Глава III. Специфические особенности русских народных танцев Сибири

Русский народный танец Сибири неразрывно связан с общерусским танцевальным фольклором, однако он имеет свои специфические особенности, неразрывно связанные с историей заселения Сибири.

На формирование отличительных особенностей сибирского народного танцевального творчества оказали влияние постоянные контакты русских переселенцев с близкими к ним по культурным традициям переселенцами из Белоруссии и Украины. Так, в сольных плясках, переплясах, особенно у женщин, встречаются одинаковые положения рук как в танцах у русских, так и белорусов. Более современная форма танца - массовая пляска с частушками - исполняется композиционно одинаково.

Пляска - наиболее распространенный вид хореографии - бытует повсеместно и в Сибири. Переселенцы из европейской части России принесли с собой основные виды плясок, сберегли их манеру, технику исполнения. Сохраняя первоначальную основу и переходя из поколения в поколение, пляска развивалась, открывая большой простор для индивидуального и массового творчества.

Ни один народный праздник, гулянье не обходились без плясок. Об этом свидетельствуют путешественники по Сибири, писатели, исследователи народного творчества.

Как и любая другая, сибирская пляска состоит из отдельных движений, которые отличаются друг от друга манерой исполнения, отражают конкретные черты пляшущего человека. С помощью танцевальных элементов исполнитель раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, характеру музыкального или песенного материала.

У исполнителей сибирской пляски очень выразителен верх корпуса, особенно голова и руки. Исполняя пляску, сибиряк раскрывал свои индивидуальные черты, демонстрировал свою изобретательность. Если исполнитель "вворачивал" в пляску замысловатое коленце, то после обязательного прохода по кругу дробным или сменным шагом он вздергивал голову вверх. Сибирские пляски просты в построении и подборе движений, поэтому они доступны каждому, кто желает танцевать. В плясках могли участвовать как юноши, так и девушки, реже участвовали женатые мужчины и замужние женщины.

Сибирские пляски, в отличие от плясок западных областей России, исполняются малым количеством участников, так как местом их исполнения зимой была изба, летом на улице - место у дома. Одни проходят в быстром темпе, например "семейская" пляска "Ножницы", другие, например "Барыня с подныром", начинаются в медленном, а заканчиваются в быстром темпе. В таких плясках присутствует строго установленное хореографическое построение.

Известно, что пляска родилась из хоровода, давая волю творческой фантазии, индивидуальному мастерству исполнителя. Из-за климатических условий, бытового уклада пляска в Сибири приобрела свои специфические черты. Ее техническая основа усложнена, имеются свои формы и рисунки, хороводная песня заменена плясовой.

Талантливый сибирский народ создал множество различных по построению и содержанию плясок. Каждая из них имела свой стиль, свою манеру исполнения, свою лексику. Мужскую сибирскую пляску отличает удаль, виртуозность, ловкость, юмор, сочетающиеся со скромностью, вниманием и уважением к партнерше. Женской сибирской пляске присущи гордость, благородство, плавность и в то же время юмор и задор. Например, такие пляски, как "Сербияночка", "Саратова", широко распространенные в Сибири, являют собой яркое эмоциональное выражение сибирского русского характера.

Отличительной чертой как общерусской, так и сибирской пляски является индивидуальная импровизация, то есть свободное комбинирование разных движений, усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов.

Сибирскую пляску отличает выразительность, и осмысленность лексики. Эта лексика, в отличие от хоровода, имеет более богатый и сложный характер. В некоторых сибирских хороводах, например, в "вечерошных", "сидячих", "проходочных", существуют; элементы припляса и пляски, где выделяются солисты, разыгрывающие действие песни, однако танцевальный язык при этом технически ограничен. В плясках же лексика значительно сложнее: она включает дроби, вращения, хлопушки, присядки и т.д. В отличие от хоровода, исполнитель имеет возможность в пляске двигаться в пространстве: "выходка" мужчин, проходка по кругу женщин, всевозможные переходы, вращения в парах и т.д. - все это дает возможность создавать новые рисунки, построения, которые присущи только пляске.

Нередко под одну и ту же песню в одном селе плясали, а в другом водили хороводы. Например, "семейские" в Бурятии под песню "Я по бережку похаживала" плясали, а жители Новосибирской области водили медленный хоровод.

Сибирская пляска приобрела более динамичный характер, когда возник новый своеобразный жанр русского песенного народного творчества - частушка. Частушка принесла с собой новые ритмы - острые и своеобразно плавные. Более современные пляски, такие как "Саратова", "Табора", "Тюхтетка", исполнялись под гармонь с частушками, когда исполнители лихо отплясывали дроби, присядки. Иногда пляска сопровождалась хлопками в ладоши.

Другие особенности, влияющие на формирование местных традиций сибирского танцевального фольклора, обусловлены своеобразием жизни и быта, хозяйственной практикой сибирского крестьянина. В Сибири основное занятие крестьян составляли земледелие, охота, рыболовство, причем земледелие являлось преобладающим видом деятельности. Отсюда и обрядовые традиции, связанные с разными периодами сельскохозяйственных работ.

Несомненное воздействие на формирование народного танцевального искусства Сибири оказали природно-климатические условия. Суровый климат, долгая зима не только формировали особый тип человека, его внутренний и внешний облик, своеобразие одежды, обуви, но и во многом обусловили особенности композиции, манеру и характер исполнения танцев. Так, например, в зимнее время, когда мужское население уходило в тайгу на охоту, а женщины занимались рукоделием, большая часть времени проходила в избах. Пели песни, водили вечерошные хороводы, молодежь затевала игры. Ограниченность пространства избы породила сидячие хороводы.

Таким образом, возникновение и развитие традиций сибирского танцевального фольклора обусловлено целым комплексом факторов, их взаимодействием и единством, в результате чего в нем воедино слились общенациональные и локальные, местные проявления.

