Надгробие над могилой Тома Томсона в Лейт


Но, не спешите думать, что данное перезахоронение является подтвержденным историческим фактом. Ведь тогда, в 1917 году об этом процессе по какой-то неведомой причине не было составлено не единого официального документа. А по заявлениям все того же Марка Робинсона, это было сделано умышленно с ведома суперинтенданта Алгонкина. Вот как он описывает этот момент: "На мои возражения, что Джордж Томсон должен был получить разрешение на перезахоронение тела брата, суперинтендант Джордж Бартлетт ответил, будто, «у нас и так с этим делом было слишком много проблем». «Пусть забирают. А Вы помалкивайте об этом» - резко сказал он. "И сходите на кладбище. Если они оставили могилу разрытой, закопайте ее». Но, придя на Mowat Cemetery, Марк не увидел, что могилу кто-то трогал, даже цветы, возложенные на нее накануне, лежали ровно на том же месте. Тогда он подумал, что нанятый Джорджем Томсоном гробовщик, видимо, решил не трогать труп погибшего художника ввиду его слишком плохого состояния, и сымитировал перегруз тела в металлический гроб, таким образом, обманув своего нанимателя – Джорджа Томсона. Казалось, что в Owen Sound уехала пустая заколоченная домовина, а останки Томаса Томсона так и продолжили покоиться на месте своего первого захоронения. На момент проведения интервью в 1956 году, Марк Робинсон, впрочем как и большинство жителей Алгонкина, был абсолютно убежден, что тело великого художника так никуда и не перевозилось.
Увы, но и по сей день доподлинно неизвестно, где же, в конце концов, на самом деле покоится Томас Томсон. Документы на этот счет отсутствуют, а свидетелей в живых никого не осталось. Однако, позже, в 1956 году, станет ясно, что в своей «первой могиле» на Mowat Cemetery его останков, скорее всего, нет, о чем я поведаю вам чуть позже.

Версии гибели


Стоит понимать, что на протяжении многих лет после смерти художника, вокруг его гибели образовалось невероятное количество грязных слухов и лживых домыслов. Все, кто знали Томаса Томсона при жизни, ни на секунду не поверили в случайность его смерти, тем более произошедшей при таких нелепых обстоятельствах. Особые вопросы вызывало несколько моментов. Во-первых, как уже было описано, на протяжении пяти последних лет он прожил, как настоящий лесник, который не просто вел довольно своеобразный аскетичный образ жизни, но и был наделен официальным правом обучать туристов правилам выживания в лесу и на воде, следить за их безопасностью и безопасностью огромной территории Алгонкинского парка. О его навыках и умениях знали и могли в этом убедиться на практике все, кто сталкивался с Томасом. Во-вторых, настолько глупо и основательно запутаться в рыболовных снастях, пожалуй, мог только новичок. Да и ему пришлось бы сильно «постараться». Ведь, как свидетельствуют рыбаки со стажем, при неправильном забросе удочки, изредка и вправду леска может обернуться несколько раз вокруг ноги. Но, не туго и точно не 16 раз.

А между тем, о Томсоне, как о профессиональном рыбаке, даже его знакомые и приятели рассказывали в письмах друг другу. Так, в частности, в одном из сохранившихся писем существуют такие слова: "Похоже, что Том Томсон - невероятно виртуозный рыбак. Он может забросить удочку методом «идеальной восьмерки», попав мушкой именно в нужную ему точку на воде». Уже только эти слова говорят нам о том, что погибший художник точно не был профаном в деле рыбной ловли, а достиг в ней вершин совершенства. И вдруг мог так по-дилетантски запутаться в леске?
Очень смущал свидетелей и столь огромный (10 см в длину), специфичного вида, синяк на виске, уж очень смахивающий на след от удара веслом. Которое, ко всему прочему, куда-то пропало с каноэ Томаса. Запекшаяся кровь на ухе также свидетельствовала о каком-то прижизненном ударе.
Но самое главное – кое-кто из местных жителей утверждал, что слышал звуки выстрела в той стороне, куда злополучным утром уплыл на рыбалку Том Томсон. А то, что следов от пули не нашли на его теле, многие списывали на халатно проведенную аутопсию. Дескать, найденное тело было слишком разбухшим и вообще находилось в крайне плохом состоянии, а для убийства преступник мог использовать оружие малого калибра. С учетом этих двух особенностей, а также в виду сильного предубеждения о не насильственности смерти Томсона, доктор Хоулэнд мог просто проглядеть огнестрельные ранения на его теле.
К тому, же обстоятельства самой жизни художника, предшествующие его гибели, приводили исследователей и неравнодушных людей к мысли, что они могли стать причиной его убийства.
Вскоре эти ожесточенные споры разделили людей на три лагеря, в одном из которых «обитали» скептики, твердо стоящие на теории о случайности гибели Тома Томсона. Другие же искали в его окружении наиболее подходящую кандидатуру на роль злоумышленника. Мотивом же для убийства называли, по большей части, денежные долги пейзажиста, его амурные дела, а также жесткую принципиальность. А вот третьи и вовсе утверждали, что Том Томсон явно покончил с собою сам, как это часто случается с творческими личностями, впадающими в депрессию «по любому поводу».



Наши рекомендации