Значение смол и эфирных масел.

Художественные краски, изготовленные на связующем, содержащем одно масло, обладают рядом существенных недостатков, из них основные: пожелтение и потемнение, пожухание, растрескивание и т. п. Смолы и эфирные масла в значительной степени устраняют эти недостатки и придают краскам очень ценные свойства, необходимые для сохранения

произведений живописи.

Смолы предохраняют живопись от вредного действия воздуха, влаги, пыли, газов и других факторов, разрушающих картину. Они способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность.

Смоло-масляные краски позволяют художнику достичь чрезвычайной глубины, свежести колорита, прозрачности, яркости, чистоты. Произведения, исполненные смоло-масляными красками будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.

Смолы ускоряют высыхание красок, в зависимости, конечно, от природы качества смолы, введенной в состав связующего. При тонкослойной манере письма через 5—7 часов поверхность делается годной для восприятия уже следующего красочного слоя (если краски перед нанесением на картину смешивались с лаками для живописи).

Равномерное и нормальное высыхание красок весьма необходимо, особенно при повторных прописках, лессировках и т. п. В присутствии смол высыхание красок идет быстро и равномерно по всей толще слоя в глубину, тогда как масло образует сверху пленку и оставляет длительное время нижележащие слои в полужидком состоянии.

Живопись со смолами даже в местах, писанных корпусно, затвердевает в более короткий срок.

Эфирные масла и смолы придают эластичность красочной пленке и вследствие образования твердого слоя после улетучивания разбавителей предотвращают изменение объема и сморщивание масел при высыхании.

Сжатие связующего есть одна из основных причин образования трещин и сморщивания красочного слоя.

Указанные свойства присущи не всем смолам и не в одинаковой мере, поэтому приготовление связующего красок и лаков требует дополнительных операций, в целях облагораживания и приспособления их к требованиям живописи.

Остановимся теперь на характеристике основных свойств. отдельных видов смол, применяемых в живописи.

Мастикс.

Начиная с XII века, мастикс широко применяется художниками.

В прошлом из этой смолы готовили масляные лаки, носившие название белых лаков в отличие от Лаков, получаемых из янтаря, копала и сандарака, имевших темный цвет и сильную окраску. Художники и поныне охотно применяют мастикс и положительно отзываются о его качествах.

Художественные масляные краски в тюбиках представляют собою краски, стертые на льняном масле в присутствии мягких смол — мастика и даммары ,— которые никогда сильно не затвердевают в противоположность копалам.

Мастике придает краскам прозрачность и обусловливает удобство в употреблении в смысле наносимости, он незначительно желтеет в противоположность масляным лакам. Репин и Коровин, по устным свидетельствам своих учеников, пользовались мастичным лаком на высококачественном скипидаре. При добывании смолу сортируют, так как не все партии имеют одинаковые свойства (так, например, температура плавления различных образцов колеблется от 60 до 100° С). По цвету смола бывает светлой и сильно окрашенной.

Существует мнение, что лаки с мастиксом сильно желтеют. Опыты, проделанные нами, показывают, что накраски цинковых белил с 15% мастикса (к количеству связующего), при испытании их в течение пяти лет, очень немного пожелтели. Считать это явление присущим всем сортам мастикса пока еще нельзя. Во всяком случае мастике дает небольшую желтизну и не нарушает сильно оптических свойств картины. Мастике содержит в своем составе 42% свободных смоляных кислот при кислотном числе 65—80.

Эту смолу нельзя отнести к разряду нейтральных смол, так как присутствие такого количества свободных кислот при определенных обстоятельствах может привести к химическому взаимодействию их с пигментами.

Состав мастикса изучен, имеется эмпирическая формула смоляных кислот, но свойства этих кислот и их поведение в смеси с отдельными компонентами краски, еще недостаточно изучены, поэтому на практике при неумелом приготовлении и употреблении связующего на основе мастикса могут быть неприятности в виде пожелтения и растрескивания красочного слоя.

Из отечественных смол очень близки к мастиксу по своим свойствам, вернее, представляют собой разновидность этого же типа веществ — фисташковые смолы. Большие заросли фисташковых деревьев находятся в Туркменской, Узбекской, Таджикской ССР, а также в Крыму (район Алушты), Азербайджане и Грузии.