В чем же проявляется своеобразие сибирских танцевальных традиций?

Существуют три основные группы признаков, в которых отражаются местные особенности народного танца - этнографические, стилевые и исполнительские.

Этнографические признаки отражают формы бытования народных танцев. Прежде всего, они проявляются в характере обрядов, сопровождаемых песнями, танцами, музыкой. Например, драматургия сибирской свадьбы значительно отличается от традиций северных областей России: если в Сибири преобладают величальные, плясовые, веселые по настроению песни, то на Севере вся первая часть обряда бракосочетания имеет, подчеркнуто драматический характер: плач невесты, печальные песни-причитания ее подруг. Различия можно обнаружить не только в местных свадебных ритуалах, но и во всех других традиционных обрядах - семейных, календарных.

Народная хореография как составная часть свадебного обряда не имела главного смыслового назначения, но как выразительное средство целостного обряда представляет собой несомненный интерес для балетмейстеров.

На вечерке в доме невесты в основном водили хороводы на любовную тему, то есть "припевали" жениха. Сам характер вечерки отражал предсвадебную ситуацию. В основном водили игровые и вечерошные хороводы, где действующими лицами были девушка и парень. Заканчивались хороводы поцелуем той пары, которая танцевала в середине круга.

По композиционному построению такие хороводы были просты. Они включают следующие рисунки: круг как основной рисунок хоровода, круг в круге, "змейку", "воротца", "пускать стрелу". Основной танцевальный шаг - "шаг с каблука" на всю ступню на каждую четверть. Исполнители хороводов брались между собой за руки и двигались по заданному направлению.

Во втором этапе, когда шло гулянье в доме жениха, хоровод как жанр хореографии отсутствовал. Исполнялись пляски и переплясы - танцы в более быстром темпе и эмоциональные по характеру. Это групповые пляски, смешанные по составу, то есть исполняли мужчины и женщины. Жених и невеста в плясках не участвовали. Танцевали только родные и приглашенные на свадьбу.

Дружка, как главное действующее лицо на свадьбе, заказывал пляски гармонисту. Исполняя "Чижа", "Саратова", "Сербияночку", "Подгорную", танцующие использовали дроби "в три ноги", притопы", "повороты", "хлопки в ладоши", "ключ". У мужчин присядки, дроби, простые хлопушки, прыжки.

Все эти пляски носили веселый, задорный характер, что создавало особую зрелищность, праздничность свадебного обряда.

Следует подчеркнуть, что в разных районах Сибири встречаются различные, порой резко несхожие формы народной хореографии. Так, танцы, характерные для одной местности, района, села, могут быть неизвестны или редко встречаемы в других регионах. Например, пляска «Ножницы» встречается только у забайкальских «семейских», а песня-танец «Саратова» встречается повсеместно в Сибири. Сольная пляска «Голубка» известна только в Иркутской области, кадриль-пляску «Шестерка» исполняют в Сибири везде, вплоть до Урала.

По-разному проявляется и такой важный компонент народного искусства, как условное разыгрывание действия, сопровождаемое своеобразными движениями ног и рук, «Выходка» в сольной мужской пляске в Томской области отличается от «выходки» в Красноярском крае. Если в Томской области «выходка» мужчин выглядит «петушино», «бочком», то в Красноярском крае мужчина сначала стоял на месте, широко раскрыв руки в стороны, ударял в такт правой ногой, встряхивая головой, и лишь затем выходил в круг.

Вторая группа признаков, определяющих своеобразие сибирских традиций народного танцевального творчества, связана со стилевыми особенностями видов танцев. В каждой местности существуют свои излюбленные приемы художественной выразительности, используемые в танцах: своеобразная «выходка», типичные танцевальные приемы, характерные «коленца», названия танцев, их построение. Стилевое своеобразие танцев, исполняемых в определенном районе, селе, во многом проявляется независимо от их жанровой принадлежности.

Сравнение плясовых движений «семейских» и сибирских крестьянок из Красноярского края показывает, например, что дробные движения у «семейских» более мелкие, рассыпчатые, нога ударяет в пол всей стопой, не поднимаясь высоко. у крестьянок Красноярского края встречаются дроби каблучные, с переходом на всю стопу, как в повороте, так и в продвижении, руки в танце более активны.

Третья группа признаков, отличающих хореографический фольклор в той или иной местности, определяется особенностями народного исполнительства. Для каждого региона Сибири, даже села, района типична своя особая манера исполнения. Например, «Шестерка» Красноярского края отличается от «Шестерки» Кемеровской области по фигурам и набору движений. Несмотря на то, что последняя фигура («змейка») встречается там, в одинаковой форме, красноярская «Шестерка» более динамична по развитию и отличается рукосплетением в парном вращении и более быстрым темпом. По характеру исполнения обе ближе к уральской «Шестерке».

Сибирские хороводы разнообразны по композиции, но основной формой построения большинства хороводов является круг. Если в центральных и северных областях России в хороводах встречаются такие рисунки, как круг в круге или два-три круг рядом, то в Сибири распространены "малый круг", "полумесяц" или "сидячий круг" в зависимости от места, где водят хороводы. Сибирские хороводы имеют и другие построения, например "воротца;"', "стрела", "колонна", "карусель", "узор", "ножницы" и т.д. Необходимо отметить, что в Сибири одни и те же виды композиционного построения или рисунки хороводов могут иметь различные названия в зависимости от места бытования.

Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что сохранение сибирского танцевального фольклора способствует обогащению общей национальной хореографической культуры.

Заключение

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце.

Как мне кажется, в этой работе мне удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее, развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений.

В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из них имеет свои особенности. Хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

В моей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

Наши рекомендации