Научно-методического совета по дополнительному

образованию детей Минобразования России

Г.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

· достижениям мировой культуры, российским традициям культурно-национальным особенностям регионов;

· определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

· современным образовательным технологиям, которые отражены в:

принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

· создание условий для развития личности ребенка;

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

· приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

· профилактику асоциального поведения;

· создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

· укрепление психического и физического здоровья;

· взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.



  1. Титульный лист включает:

· наименование образовательного учреждения;

· где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

· название дополнительной образовательной программы;

· возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

· срок реализации дополнительной образовательной программы;

· Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

· название города, населенного пункта;

· год разработки дополнительной образовательной программы.

  1. Пояснительная записка раскрывает:

· направленность дополнительной образовательной программы;

· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

· цель и задачи дополнительной образовательной программы;

· отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

· сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы);

· формы и режим занятий;

· ожидаемые результаты и способы их проверки;

· формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программывключает:

· перечень разделов, тем;

· количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программыраскрывается черезкраткое описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программывключает в себя описание:

· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

· форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Список литературы.

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Классификация образовательных программ

Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских – её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

· преподавание нового учебного курса (предмета);

· реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения.Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

При разработке программы необходимо обратить особое внимание на содержание следующих ее частей: пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, методического обеспечения.

Пояснительная записка.В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися в условиях реализации программы.

Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

· ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

· связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

· вид программ (модифицированная, экспериментальная, авторская);

· новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей, «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяют следующие типы задач:

· обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

· воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

· развивающие(развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Описывая особенности программы, следует отразить:

· ведущие идеи, на которых она базируется;

· ключевые понятия которыми оперирует автор;

· этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4. В пояснительной записке отмечаются:

· основные возрастные особенности учащихся, которым адресована программа;

· вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

· особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5. Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

· общее количество часов в год;

· количество часов и занятий в неделю;

· периодичность занятий

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, следует:

· сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

· перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

· дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.

Учебно-тематический план (по годам обучения). Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1):

Таблица 1

Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 2 раза 2 часа 72 часа
2 часа 2 раза 4 часа 144 часа
2 часа 3 раза 6 часов 216 часов
3 часа 2 раза 6 часов 216 часов
3 часа 3 раза 9 часов 324 часа

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы (см. таблицу 2):

Таблица 2

№п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов В том числе:
теоретических практических
1. Название раздела      
1.1. Название темы      
1.2. Название темы      
2. Название раздела      
2.1. Название темы      
2.2. Название темы      
     
Итого часов      

Содержание программы.В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.

Кратко описать тему означает:

· указать ее название;

· перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

· указать, в каких формах организуется образовательный процесс.

Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.

Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

Методическое обеспечение программы (частично может быть описано в пояснительной записке).В этом разделе программы необходимо:

· кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

· отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

· описать основные методы организации образовательного процесса;

· перечислить используемые дидактические материалы;

· дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа дополнительного образования детей должна иметь две рецензии:

· внутреннюю (ее, как правило, пишет методист или заместитель директора по ВР, НМР учреждения, в котором разработана программа);

· внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).

Примерный план рецензии

Заголовок рецензии

Рецензия на программу «_____________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

· образовательная область;

· вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;

· адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);

· срок реализации, на который рассчитана программа;

· есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);

· в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;

· стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

3. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

· анализ пояснительной записки;

· анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);

· анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

· оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

Наши рекомендации