Смолы эти могут быть получены в виде бальзама с твердыми наплывами зеленовато-желтого цвета. По предварительным данным, смолы имеют следующие показатели: температура плавления 59—67° С (твердой части);

кислотное число 56—60; содержание эфирных масел—15%.

Фисташковые смолы растворяются в растительных маслах и скипидаре.

Испытание фисташковой смолы в накрасках с маслом и пигментами показало, что в этих случаях она не уступает мастиксу.

Отечественная фисташковая смола, безусловно, может с успехом применяться в живописи вместо импортного мастикса.

Даммара.

Даммара применяется в живописи с конца XIX века. Смола эта служит для приготовления лаков для живописи, покровных лаков и вводится в состав связующих веществ масляных красок.

Смола имеет следующие основные показатели: кислотное число 30—50, температура плавления 85—120° С.

Низкое кислотное число, средняя температура плавления и прозрачность являются положительными свойствами смолы. Даммара имеет и недостатки, ограничивающие ее использование в живописи. Одним из таких недостатков является гигроскопичность смолы, в результате чего краски, в которые введена даммара, тускнеют, теряют прозрачность и иногда на картине даже появляются пятна.

Некоторые авторы рекомендуют для устранения этого недостатка вводить в лак абсолютный спирт, но, как известно, спирт жадно поглощает влагу и через некоторое время этот дефект вновь регенерируется.

При травильной работе и умелом введении смол в краски (не выше 12% по отношению к связующему) указанные отрицательные стороны могут быть значительно ослаблены.

Копал

Смола копал добывается из земли, где она находится в виде кусков различной величины (до 40 кг) и цвета — от светложелтого до коричневого. Ископаемые смолы — копалы образовались под влиянием длительного воздействия на них многих факторов давления, температуры, влаги и т. п., в результате чего они обладают высокой температурой плавления, твердостью и сравнительно незначительной изменяемостью. Наибольшую ценность имеют те copтa копалов, которые обладают твердостью, чистотой и почти бесцветны или слегка окрашены. Эти смолы частично (не полностью) растворяются в органических растворителях. Копалы принято различать не по их свойствам, а по месту происхождения. Копалы в маслах не растворяются. Для приготовления масляных лаков смолу плавят при температуре 300—380° С до потери в весе 35—45%, после чего смола соединяется с маслом.

Копаловыми лаками художники пользуются с XVII века добавляя его к масляным краскам для придания твердости прочности и стойкости красочному слою живописи

Янтарь.

Янтарь относится к группе твердых смол с высокой температурой плавления (270—330°). Эта ископаемая смола очень ценна по своим техническим свойствам. Большинство рецептов приготовления масляных лаков для живописи у нас

в России (XVII—XVIII век) составлены с применением янтаря.

Встречается янтарь на побережье Балтийского моря, по бассейнам рек Днепра, Немана и Вислы. Месторождения янтаря известны с древних времен. Янтарь находится в виде блестящих или матовых кусков различной формы и величины (до 10 кг), цвета—от светложелтого до темно-коричневого.

Основные константы янтаря следующие: кислотное число 14—97, число омыления 87—140. Растворимость в обычных органических растворителях частичная.

Для приготовления художественных лаков используются лучшие сорта смолы (крупные, прозрачные куски светложелтого цвета).

Перед приготовлением янтарного лака смолу очищают от посторонних примесей, затем подвергают сухой перегонке при температуре 300—380° С с потерей до 50% своего веса, после

чего смола приобретает свойства соединяться с растительными маслами. Янтарный лак считается высококачественным лаком для

живописи, — он придает красочному слою прочность и крепость.

Сандарак

Сандарак в виде бальзама вытекает из хвойных деревьев, быстро отвердевая на поверхности коры. Смола средней твердости находится в виде круглых или длинных зерен, от светложелтого до красноватого оттенков. В спирте (90—93°) и ацетоне растворяется полностью, в скипидаре и уайт-спирите — частично, в масле — только при повышенной температуре.

Основные константы сандарака следующие: кислотное число 95—174, число омыления 145—185 температура плавления 135—150° С.

В производстве масляных лаков для живописи используются самые лучшие сорта, т. е. прозрачные и почти бесцветные зерна. Перед употреблением смолу предварительно освобождают от примесей посредством промывания ее сначала водой, а затем спиртом с последующей сушкой до полного удаления влаги, так как последняя придает помутнение лаку.

Масляные и спиртовые лаки из сандарака часто употребляли художники XV— XVIII веков.

В нашей стране можжевеловая смола может полностью заменить сандарак, так как она по своим основным свойствам очень близка к сандараку.

Ферула

Из отечественных смол с низким кислотным числом особенный интерес представляет смола ферула.

Ферула добывается подсочкой стеблей и корневых утолщений многолетних травяных растений, произрастающих в большом количестве в Туркестане и Таджикистане.

Смолы имеют следующие показатели:

Кислотное Температура число

плавления

Ферула гальбанифлюа…………..17,317,3 58—67° С

бадракема 8,7 55—64°С

коканика 16 52—60° С

иошкеана 11,5 50—61°С

Значительный выход смолы с куста (до 50 г) и сравнительно нетрудная заготовка,

обусловливают успех в добыче ценного сырья. Низкое кислотное число и очень

незначительная окраска тоже являются положительными свойствами этих смол.

Копайский бальзам.

Копайский бальзам начал применяться с XVIII века крупными мастерами живописи и получил распространение среди большою круга художников. Химический состав копайского бальзама мало изучен. В числе смоляных кислот он имеет одну кристаллизирующую кислоту и два резиноподобных вещества с кислотным числом 55— 90, в зависимости от процентного содержания эфирных масел.

Проф. Петрушевский указывает, что копайский бальзам придает краскам блеск и прозрачность.

К числу положительных свойств копайского бальзама надо отнести его высокую клеящую силу с образованием эластичной и прочной пленки, хорошо защищающей картину от внешних воздействий.

В присутствии бальзама масляные краски равномерно высыхают по всей толще слоя; следует, однако, указать, что без смягчителя бальзам дает хрупкую трескающуюся пленку.

Сибирский пихтовый бальзам

СССР располагает 50 млн. га елово-пихтовых насаждений. Из них основные массивы расположены на Урале и в Сибири.

Бальзам имеет следующие константы: кислотное число 82—90, число омыления 142.

Пихтовая живица хорошо растворяется в растворителях, наиболее употребляемых в живописи (скипидаре, ксилоле и др.). Подробные испытания покровного лака из сибирской пихтовой живицы, проведенные при резких переменах температуры, влажности, при темноте и пыли показали вполне удовлетворительные качества в смысле его клеящих свойств, быстроты высыхания, стойкости на влажность и перемену температуры, способности регенерации и возможности удаления его при надобности.

Наблюдается некоторое потемнение лака, но не больше, чем в тех же условиях мастичного.

На основании имеющихся результатов можно сказать, что пихтовый сибирский бальзам очень близок канадскому бальзаму и может быть использован для приготовления покровных лаков и лакомасляных художественных красок.

Страсбургский терпентин

Эта смола уже несколько веков известна художникам. Добывается она из пихт, произрастающих в Западной Европе (Abies Pictinata). По своим основным свойствам близок к канадскому и сибирскому бальзамам.

Страсбургский терпентин имеет слабую зеленовато-желтую окраску. Он также ускоряет высыхание красок и придает им прозрачность. Его константы: кислотное число 78—86, удельный вес 1,12.

Венецианский терпентин.

Венецианский терпентин широко был распространен еще в глубокой древности и использовался живописцами в качестве связующего красок и как покровный лак. В настоящее время он почти не применяется. Идентичного заменителя ему пока не найдено, так как терпентин обладает весьма высокими качествами, прозрачен, бесцветен, способствует нормальному просыханию красок и может употребляться как связующее художественных красок и как лак для ретуши и, покровный для картин. Его константы: кислотное число 68—71,5, число омыления 128—145.

Из отечественных терпентинов обращают на себя внимание ойротский, дальневосточный и вяземский. Наиболее светлый из них ойротский терпентин.

Терпентины добываются из лиственницы.

Основные константы их следующие:

Кислотное число Число омыления Содержание эфирных масел в%%

Ойротский 76,8 91,6 22,6

Дальневосточный 84,4 121,6 11,0

Вяземский 83,8 114,9 19,2

Все эти виды терпентина обладают полной растворимостью в органических растворителях (скипидар, бензол, спирт, горячее льняное масло и т. п.). Лишь ойротский терпентин дает в спирте частичную растворимость.

