Казеиново-известковая живопись.

Связующим веществом в казеиново-известковых красках являются казеин и известь. Казеин можно употреблять в порошке или в виде свежего творога.

Казеин хорошо растворяется в нашатырном спирте, буре, извести, углекислом аммонии, соде и других щелочесодержащих веществах.

Для приготовления раствора казеина в извести берется. 20 частей сухого казеина в порошке, смешивается с 30—40 частями негашеной извести или 40—50 частями гашеной извести (пушонки) или 100—120 частями известкового теста и сюда же вливается 100— 130 частей чистой воды, все это тщательно размешивается или же перетирается в ступке до кашицеобразного состояния клея.

С приготовленным таким образом казеиновым клеем смешивается предварительно перетертый на воде пигмент. Допустимо также перетирание пигмента со связующим веществом на плите курантом до консистенции масляных красок.

Казеиново-известковые краски при длительном хранения утрачивают способность закрепляться вследствие перехода извести в углекислый кальций под действием углекислоты воздуха. Поэтому краски необходимо заливать водой или хранить в стеклянных банках с плотно закрытыми крышками. В случае применения творога вместо сухого казеина надо его освободить от жира промывкой в горячей воде, пока он не будет чистым. Хорошо отжатого творога берут вдвое больше, чем сухого казеинового порошка.

Казеиново-известковыми красками можно писать по свежей и по сухой штукатурке. При применении жирной извести, чистого казеина или свежего, хорошо освобожденного от жира творога получается очень прочная живопись.

После перевода рисунка на свежую штукатурку следует покрыть один пли два раза известковым молоком или же смесью казеинового клея (5—10%) с известковым молоком (в соотношении 1 :2), а затем писать красками, приготовленными по вышеуказанному способу.

Для закрепления живописи поверхность смачивается слабым раствором казеинового клея.

При письме по сухой штукатурке надо предварительно с поверхности грунта снять тонкий слой кристаллического углекислого кальция, нанести контур рисунка, смочить грунт, а затем покрыть всю поверхность казеиново-известковым раствором и сейчас же приступить к выполнению живописи и писать, как и в темпере, по сухой стене.

Казеиново-известковые краски требуют плотного грунта и хорошего качества штукатурки. Краски можно наносить и тонкослойно и пастозно; при высыхании они высветляются меньше, чем во фреске. По прочности они превосходят связующее вещество фрески.

Силикатные краски

В силикатных красках связующим веществом является жидкое стекло, т. е. щелочные соли калия кремневой кислоты.

Жидкое стекло получается при сплавлении мелко растертого кварцевого песка (кремнезема) или инфузорной земли с едкими щелочами, с содой или поташем.

SiO2 +К2СОз = K2SiO3 + СО2

Образующиеся сплавы имеют вид стекловидной массы, это кремнекислые соли натрия или калия, называемые «растворимым стеклом», а их водные растворы — «жидким стеклом». Жидкое стекло, главным образом калиевое, применяется в живописи.

Для силикатной живописи делают специальную штукатурку из двух слоев: нижний — обыкновенный (или оставляют старую, если она прочна), а верхний слой приготовляют из 1 части пушонки и 4 частей смеси инфузорной земли, песка и толченого мрамора, к этому составу прибавляют 3—4 части воды, и наносят на стену тонким слоем в 2—3 мм.

Рекомендуется после высыхания этот грунт протравить слабым раствором кремнефтористоводородной кислоты, которая растворяет углекислый кальций переводит его в кремнефтористый кальций и делает грунт более пористым, а следовательно, улучшает проникновение вглубь штукатурки красок и силиката и одновременно закрепляет пигмент и штукатурку.

Силикатными красками можно писать по известковой, цементной штукатурке, по дереву, железобетону, с предварительной подготовкой стен и без подготовки.

Жидкое стекло при высыхании, соединяясь с известью и песком грунта, образует нерастворимые в воде соединения и дает очень прочный красочный слой, более устойчивый по сравнению с фреской, поэтому силикатные краски вполне могут употребляться для росписи наружных частей здания.

В процессе письма пигмент смешивается с жидким стеклом непосредственно на палитре.

Применяется также способ нанесения красок в виде водной пасты без связующего с последующим фиксированием поверхности жидким калиевым стеклом.

Широкое использование жидкого калийного стекла в стенной росписи позволит создать действительно прочные, стойкие и долговечные произведения монументальной живописи.

Восковая живопись.

Воск в качестве связующего вещества красок применялся в глубокой древности.

По химическому составу пчелиный воск есть сложный эфир, образованный предельными кислотами пальмитиновой, неоцератиновой и одноатомными спиртами церилловым и мелиссиловым; в его состав входят 12—15% предельных углеводородов и около 15% свободных кислот.

