Элиот и концепция деперсонализации поэзии

Противоположная видение – у Элиота (англо-американский поэт). Его концепция может быть охарактеризована в понятии «деперсонализованной поэзии». Как будто бы противоположность концепции Рильке. В поэзии Рильке источник поэзии – активность своего субъективного духа, у Элиота речь идет о деперсонализации поэзии.

Элиот был религиозным человеком. Для него Бог – нечто, что объективно существует вне человека (в отличие от Рильке). Исходил из того, что реальность управляется неизменными, не зависящими от человека законами, в основе ее лежат абсолютные метафизические ценности. Человек подчинен порядку вещей в мире. Центром этого порядка является Бог. Важнейшая цель субъекта – постижение этих ценностей. Только осознание своего несовершенства может сделать человека целостным существом. Человек должен признать свою ограниченность. Если он этого не признает, это приведет к распаду личности. Более того, это приводит к деиндивидуализации.

Элиот говорит, что условием существования личности не может быть гипертрофия субъективного начала. Человек, который весь обращен только к себе самому, теряет личность, теряет индивидуальность, становится массовым человеком, фактически растворяется в этом мире.Он делается таким, как все те, которые поглощены своими материальными нуждами, проблемами, интересами, своими субъективными страстями.

Фактическая задача искусства – преодолеть эту замкнутость человека на своем субъективном, на своих эмоциях, преодолеть эгоцентризм. Поэзия возможна только на путях смирения и плодочестия. Т.е взгляды Элиота глубоко консервативны. Он сам говорил, что по эстетическим убеждениям классицист, что он, принципиально, католик. Поэтому очень осторожно относится к человеку. Считает, что гипертрофия субъективного в области искусства ведет к примитивнейшему, пустому самовыражению, в политике – к демократии, к которой он отрицательно относился, т.к. демократия выражает практические интересы большинства. Гипертрофия субъективного ведет к исчезновению религиозных представлений и утрате духовного фундамента человеком.

Элиот противопоставлял личное и неличностное. Личностное – сфера субъективных желаний, стремлений, страстей, интересов, эмоций. Все это формируется под влиянием внешнего мира, конкретного мира конкретных потребностей. Человек оказывается порабощен условностями этого мира. Поэтому главное – достигнуть неличностного, заблокировать сферу личностных интересов, ограничить власть эмоций, т.к. они есть реакция человека на обыденность. Толпа живет эмоциями, а толпа – как раз эгоцентрические раздробленные человеческие существования, порабощенные практическими интересами.Поэзия не должна быть практичной. Поэзия должна базироваться не на субъективных эмоциях поэта. Поэт должен абстрагироваться от всякой конкретной заинтересованности. «Чем более совершенен художник, тем более четко разделены в нем человек, который переживает, и творческий ум, отдельный и независимый от человеческих эмоций».

Одна из важных идей Элиота – идея традиции. Творчество художника тогда значительно, когда он включается в традицию. Знаменитая статья Элиота «Традиция и творческая индивидуальность» (есть в списке): «искусство предполагает прежде всего чувство истории. Предполагает понимание той истины, что прошлое не только прошло, но продолжается сегодня, чувство истории побуждает писать, не просто сознавая себя одним из нынешнего поколения, но ощущая, что Вася литература Европы, от Гомера до наших дней, существует единовременно». Чувство истории – способность видеть себя в этом пространстве. Т.о. история существует вне времени. Поэт включается в эту связь, он ее длит, и она неодносторонняя: «Событие создания произведения затрагивает все произведения, которые ему предшествовали. Существующие памятники образуют идеальную соразмерность, которая меняется с появлением каждого нового произведения. Сказано новое слово, и все чуть-чуть уже изменилось. Чтобы соразмерность сохранилась, со вторжением нового весь существующий ряд должен быть незаметно изменен. Это есть гармония старого и нового». Каждое слово поэта меняет всю культуру в целом. И, наоборот, слово поэта обретает смысл и значение в культуре, в контексте.

Итак, поэт должен осознать, что сознание Европы, его собственной страны – гораздо значительнее, чем его собственное индивидуальное сознание. Это сознание непрерывно меняется. Поэт должен осознавать, что он ничто без этого грандиозного создания культуры.

Движение художника – постепенное и непрерывное самопожертвование, постепенное и непрерывное исчезновение его индивидуальности. Это он и называет процессом деперсонализации, который позволяет поэту стать значительным. Практичная личность вообще этого не осознает. Поэтическая концентрация – когда в одном слове встречаются все эпохи и все памятники культуры. Чтобы достигнуть этого поэт должен подчинить себя своему произведению.Не самовыражение, а подчинение.

Творчество Элиота начинается с критики европейского индивидуализма, европейских представлений о личности. Первый сборник стихов «Круфрог и другие наблюдения». Центральное стихотворение – «Любовная песнь Джоша Альфреда Круфрога». Название – противоречие: Круфрог – мещанское имя, Д и А – аристократические имена. Создается ситуация претензии мещанского ограниченного сознания на аристократизм, на какую-то значительность. Элиот показывает трагическую комедию попыток человека утвердить свою абсолютную неповторимость, значительность. Показывает практически фарсовую ситуацию. Герой страдает, т. к. осознает, что он не может быть той личностью, неповторимой и единственной, каким, как ему кажется, он и должен быть. В какой-то мере этот лирический герой – пародия на Гамлета – как на модель буржуазного индивидуализма. Страдания Гамлета в том, что он не может реализовать себя, он не может быть собой, не может быть Гамлетом. Позиция отрицания мира. Задача - его изменить. Думает, что даже может это сделать, но осознает невозможность этого. Необходимость и невозможность в трагикомическом свете. Вопрос «быть или не быть?» превращается в комическую формулу «и так ли нужно мне?».

Стихотворение строится на иронических повторах, варьировании одних и тех же мотивов, которые все время друг друга иронически освещают, отсылают к гамлетовской ситуации. Перед нами обнаженные страдания человека и взгляд на него со стороны. Это сторона и есть пародия – в повторении чего-то другого.

Поэзия Рильке

Рильке говорит, что в одиночестве – единственное спасение человека, только через одиночество можно прийти к другому человеку, к миру. Одиночество – возможность обрести внутреннюю зрелость, обрести бога в себе, стать собой. И только тогда – прийти к людям, творчеству.

Человек проходит ч/з ситуацию отчуждения. И творчество Рильке мы должны рассмотреть с точки зрения того, какие пути поэт ищет для преодоления отчуждения..

Цель Рильке – возвращение человека в мир, преодоление отчуждения. Цель и задача – восстановление единства человека с миром, которое, однако, не означает отстранение от мира.

Для того, чтобы восстановить связь с миром, потерянную связь, необходимо развивать свой внутренний мир, достигать внутреннего единства, внутреннего созревания личности – это и будет путем к восстановлению.

Может наиболее универсально этот мотив у Рильке реализуется в мотиве «Бог» - одно из центральных понятий, понятие недогматическое. «Бог» у Рильке – представление о смысловом единстве реальности, о целостности жизни, о полноте смысла и полноте жизни. У Рильке дело обстоит так, что путь к Богу, однако, только ч/з себя, и Рильке даже заявляет: «Кем был бы ты, Бог, если бы не было бы меня?».

Т. о. человек должен создать Бога, следовательно, Бог есть создание человека. Причем, это такая трудная работа, по созданию Бога, связанная с глубинным постижением Бога в себе, и, пока этого постижения не произойдет, Бога как бы и нет. Т. е. речь идет о духовной, творческой работе, которая наполнит мир смыслом. До того, как это произошло весь мир остается чужим для человека и пустым. Т. е. первое требование – требование большой духовной активности, которая и породит вещб вещей, смысл смыслов, т.е. Бога. Бог должен быть сотворен, и в этом одна из важнейших целей и смысл искусства.