При испытаниях отечественных терпентинов в покровных лаках и связующем художественных красок не замечено никаких отрицательных свойств.

Искусственные смолы

Недостатком большинства естественных смол является высокая кислотность (30— 200) и отсутствие необходимой эластичности, которая присуща синтетическим смолам. Кроме того смолы — копал, янтарь и другие — темнеют при изготовлении лаков, поэтому не могут применяться в светлых красках.

Некоторые синтетические смолы обладают почти полной бесцветностью, светостойкостью, твердостью и эластичностью. К этой группе смол относятся акриловые, которые отличаются еще и химической стойкостью. Акриловые смолы (сополимеры) являются продуктами полимеризации акриловой и метакриловой кислот и их производных.

В настоящее время имеется ряд других светостойких синтетических смол, из них: сополимеры метилакрилата с хлорвинилом, меламиновые, циклогексановые, полистирольные и другие, которые после соответствующей обработки могут также представить интерес для живописи.

Применение могут найти глифталевые смолы, приготовленные на малеиновом ангидриде

Глава 9. Разбавители

Разбавителями называют жидкие вещества, хорошо растворяющие смолы и масла (связующие вещества) и вводимые в красочную пасту для снижения вязкости.

В качестве разжижителей густых паст художественных красок и как растворители смол и масел в приготовлении лаков для живописи применяются эфирные масла.

Эфирные масла широко используются в парфюмерии благодаря их приятному запаху, а также в медицине и технике Они легче воды и не растворимы в ней, летучи. Эфирные масла получаются перегонкой с водяным паром или извлечением спиртом и эфиром из цветов, листьев и семян растений и смол хвойных деревьев, отличающихся сильным запахом.

Эфирные масла обыкновенно бесцветны или слегка желтоваты, хорошо растворяются в спирте, бензоле или уайт-спирите, ксилоле и жирных маслах.

Из числа химических свойств эфирных масел следует отметить их легкую окисляемость кислородом воздуха. При действии воздуха и более энергичных окислителей происходит почти полное осмоление эфирных масел вследствие присутствия в их молекулах двойных связей.

Как и из каких веществ образуются эфирные масла в растениях, пока еще не выяснено. Видимо, они связаны со смолами, — эти последние образуются за счет окисления эфирных масел.

Содержание эфирных масел в растениях сильно варьирует и изменяется от 20% до сотых долей процента.

При обыкновенной температуре эфирные масла представляют жидкости. Температура кипения эфирных масел колеблется в достаточно широких пределах, но вообще масла перегоняются от 140 до 260°. В прошлом художники иногда предварительно растирали свои краски со скипидаром и потом уже на палитре смешивали их с каким-либо связующим веществом густой консистенции.

При употреблении эфирных масел, состоящих главным образом из пинена, высыхание красок значительно ускоряется за счет поглощения кислорода и окисления эфирных масел. Медленно улетучивающиеся эфирные масла, состоящие из компонентов с высокой температурой кипения, задерживают высыхание растительных масел, но способствуют более равномерному и спокойному образованию твердого слоя краски.

При правильном подборе состава и количества эфирных масел, а также в зависимости от характера пигментов и связующего вещества можно достигнуть по желанию ценных качеств художественной масляной краски.

Почти все эфирные масла смешиваются с жирными маслами и являются прекрасными растворителями природных смол. Свойства эфирных масел настолько подходят для этого, что ни один растворитель не может быть с ним сравним.

Эфирные масла обладают способностью легко проникать в нижележащие слои масляных красок. Это свойство эфирных масел весьма ценно, особенно в том случае, если письмо продолжается после длительного перерыва и уже образовавшегося твердого и плотного красочного слоя.

Кроме того для разжижения густых красок, приготовляемых на сгущенных маслах, требуется добавление жидких разбавителей, — в этом случае целесообразно применять эфирные масла.

Также целесообразно, чтобы не перегружать пасту жирными маслами, вводить в краски испаряющиеся эфирные масла, имеющие в этом отношении лишь временное назначение. Введение эфирных масел, медленно улетучивающихся, повышает эластичность красочного слоя.

