендации