Том работает в «Legg Brothers»

По выходным он станет регулярно покидать шумный город, отправляясь рисовать в отдаленные деревни, искать самые тихие и живописные места на берегу речушек и озер.

Именно тогда и начнут появляться на свет его великолепные шедевры, странные, нарисованные чуть угловатыми, словно небрежно брошенными на холст, мазками, картины, знакомые сейчас всем ценителям искусства. Он вдохновенно писал природу, и не очень любил рисовать на ее фоне людей. Казалось, что люди в его искусстве занимали второстепенную роль, как бы созданные Богом лишь оттенять буйство красок заходящего солнца, изменчивого лика водного зеркала или дрожи шепчущейся листвы испуганных осин.

Одна из немногих картин Томаса Томсона, на которой изображен человек – молодая девушка, названная автором Леди. 1915 год


Место своей будущей странной гибели, провинциальный парк Алгонкин, самый старый в Канаде, впервые Томас посетит в 1912 году, и влюбится в него навеки. Его безмолвная красота бездонно синих озер, слепящая цветом, радужная раскраска осенней листвы, словно околдует молодого художника. И повенчавшись с этой неиссякаемой музой, он с неистовым безумием станет рисовать его вновь и вновь, подарив миру несколько сотен полотен с изображением именно этого парка.

Алгонкинский провинциальный парк

Томсон неожиданно начнет курить трубку, набивая его матерым табаком, научится великолепно готовить и станет заядлым рыбаком и охотником, ловящим рыбу на блесну и в нахлыст.

Томас Томсон стоит на пристани и возится с блесной

Будет сутками пропадать в лесах в одиночестве или в компании друзей, таких же городских художников, как и он сам. Иногда к нему в парк станут наведываться целые компании живописцев, и по вечерам, сидя у костра, Том с необыкновенным воодушевлением будет рассказывать им, какие цвета в палитре природы преобладают в тот или иной сезон. Они часами будут об этом спорить, каждый делясь своими впечатлениями, а после их отъезда Томсон с его большим неистовством будет творить, вдохновленный неиссякаемым магнетизмом и волшебством красоты природы.

В те годы, когда Томас по-настоящему творил в Алгонкинском парке, никто еще не считал его гением, скептично оценивая странные и аляповатые картины, коими их видела публика, привыкшая к «причесанной» классической живописи. Но, в 1913 году ему наконец-то повезет, и его первое полотно под названием «Северное озеро» будет выставлено на обозрение в Обществе художников Онтарио. А чуть позже оно будет куплено Национальной галереей Канады за $250 (приличная сумма для тех лет), и уже в марте 1914 года Томсону присвоят почетное звание члена общества художников Канады.

Картина Тома Томсона «Северное озеро»

Именно после этого в жизни начинающего творца произойдет переломное событие, позволившее его потомкам наслаждаться множеством полотен великого гения. Ибо на одном из мероприятий, куда в октябре 1913 года сошлись художники Онтарио, Томасу повстречается настоящий меценат – ценитель изобразительного искусства, богатый офтальмолог Джеймс МакКаллум, предложивший художнику бросить свою основную работу и оплачивать его существование, лишь бы тот творил. Томсон с удовольствием оставит постылый труд архитектора и окунется в мир искусства.
Уже весной этого года он уедет в Алгонкин, и проведет там больше, чем полгода, до самой зимы. Он будет жить в неказистом деревянном доме в деревушке Mowat (некогда в этой деревушке проживало около 600 человек, однако, уже к 1914 году она представляла собой город-призрак, в котором обитало не более 150 человек), и много рисовать, разработав свою особую систему эскизов.

Хижина Тома Томсона. Рисунок Дэниса Мерчанта, 1915 год


И как-то резко изменит свой образ жизни, превратившись из городского денди в неопрятного мужчину, всегда какого-то немного небрежного. Начнет постоянно носить то рваную фетровую шляпу, то видавшую виды вязаную шапочку неопределенного цвета. Подолгу не будет менять бесформенные штаны макино (штаны из плотной тяжелой водоотталкивающей шерстяной ткани), провонявшие дымом клетчатые рубашки и высокие мокасины. Иногда он даже не будет реагировать на приветствия в свой адрес, глубоко погруженный в какие-то творческие раздумья. Одним словом, неожиданно этот городской человек превратится в настоящего лесного чудака, который в 1914 году впервые официально получит лицензию гида и проводника, будет работать пожарником и станет оберегать лес от браконьеров и разгулявшихся туристов.

Наши рекомендации