Из эфирных масел наибольшее применение имеют: русский скипидар, французский скипидар, спиковое масло, лавендуловое, гвоздичное, розмариновое, эфирные масла копайского канадского и сибирского бальзамов, а также терпентины.

Многие эфирные масла склонны к полимеризации с образованием высококипящих, не способных перегоняться смолистых веществ. Легко протекают эти процессы в условиях повышенной температуры, действия кислорода воздуха, света, влаги, кислой среды и других различных катализаторов.

Скипидар претерпевает изменения под влиянием окиси алюминия, находящегося во многих пигментах — синем кобальте, крапплаке, природных земляных и др.

Пинен, составляющий главную составную часть почти всех эфирных масел, дает с серой сернистые соединения, конденсирующиеся в смолу. Присутствие серы в свободном состоянии не исключено в кадмиевых красках, ультрамарине и киновари. Во влажном воздухе пинен образует кристаллический продукт — собрелол, часто покрывающий наружные стенки стеклянных бутылок со скипидаром. В живописи надо пользоваться только качественным скипидаром, полученным из бальзама хвойных посредством перегонки.

После долгого хранения, особенно в открытом виде, скипидар следует вновь ректифицировать.

Пинен и нопинен, внося кислород воздуха в связующее краски, ускоряют ее высыхание и играют гомогенизирующую роль, благодаря чему красочный слой приобретает эластичность и отвердевает по всей толще.

При употреблении сгущенного скипидара, сильно окисленного на воздухе, происходит потемнение красок, а при введении избыточного количества скипидара в масляные краски получается матовый вид живописи и часто прожухание масляных красок, нанесенных на полотно. Поэтому скипидар требует к себе большого внимания как со стороны предприятий, производящих его, так и со стороны художников-потребителей.

В СССР производятся три вида скипидаров: живичный, или бальзамовый, получаемый посредством перегонки продуктов подсочки сосны и ели; осмольный, или пневый, получаемый перегонкой или экстрагированием; печной — при сухой перегонке смолья.

Живичный, или бальзамовый, скипидар, выпускающийся заводом под названием «разбавитель № З», наиболее ценный и выше качеством других видов скипидара.

Он наиболее богат пиненом, состав его более или менее постоянен, в отличие от скипидаров 2-й и 3-й групп.

Главной особенностью наших скипидаров является способность их вследствие присутствия карена чрезвычайно интенсивно окисляться, — этим наш скипидар выгодно отличается от французского, что очень ценно при использовании его в масляной живописи.

Лавендуловое масло, добываемое у нас в Крыму, — часто бесцветно, иногда слегка желтоватое или желто-зеленое, приятного запаха.

Лавендуловое масло содержит преимущественно терпен с высокой температурой кипения — выше 200° С и по составу эфирных масел мало устойчивых к щелочам (могут быть расщеплены щелочами на составные части).

При отсутствии в своем составе пинена лавендуловое масло может быть отнесено к вещес 1 вам, задерживающим высыхание масляных красок.

Спиковое масло

Желтоватая жидкость с камфарным запахом. Температура кипения 160—260° С, состоит из камфары, борнеола, камфена, пинена, терпинела, цинеола (10%), линалоола и гераниола. Борнеол, несмотря на высокую температуру кипения, при обыкновенной температуре летуч. Терпинеол неустойчив на свету и воздухе, цинеол очень устойчив. Камфара благодаря близости температуры плавления и высокого молекулярного веса легко поддается возгонке, отчего лак частично теряет блеск.

Борнеол при окислении превращается в камфару. Кавказское и крымское спиковое масло имеют следующий состав:

камфары 20,9—25%, цинеола 56,2—58,9%.

По качеству спиковое масло считается ниже лавендулового и применяется преимущественно теми из художников, которые избегают запаха скипидара.

Спиковое масло не испаряется так скоро и полностью, поэтому для живописи оно оказывается более ценным. Некоторые предприятия по производству художественных красок выпускают целую серию связующих веществ со спиковым маслом.

Розмариновое масло

Розмариновое масло, добываемое в Крыму, имеет следующий состав: пинена 30%; камфена 20%; цинеола 10%; камфоры 7%; борнеола 18,8%; сесквитерпена 8%.