Воск делится на животный (пчелиный) и растительный. Пчелиный воск представляет собой твердое с зернистым изломом вещество желтого цвета, на холоду он хрупок, в руках размягчается и делается пластичным; легко растворяется в скипидаре, бензине, сероуглероде, хлороформе и других органических растворителях, в кипящем спирте воск растворяется не полностью. Для очистки воска от механических примесей и остатков меда его растапливают в горячей воде.

Отбеливают воск нагреванием с животным углем, поглощающим красящие вещества, или продолжительным действием солнца и воздуха на тонкий слой воска (2—3 мм), к которому прибавляется 10—20% скипидара; отбеленный воск не желтеет и не темнеет. Температура плавления воска 60—70° С.

Пчелиный воск относится к малоактивным веществам:он не вступает в химические соединения с пигментами и не изменяет состава при обыкновенных условиях, сохраняя полную свежесть красок.

Существует много способов приготовления восковых красок, из них наиболее распространенным является способ, при котором воск растворяется в скипидаре или эфирных маслах, с добавлением к раствору смол, лаков и других веществ, улучшающих качество красок, применяемых в монументальной живописи. Например, 1 часть воска растворяется на водяной бане в 2—4 частях скипидара или эфирного масла, в раствор добавляется 1—2 части смолы мастике, даммара или элеми, и после полного растворения смол связующее может быть употреблено для смешения с пигментами, которые заранее перетерты со скипидаром.

Можно получить связующее, расплавив вначале смолу и воск при температуре 60—100°, и в расплавленную смесь влить нагретый скипидар в тех же количествах, что и в предыдущем рецепте; вместо смол можно добавлять готовые лаки.

В восковой живописи применяются и восковые эмульсии, для этого в 40—50% раствор гуммиарабика в воде добавляют сначала 1—2 части смолы, затем 1 часть воска и 0,5 частей нашатырного спирта, содержимое доводят до кипения и прибавляют еще 4—5 частей воды, все время помешивая смесь.

Вместо гуммиарабика можно применить и другой клей, растительного и животного происхождения, получая также связующее типа эмульсии для темперы, например: 1 часть поташа растворить в 3—4 частях воды, добавить 1—2 части разбухшего клея и прокипятить с 2—3 частями воска.

Густые красочные пасты можно наносить мастехином. Для восковой живописи стены следует покрыть эмульсионным грунтом. Восковые краски высыхают быстро, давая матовую поверхность, которую можно отполировать шелком для придания красочному слою легкого блеска.

Темперная живопись

Очень часто при росписи стен применяются казеиновые и яичные темперы, обладающие прочностью и отвечающие задачам монументальной живописи.

Темпера принадлежит к числу наиболее древних способов стенной живописи: им пользовались древнерусские мастера и итальянские мастера эпохи Возрождения. Большинство русских церквей расписывалось темперой; в настоящее время темперой работают палехские художники: темперой расписаны ими многие залы Дворца пионеров им. А. А. Жданова в Ленинграде.

Эмульсию для яичной темперы приготовляют на цельном яйце, на желтке и белке; на одном желтке много веков писали старые мастера.

Для приготовления темперы к желтку обычно добавляют 2 части слабого хлебного кваса, пива, разбавленного водой, вина и все это тщательно размешивают деревянной палочкой. Краски, приготовленные на одном желтке без добавления кваса и других веществ, скоро портятся, и красочный слой после высыхания растрескивается.

Темперные краски следует наносить тонкими наслоениями, при пастозном письме краски отстают от поверхности, на которую они нанесены.

При высыхании краски принимают матовый вид и светлеют в тоне.

Приготовляют темперные краски и на одном белке, эти краски по своему составу представляют собой разновидность клеевых, однако вещества белкового происхождения ценны в стенной живописи, так как они с известью дают очень прочные соединения (альбуминаты кальция), нерастворимые в воде.

Отделенный от желтка белок сбивается в пену и смешивается с пигментами, перетертыми на воде. Темпера на яичном белке обладает чистотой тона, ею пишут по сырой известковой штукатурке, содержащей едкую известь, при отсутствии последней белок не закрепляется так скоро, и со временем разлагается и загнивает.

Темпера на цельном яйце также имеет широкое применение. Применяется также темпера, содержащая в качестве связующего вещества эмульсию из цельного яйца, масла, и уксуса. Темперные краски с этими составами связующих веществ по высыхании светлеют, а покрытые лаком темнеют По сравнению с фреской темпера дает более плотный слой и несколько тяжелее ее по тону.

Глава 16 Практические работы по технологии живописных материалов

Наши рекомендации