Конструирование из природных материалов.

Конструирование из бумаги (оригами, снежинки, цветы)

Методы и приёмы:

- информационно-рецептивный метод

Детей учат создавать новую конструкцию посредством рассмотренных окружающих объектов, помогают выделять основную часть объекта, мелкие детали предмета и определения форм, цвета, размера.

Работа изобразительной деятельности с детьми с ДЦП.

Процесс формирования изобразительных навыков проходит достаточно сложно и обусловлен грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития ВПФ.

· Нарушения зрительно-моторной координации.

Программы по занятию изобразительной деятельностью с ДЦП занимались учёные: Комаровская Т.С., Шватко Г.С., Дубровская Н.В.

Основные направления коррекционной работы с ДЦП по изобразительной деятельности имеет следующие направления:

1. научить определять предметы по признакам, названию и их изображению;

2. формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;

3. развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации;

4. формирование пространственных взаимоотношений различных форм и умение их передавать в изображении.

По Дубровской Н.В. выделяются следующие задачи изобразительной деятельности для детей с ДЦП:

1) собственно работа над мышцами кистей рук;

2) развитие тактильных ощущений;

3) совершенствование зрительно-двигательной координации

Работа над развитием моторики на занятиях изобразительной деятельности происходит по 3 направлениям:

1) формирование готовности к рисованию:

· Нормализацию тонуса рук;

· Развитие чувства равновесия;

· Согласованности движений рук и имитации

2) формирование стабильности и вращательных движений запястья;

3) формирование захвата и умения манипулировать предметами

Формирование захвата происходит по следующим стадиям:

1) ладонный захват;

2) щепотка;

3) пинцетный

Развитие ладонного захвата происходит в 2 этапа:

1. сначала ребёнок держит мел или толстый фломастер в кулаке. Рисует, двигая всей рукой от плеча;

2. у ребёнка формируется захват «грабельки». Большой палец направлен вверх. Удобно для рисования на вертикальной поверхности. Можно использовать толстый фломастер или кисточку с толстой щетиной.

26.09.17.

Захват с щепоткой подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, указательным и средними пальцами.

Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к щепотке можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить всей ладонью.

В это время ребёнок начинает рисовать кисточкой способами приманивания касания.

Захват пинцетом, при котором ребёнок берёт и удерживает предмет, зажимая его в больший и указательный палец формируется в 2 этапа:

На 1 этапе ребёнок берёт предмет подушечками большого и указательного пальца.

Этот захват используется при работе с пластилином, при работе с аппликацией, при работе с бытовыми предметами и природными материалами.

На 2 этапе ребёнок берёт предмет кончиками большого и указательного пальцев. Очень хорошо формируется при работе с бисером бусинками.

Для работы с письмом и рисованием берётся трёхсторонний карандаш.

Работа с пластичным материалом полезна для активизации деятельности кистей рук и главная задача обучения ребёнка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия научиться измерять количество материала и размера деталей изображения.

На первых этапах при работе с аппликацией даётся правильное понимание формы предметов и их пространственного расположения относительно друг друга.

Особенно тяжело даётся зрительный контроль за движением рук, что обусловлено положением корковых и близлежащих коре двигательных зон больших полушариев. Поэтому дети не могут совершать точные движения в заданном направлении.

В первоначальном периоде делается акцент на движения и нанесения линий, а зрительный контроль за направлением движения сведён до минимума. Даже рисуя образец дети допускают не точные в передаче контуров, искажая их пропорции.

Специальные занятия.

Урок строится следующим образом:

1) организационный момент;

2) нормализация тонуса кистей рук;

Массаж пальцев, пальчиковая гимнастика

3) сообщение темы, вступительная беседа и объяснение;

4) демонстрация объекта и объяснение последовательности работы;

5) самостоятельная практическая деятельность;

6) подведение итогов

Для снижения тонуса мышц используют приёмы Семёновой К.А., где нужно производить максимальное сгибание и пронацию кистей и пальцев. И аналогично проводится работа с плечевым поясом.

Происходит уменьшение гиперкинеза и увеличивается объём движения кистей правой руки.

Сначала рекомендуется выполнять упражнения сохранной рукой, потом поражённой, потом работа двумя руками вместе.

После разминки при формировании захвата могут возникнуть следующие трудности: у некоторых детей при наличии гиперкинеза пальчиковый захват не формируется и для коррекции фиксация карандаша на пальцах с помощью резинки и используется пассивный метод, когда взрослый ведёт рукой ребёнка.

Наши рекомендации