По свойствам розмариновое масло приближается к бальзамному скипидару и к спиковому маслу.

Пихтовое масло

Фракция эфирного масла сибирского пихтового бальзама с температурой кипения 155—164° С, составляющая почти 50% масла, содержит l пинен, l камфен и нопинен, т.е. вещества, обладающие сильными окисляющими свойствами, которые могут быть использованы в живописи как разбавители красок и растворители масел и смол.

При употреблении эфирного масла в целом высыхание красок происходит равномерно по всей толще красочного слоя, но медленнее, с образованием более эластичной пленки, обеспечивающей лучшую сохраняемость произведений изобразительного искусства. Покрытие лаком, приготовленным из сибирского пихтового бальзама со скипидаром, оказывает смягчающее действие и при образовании пленки на поверхности картины.

Кроме эфирных масел хорошими разбавителями являются уайт-спирит и ксилол.

Уайт-спирит

Сорт бензина, специально изготовляется для производства лаков (удельный вес 0,77, температура кипения = 140—150° С).

Получается при перегонке нефти, представляет собой фракцию перегона между бензином и керосином. Бесцветная жидкость, обладает способностью растворять связующее масляных красок и не так быстро испаряется, что имеет положительное значение для художественных красок.

Ксилол

Ксилол получается из каменноугольной смолы, прозрачная и бесцветная, не смешивающаяся с водой жидкость слабого запаха, хорошо растворяет смолы, масла и др. и применяется в качестве разбавителя масляных красок.

Температура кипения ксилола—138—142° С, удельный вес — 0,857.

Из этого краткого обзора свойств и видов эфирных масел можно заключить, что СССР обладает многообразнейшей флорой с богатейшими ресурсами высококачественных эфирных масел, не уступающих по своим свойствам лучшим сортам эфирных масел, выпускаемых предприятиями Западной Европы.

Советские химики успешно разрешили ряд сложных проблем в тонкой технологии производства отечественных естественных и синтетических эфирных масел, художники теперь получили возможность широко использовать их в живописи.

Глава 10. Лаки для живописи

Лаки для живописи имеют различное назначение и применяются с целью:

Разбавления густой консистенции красочной пасты. Увеличения твердости и эластичности красочных слоев. Придания живописи прозрачности.

Увеличения клеящей силы и укрепления связи между слоями.

Сохранения объема красочных слоев. Предохранения живописи от вредного влияния влаги, воздуха, газов и других вредящих живописи факторов. Восстановления картин, имеющих разрушения в виде трещин, сседания, потемнения и отслаивания красочного слоя.

В соответствии с указанным назначением в производстве изготовляют лаки как связующее для художественных красок, для ретуши, покровные и разжижители.

Лаки для живописи и связующие художественных красок составляют наиболее сложную часть технологии живописных материалов.

Нам неизвестно, какие изменения претерпевают смолы, жирные масла, эфирные масла и т. п. в процессе высыхания красок, так как при этом образуются соединения очень сложного состава, совершенно отличающиеся от первоначально взятых веществ.

Связующее вещество представляет собой состав коллоидного характера с множеством зависимостей, обусловленных присутствием веществ, различных по составу, свойствам, почти не поддающихся анализу и исследованию.

При изготовлении связующего необходимо учитывать возможность активного взаимодействия между собой его отдельных частей — масла, смол, воска, эфирных масел, а также влияния пигментов, иногда вредно отражающихся на качестве красочного слоя.

Плохой лак и связующее часто приводят живопись к разрушению: растрескиванию, пожуханию, ослаблению адгезии и отслаиванию красок. Наиболее распространенным видом лака для живописи, обеспечивающим хорошую сохранность картинам, является масляный лак, высокие качества и свойства которого находятся в прямой зависимости от природы смолы и способов приготовления лака.

Несмотря на то, что в далеком прошлом существовали примитивные способы приготовления лаков, в основном рецептура зиждилась на правильных практических представлениях о взаимодействии веществ и их изменении под влиянием различных факторов и технологического режима. Мастера также имели полную и глубокую осведомленность в тех конечных технических условиях и свойствах, которым должен удовлетворять лак для живописи.

