Составитель - Т.А. Максименко, методист ИМО по воспитательной работе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Администрации г. Салехарда

СБОРНИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

г. Салехард

2004 год

Составитель - Т.А. Максименко, методист ИМО по воспитательной работе

и дополнительному образованию

Сборник образовательных программ дополнительного образования детей. –

Салехард, 2004. – 74 с.

Настоящий сборник включает в себя авторские и адаптированные программы дополнительного образования детей, разработанные педагогами дополнительного образования учреждений ДОД, гимназий и школ г. Салехарда.

В данном сборнике публикуются программы художественно-эстетической направленности.

Программа «Уроки музыкального фольклора в школе» направлена на приобщение учеников к истории и культуре своего народа через изучение и осмысление музыкального фольклора. Программа нацелена на воспитание у детей полноценного восприятия музыкальных фольклорных произведений и развитие культуры самостоятельного общения с народным искусством.

Программа «Пластика бумаги» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий обработки бумаги.

Интегрированная программа «Преображение себя и мира» приобщает детей к истокам русской и северной народных культур через декоративно-прикладное искусство резьбы и росписи.

Также сборник содержит требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и методические рекомендации по их разработке.

Сборник программ адресован заместителям директоров по ВР, НМР, методистам, педагогам дополнительного образования школ, гимназий, учреждений дополнительного образования детей.

Управление образованием г. Салехарда

информационно-методический отдел

ВВЕДЕНИЕ

Становление системы дополнительного образования происходит на базе интересного опыта работы с детьми и богатых традиций внешкольных учреждений. Но прежняя система предполагала лишь воспитание, не декларируя обучения и развития: знания, полученные детьми в кружках, считались малозначимыми. Сегодня точка зрения изменилась. Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Известно, что в течение долгого времени педагоги в сфере внешкольного (дополнительного) образования были обязаны работать только по типовым государственным программам. Но в связи с изменением статуса внешкольных учреждений, возникла необходимость в образовательных программах нового поколения. И сегодня обновление программного обеспечения дополнительного образования детей – актуальное направление педагогической деятельности. Надо отметить, что разработка программ осложняется рядом обстоятельств:

· нет стандартов дополнительного образования (и могут ли быть?);

· не сформирован понятийный аппарат;

· продолжается дискуссия по вопросу классификации и построения программ;

· затруднена экспертиза программ (2 рецензии), отсутствуют общепринятые критерии оценки;

· отсутствует взаимосвязь между программами дополнительного образования и общеобразовательными программами;

· отсутствует интеграция педагогических усилий;

· существует проблема сертификации;

· не решена проблема авторского права.

Практическая деятельность по разработке программ дополнительного образования детей осложняется еще и тем, что значительная часть их работников не имеет базового педагогического образования.

С целью оказания методической помощи педагогам нами подготовлен сборник программ дополнительного образования, который включает в себя:

· требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06. 2003 г.);

· методические рекомендации по разработке образовательных программ дополнительного образования детей;

· методику оценки программы;

· рекомендации по рецензированию программ дополнительного образования детей;

· дополнительные образовательные программы «Пластика бумаги» (Т.В. Мельничук, ЦДТ), «Уроки музыкального фольклора в школе» (О.М. Комарова, СОШ №2), «Преображение себя и мира» (Р.Г. Ахметзянов, Л.Л. Ахметзянова, МОУ «Гимназия»).

Дополнительные образовательные программы еще нуждаются в доработке, но в основном соответствуют предъявляемым требованиям.

Утверждены на заседании

Г.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

· достижениям мировой культуры, российским традициям культурно-национальным особенностям регионов;

· определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

· современным образовательным технологиям, которые отражены в:

принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

· создание условий для развития личности ребенка;

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

· приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

· профилактику асоциального поведения;

· создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

· укрепление психического и физического здоровья;

· взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

  1. Титульный лист включает:

· наименование образовательного учреждения;

· где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

· название дополнительной образовательной программы;

· возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

· срок реализации дополнительной образовательной программы;

· Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

· название города, населенного пункта;

· год разработки дополнительной образовательной программы.

  1. Пояснительная записка раскрывает:

· направленность дополнительной образовательной программы;

· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

· цель и задачи дополнительной образовательной программы;

· отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

· сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы);

· формы и режим занятий;

· ожидаемые результаты и способы их проверки;

· формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программывключает:

· перечень разделов, тем;

· количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программыраскрывается черезкраткое описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программывключает в себя описание:

· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

· форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Список литературы.

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Классификация образовательных программ

Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских – её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

· преподавание нового учебного курса (предмета);

· реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения.Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

При разработке программы необходимо обратить особое внимание на содержание следующих ее частей: пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, методического обеспечения.

Пояснительная записка.В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися в условиях реализации программы.

Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

· ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

· связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

· вид программ (модифицированная, экспериментальная, авторская);

· новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей, «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяют следующие типы задач:

· обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

· воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

· развивающие(развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Описывая особенности программы, следует отразить:

· ведущие идеи, на которых она базируется;

· ключевые понятия которыми оперирует автор;

· этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4. В пояснительной записке отмечаются:

· основные возрастные особенности учащихся, которым адресована программа;

· вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

· особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5. Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

· общее количество часов в год;

· количество часов и занятий в неделю;

· периодичность занятий

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, следует:

· сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

· перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

· дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.

Учебно-тематический план (по годам обучения). Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1):

Таблица 1

Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 2 раза 2 часа 72 часа
2 часа 2 раза 4 часа 144 часа
2 часа 3 раза 6 часов 216 часов
3 часа 2 раза 6 часов 216 часов
3 часа 3 раза 9 часов 324 часа

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы (см. таблицу 2):

Таблица 2

№п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов В том числе:
теоретических практических
1. Название раздела      
1.1. Название темы      
1.2. Название темы      
2. Название раздела      
2.1. Название темы      
2.2. Название темы      
     
Итого часов      

Содержание программы.В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.

Кратко описать тему означает:

· указать ее название;

· перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

· указать, в каких формах организуется образовательный процесс.

Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.

Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

Методическое обеспечение программы (частично может быть описано в пояснительной записке).В этом разделе программы необходимо:

· кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

· отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

· описать основные методы организации образовательного процесса;

· перечислить используемые дидактические материалы;

· дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа дополнительного образования детей должна иметь две рецензии:

· внутреннюю (ее, как правило, пишет методист или заместитель директора по ВР, НМР учреждения, в котором разработана программа);

· внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).

Примерный план рецензии

Заголовок рецензии

Рецензия на программу «_____________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

· образовательная область;

· вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;

· адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);

· срок реализации, на который рассчитана программа;

· есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);

· в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;

· стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

3. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

· анализ пояснительной записки;

· анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);

· анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

· оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

Первый год обучения

«Потешный фольклор» (34 часа)

Потешки.

Теория. Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.

Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.

Прибаутки.

Теория. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.

Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток.

Загадки.

Теория. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей; загадки ненецкого фольклора.

Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок.

Небылицы.

Теория. Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.

Практика. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.

Дразнилки.

Теория.Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей.

Практика. Рразучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.

Скороговорки.

Теория. Скороговорки как вид народного творчества.

Практика. Разучивание музыкальных скороговорок.

Считалки.

Теория. Считалка как вид народного творчества, их назначение.

Практика. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.

Молчанки.

Теория. Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.

Практика. Разучивание музыкальных молчанок.

Игры.

Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности; игры ненецкого народа и их особенности.

Практика. Разучивание игр русских и ненецких; работа над выразительным исполнением.

Поговорки.

Теория. Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни.

Практика. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.

Примерный репертуар 1-го года обучения

Потешки:

«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».

Прибаутки:

«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»

Загадки:

Русский фольклор:

«Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др.

Ненецкий фольклор:

«Олень от них убегает, а они не отстают», «Мы темным вечером сверкаем, а днем исчезаем», «Два похожих брата друг друга догоняют, а догнать не могут».

Небылицы:

«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».

Дразнилки:

«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».

Скороговорки:

«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».

Считалки:

«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».

Молчанки:

«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».

Игры:

Русский фольклор:

«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».

Ненецкий фольклор:

«Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Куропатки и охотники», «Нарты-сани», «Белый шаман», «Важенка и оленята».

Поговорки:

На всякого Егорку живет поговорка.

Без корня и полынь не растет.

Дома стены помогают.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит и т.д.

Тематический план

Первого года обучения

«ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

№ темы Название темы Теория Практика
Количество часов
Вводное занятие. «Мир фольклора –мир народной мудрости».
Потешки.
Прибаутки.
Загадки.
Небылицы.
Дразнилки.
Скороговорки.
Считалки.
Молчанки.
Игры
Поговорки
Итоговое занятие – посиделки «Делу – время, потехе – час».  
  Итого: 34 часа

К концу первого года обучения дети должны:

Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора; жанры ненецкого фольклора: загадки, игры, поговорки. Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент.

Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией; выполнять упражнения по методике Е. Назаровой; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки.

Второй год обучения

«Выразим себя в фольклоре» (34 часа)

Театр народной песни.

Русские народные песни.

Теория. Русская народная песня, как и всякое художественное творение начинается с замысла. В народной песне замысел прост, он содержится в расшифровке самого содержания песни. Любая русская песня имеет глубокое образно-смысловое начало.

Для того, чтобы в детях развивалась творческое отношение к произведениям народного творчества, необходимо дать им возможность «поставить» песню по-своему. Но для того, чтоб народная песня была «разыграна» на первых занятиях, нужно дать методические установки. Для этого с детьми необходимо:

1) прочесть внимательно текст песни; выявить ритмические особенности;

2) проанализировать жанр;

3) обдумать действия и поведение персонажей;

4) спланировать хореографию;

5) обдумать художественное оформление

Ненецкие народные песни.