Для Рильке одиночество и отчуждение – угроза для личности. Поэтому нужно было искать преодоления этого отчуждения. И вот Рильке находит путь к преодолению этого отчуждения как раз ч/з одиночество. Одиночество должно стать источником спасения. Так что об одиночестве он говорит, как о великом одиночестве духа, как о труде, который позволяет человеку обрести Бога.

Сборник «Часослов» - русский опыт, русские мотивы монашеской жизни, странствования, бедности.

Мотивы бедности и смерти в этом сборнике. Есть бедность, связанная с нищетой, униженностью, закабаленностью человека, бедность, которая убивает. Как правило, эти мотивы связаны с мотивами городской жизни, в особенности Париж произвел на него такое тягостное впечатление. И вот эта бедность, которая убивает должна быть обращена в другую бедность, связанную с душевным смирением, одухотворенностью, с пренебрежением к материальным ценностям, с пренебрежением к тому миру, который меня убивает, с освобождением от власти этого мира. Т.о. эта бедность должна стать богатством, источником силы, в том числе и силы духа.

Мы видим как мотив бедности переходит в мотив смерти. Смерть как итог разрушенной несвободной жизни, которая убивает, подавляет человека. Речь идет о жизни, которую ждет смерть, поскольку здесь никто не живет своей жизнью. Все случайно, в этой жизни нет Бога, а есть только давление этого кромешного материального мира. Человек, который не живет своей жизнью, умирает.

Еще одно важное понятие в поэзии Рильке – понятие «вещь». Это явление внешней материальной жизни, которая противостоит человеку. Мир вещей угнетает человека, может сломать его жизнь. Чтобы жить. Нам необходимо преодолеть власть вещей: не вещи владеют мной, а я ей.

Путь к этому – ч/з искусство. Нужно преодолеть чуждость вещей. Каким образом? Необходимо все это глубоко почувствовать, нужно в них вжиться, как художнику, и почувствовать вещь, т.е. сотворить вещь в себе. Опять требуется духовная активность, которая сотворит вещь, которая даст вещам прочность.

Так вот речь идет о духовной творческой активности, которая позволяет художнику увидеть в вещах жизнь, творческую энергию, создающую вещь. И задача художника – создать вещь в слове так, как создавал ее Роден в глине, в металле, в камне. И вещь должна быть не отражением моего субъективного «я», она должна быть реальной, настоящей, которая будет самостоятельно покоиться и говорить о реальном мире, будет опровергать, критиковать наши вздоры и убеждения. Но для этого нужно сначала вещь породить в себе, нужно в нее вчувствоваться, нужно изнутри ее саму понять, постигнуть ее творческие начала, затем, воплотить.

«Орфей» - сборник стихов, посвященный проблемам художника, проблемам искусства.Созданию этого сборника предшествовало создание сборника «Дуинсие элегии». Здесь говорится о возможностях преодоления отчуждения, о возможностях преодоления границы своего «я» в двух направлениях:

· В направлении к окружающей природе и к материальному миру вещей;

· В направлении к прошлому – к смерти, т.е. к жизни, которая ушла, но везде и во всем еще присутствует в тех же вещах, природе, культуре. Это бесконечное прошлое, которое везде и во всем есть.

Т. о. преодоление границы своего «я» связано опять-таки не только со способностью открыться сегодняшнему моменту, вобрать его в себя, почувствовать, но и со способностью открыться прошлому, почувствовать его в сегодняшнем дне..

Центральный мотив этого сборника – мотив ангела. Ангел – воплощение чистой духовности, абсолютного духовного совершенства. Поэтому ангел это полная противоположность человеку. В человеке нет совершенства. Поэтому и ангел ужасен для человека, т.к. являет в себе для нас недостижимое. Но ангел вместе с тем и ограничен – это абсолютно чистая духовность, которая сама в себе отражается, как бы зеркало само для себя.

Такова концепция Рильке, которую можно было бы обозначить как концепцию «искусства чувствования».

Наши рекомендации