При варке лаков часто вводили сиккативы: свинцовые — в виде свинцовых белил, сурика и глета; марганцевый — умбру; железный — пережженный серный колчедан; цинковый — цинковый купорос; кальциевый — известь.

Известно, что металлы как катализаторы оказывают влияние на ускорение процесса высыхания массы и по силе действия располагаются в ряд в убывающем порядке: кобальт, марганец, свинец, никель, медь, железо, кадмий, хром, цинк, стронций, барий, кальций, магний, алюминий и олово.

Лучшими считаются сиккативы, которые быстрее сушат, дают светлое масло и образуют твердую и эластичную пленку. Хорошими сиккативами являются кобальтовые, свинцовые и марганцевые. Для живописи можно рекомендовать кобальтовые. Цинковые и кальциевые сиккативы употребляются в тех случаях, когда пленке надо придать твердость и блеск, кроме того известь усиливает сушащие свойства металлов.

Цинковые и кальциевые сиккативы очень мало употребляются, ввиду того, что они самостоятельно в незначительной степени ускоряют высыхание красок.

Раньше имело место приготовление лака с применением камеди (гуммиарабика), так, например, в 1 часть расплавленного гуммиарабика вливалось 2 части горячего масла и уваривалось до густой консистенции на 1/3 первоначального объема.

Лаки на камеди употребляли как покровные и как клей для наклейки холста на дерево.

Живопись, покрытая этим лаком, полагают, была блестяща и прочна. Очень редко камедь в небольшом количестве вводили при варке лаков для живописи.

Известно, что камеди не растворяются в масле, но посредством термической обработки и

в присутствии кислотных веществ происходит частичное соединение групп углевода с жирными кислотами и с образованием сложных эфиров смоляных веществ.

Кроме того камедь и масло при варке, уменьшаясь в объеме на 1/3, сильно полимеризуется.

Все это дает основание считать получение масло - гуммиарабикового лака вполне возможным.

В состав масляных лаков очень часто вводили смолу — сандарак.

Масло обычно употребляли льняное или ореховое в различных количественных соотношениях со смолами, например, 3 части масла с 1 частью смолы.

Масло для лаков предварительно прогревали и отбеливали на солнце, а затем совместно со смолой и добавкой отбеливающих и сушащих веществ варили на огне.

После варки лак фильтровали и дополнительно подвергали отбелке и частичной полимеризации лака на солнце.

Для получения лака, сохнущего в тени, брали равными количествами сандарак и спиковое масло, кипятили до полного растворения смолы в масле и теплым лакировали.

В последнем случае вместо медленно сохнущих растительных жирных масел применялись эфирные масла.

При варке лака широко применялось введение различных добавок: чеснока, лука, обрезков рябины, сухой тертой березовой коры, опилок пиниевого дерева; стекла, хрусталя; поваренной соли, магнезии, квасцов и винного камня; воды; золы костяной или щелока; сиккатива; пемзы или корки ржаного хлеба.

За исключением сиккативов — свинцовых белил, цинкового купороса, извести, охры, умбры, сернистого железа и других, многие добавки не имею г решающего значения, но, однако, оказывают при варке влияние на качество лака и придают ему дополнительные положительные свойства, например, вода свертывает слизи растительных масел. Корка ржаною хлеба, чеснок, лук, обрезки рябины, опилки пиниевого дерева и березовая кора при повышенной температуре обугливаются и как адсорбенты отбеливают масло.

Но главное эти добавки, в том числе еще квасцы и известь, имеют значение как антиоксиданты, т.е. вещества, задерживающие окисление масла.

Практика подтверждает, что если масло полимеризовать в токе углекислоты, без доступа воздуха, то масло почти не темнеет и сохнет равномерно по всей толще с образованием поверхностной пленки к концу высыхания.

При введении добавок трудно определить, чему отдать предпочтение — стеклу или хрусталю, чесноку или луку, обрезкам рябины или березовой коре, опилкам пиниевого дерева или корке ржаного хлеба.

Жженые квасцы и магнезия обезвоживают масло, щелок и поваренная соль до некоторой степени рафинируют его.

В общем надо признать, что некоторые добавки вполне целесообразны и безусловно улучшают свойства масла.