Теория. Прослушать ненецкие народные песни. Определить жанр и характер произведений, дать перевод песен. Дается объяснение, в чем заключаются голосовые особенности исполнения северных песен.

Практика. Учить исполнять авторские песни ненецких композиторов, переведенные на русский язык. Работа над выразительностью исполнения.

Примерный репертуар 2-го года обучения

Русские народные песни:

«Тень-тень-потетень», «Лежал воробей», «Как у ноя-то козел», «Как по реченьке утенушка плывет», «Как у бабушки козел», «А я по лугу», «Долговязый журавель», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Как за нашим за двором», «Было у матушки много детей», «Ой, вставала я ранешенько», «Савка и Гришка», «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом», «Комарик», «Две уточки», «Война грибов».

Ненецкие песни:

Слушание (народные песни):

«Сихиртя» в исполнении Е. Лаптандер, Е. Сусой.

«Маленький помощник» в исполнении Н. Няруй.

Пение (авторские песни):

«Хадэцако». Слова и музыка С. Няруй.

«Тэтэль-Вэтель». Слова и музыка С. Няруй.

«Сенгакоца». Слова и музыка С. Няруй.

Тематический план

Второго года обучения

«ВЫРАЗИМ СЕБЯ В ФОЛЬКЛОРЕ»

№ темы Название темы. Теория Практика
Количество часов
1. Вводное занятие «У наших ворот всегда хоровод»  
2. Театр народной песни.
3. Ненецкие народные песни.
4. Итоговое занятие – посиделки «Красна песня ладом».  
  Итого: 34 часа

К концу второго года обучения дети должны:

Знать: особенности русского и ненецкого народного пения; определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия – ритм, темп, динамические оттенки.

Уметь: петь песни «а капелла» и с музыкальным сопровождением; самостоятельно инсценировать песни; выразительно петь пройденные песни.

Творческие задания:

1) завершение мелодических оборотов;

2) сочинение песен, образов, героев фольклорных песен.

Репертуар для одаренных детей:

«Ой, ходила Каледа», «Ой, кто, кто Николая любит», «Уж ты веснушка, весна», «Гибки доски».

Третий год обучения

«Русские календарные обрядовые песни» (34 ч)

Жнивные песни.

Теория. Древнее происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих физический труд и помогающих ему. Мужские, женские и детские жнивные песни. Организующая роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в фольклоре. Разновидности жнивных песен. Трудовые песни ненецкого народа.

Практика. Разучивание слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен ненецкого народа; их выразительное исполнение. Театрализация праздника «Жниво».

Заклички.

Теория. Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.

Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.

Колядки.

Теория. Разнообразие жанров колядок: щедровки, овсени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные, волочебные песни. Образное содержание, народная символика. Лаконизм формы и поэтичность содержания. Узкий диапазон трихордовые попевки.

Практика. Разучивание слов и мелодий колядок, пение «а капелла» и с музыкальным сопровождением.

Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание обряда «коляда».

Масленичные песни.

Теория. Древнее происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Характерные ритмоформулы масленичных песен. Особенности исполнения, ладовая окраска.

Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.

Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание масленичных гуляний.

Игровые песни.

Теория. Древнее происхождение хороводов. Синкретизм жанра. Тематика игровых песен.

Практика. Разучивание слов, мелодий и движений в игровых песнях. Работа над выразительным исполнением.

Примерный репертуар 3 - го года обучения

Жнивные песни:

«Соловейко», «Уж мы сеяли ленок», «Жниво мое, жниво», «А мы просо сеяли», «Ты взойди, солнце красное», «Уродись-ка, горох», «Тяни холсты», «Завиваем бороду», «Песня обских рыбаков» С. Няруй.

Заклички:

«Жаворонки», «Ой, кулики», «Весна идет», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори гарко», «Дождик-дождик», «Осень – осень в гости просит» и др.

Колядки:

«Коляда-маляда». «Маленький вьюжунк», «Куры-рябые», «Хожу гуляю по нову городу», «Овсень-овсень», «Таусень», «Рождество», «Сею-вею, посеваю», «Усень-Усень», «Уж я золото хороню», «Перстни», «Ты матушка моя».

Масленичные песни:

«Уж мы Масленицу дожидали», «Скоро масленка придет», «Как на Масленой неделе», «Пришла Масленая неделя», «Мы давно блинов не ели», «Эхо ирсо», «Ты прощай, прощай наша Масленица».

Игровые песни.

«Пойду ль я, выйду ль я», «Вдоль по улице», «Как во поле было поле», «Уж я золото хороню», «Пошла млада за водой», «Во саду ли, в огороде», «Походить бы мне по травкам», «Как по травкам по муравкам», «Под яблонью, под кудрявою», «Ой, вы кумушки мои, подруженьки», «Ой, сеяли девки лен», «Как по речке по Казанке», «Выходили красны девицы».

Творческие задания:

1) сольное исполнение ритмического рисунка к напевам народных песен; импровизация ритмических канонов;

Наши рекомендации