Для приготовления лаков применяют ореховое, льняное или конопляное масла и смолы сандарак, мастике, венецианский терпентин и другие, иногда берется группа смол с добавлением сиккатива. Все это подвергается термической обработке до полного растворения смолы в масле, и по окончании варки лак разбавляется растворителем до нужной консистенции, большей частью спиковым маслом, скипидаром или нефтяной фракцией.

При варке лака на огне происходит частичная полимеризация масла, улучшающая качество пленки (придает твердость, блеск и т. п.).

Хороший по качеству лак получается при соединении высыхающего льняного масла, копалового лака и лака мастикс.

Достоинство этого состава состоит в том, что значительное количество льняного масла защищает от растрескивания, копал дает твердость и защищает мастикс от изменения, последний же ослабляет хрупкость копала, таким образом в этом составе отдельные вещества взаимно улучшают качество связующего в целом.

При смешении с красками необходимо избегать избыточного количества копалового лака, чтобы не вызвать растрескивания красочного слоя.

Мастичный лак приготовляется на очищенном скипидаре и имеет применение и в качестве лака для живописи, и как покровный лак.

Кристаллак, или даммарный, получается растворением смол в скипидаре.

На предприятиях лакокрасочной промышленности СССР связующее для художественных красок составляют из льняного и орехового масел, небольшого процента смол (мастикс или даммара) и воска.

Художник Рыбников рекомендует следующий рецепт лака для живописи.

Благородного терпентинного масла—45—50%.

Лакового керосина—25—30%

Масла льняного уплотненного—10—15%.

Мастичного концентрированного лака—1—2%

Для замедления просыхания добавить 1—2% касторового масла. Значительно сложнее технология производства копаловых лаков. Копаловый лак представляет собой масляно-скипидарный раствор смолы копал.

Растворение копала в льняном масле происходит только тогда, когда значительное количество смолы подвергается разложению с выделением газов, водяных паров, кислот и эфирных масел.

Полное растворение копала в масле происходит при потере летучих не менее 45% (в зависимости от сорта смолы), иначе копал при варке с маслом выпадает в виде «клецек».

Плавка копала ведется при температуре 280—300° С до тех пор, пока проба, взятая из реактора, не дает свертывания смолы при нагревании с маслом.

В расплавленный копал, если проба дала положительный результат, вливают нагретое (до температуры 200° С) отбеленное льняное масло небольшими дозами.

Состав копалового лака (в весовых частях):

Копала (неплавленого) 3 части

Льняного масла (отбеленого) 5 частей

Скипидара до получения лака вязкости в 50 сек.—1 мин (по вискозиметру).

Технические условия на копаловый лак для живописи следующий:

Вязкость 55 сек. — 1 мин. Цветность не более 250 млг. Прозрачность

полная. Высыхание на стекле не более 24 часов

Лаки покровные

Покровные лаки для картин представляют собой растворы природных смол твердых или мягких, преимущественно мастикса, даммары или пихтового бальзама в очищенном живичном скипидаре, в отдельных фракциях нефти и других органических растворителях.

Лаки служат для предохранения живописи от различных химических и физико-химических воздействий газов, кислорода воздуха, пыли, кислот и других факторов, преждевременно разрушающих картины.

Картинные лаки должны давать тонкую, твердую, прозрачную, эластичную и скоро высыхающую пленку и вместе с тем легко удаляемую с поверхности картины при реставрации или для нанесения нового лакового покрытия.

Рецептура и технология приготовления покровных лаков в основном однородна.

Некоторое различие имеется в количественных соотношениях смолы и растворителя в характере смягчителей.

Ленинградский завод художественных красок выпускает покровные лаки — даммарный и мастичный.

Мастичный лак

Состав: мастикса — 30 частей, скипидара — 70 частей. Смола мастикс растворяется в ректифицированном скипидаре при обыкновенной температуре и постоянном перемешивании. Полученный раствор мастикса в скипидаре фильтруется через фильтр.

Мастичный лак обладает следующими свойствами

Цвет по йоднной шкале Удельный вес при 20'С Смольность в % Вязкость в секундах Высыхание пленки на стекле в мин. Прозрачность

0,5-!,5 0,910-0,925 28-37 10-20 15-20 Полная

Для мастичного лака приняты следующие технические условия. Цве<

Наши рекомендации