Что такое искусство? Виды искусства

Искусство как особая форма общественного сознания представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Оно зародилось в глубокой древности и сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы, но всегда запечатлевая окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека. Искусство является средством активного формирования мировоззрения и нравственности человека.

Из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей разных эпох, стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории.

Живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец, театр, кино представляют собой различные виды искусства. Литература – это вид искусства, отражающий жизнь посредством слова; живопись – с помощью красок, карандаша и т.п.; музыка – это жизнь, отраженная в звуках; скульптура – «музыка, застывшая в камне», мраморе, бронзе и т.д.; хореография – искусство танца; архитектура – это строительное искусство; кино, театр – это синтез литературы, музыки, изобразительного искусства.

Искусство не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче и чище человеческую душу. Через искусство стремился человек выразить собственные представления о мире, который его окружает, в искусстве искал воплощение своих чаяний и мечты, стремился излить свои страдания и прославить красоту, достоинство и героизм. Вся материальная и духовная история человечества воплотилась в тех художественных образах, которые сменяли друг друга в искусстве на протяжении тысячелетий. Искусство доставляет человеку много радости, учит видеть в жизни и в людях и прекрасное, и безобразное, помогает познавать жизнь в прошлом и настоящем, мечтать о лучшем будущем.

Искусство – память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, воскрешает прошлое, делает человека соучастником событий давно минувших и нынешних. Память прошлого, его непреходящие ценности помогают лучше понять сегодняшнюю жизнь.

Не забывайте же о благотворном влиянии искусства. Стремитесь к общению с ним, оно порадует вас, вдохнет в вас силы, бодрость, стремление к прекрасному,

к совершенству. Помните, воспитание вкуса, чувства меры, любви к искусству – работа нелегкая, но благодарная.

(По Н.Дмитриевой, В.Топоркову)

Задание 5. Найдите в словаре значения следующих слов:

искусство летопись

воспроизведение представление

образ (художественный) черпать

древность облик

запечатлеть зодчий

Задание 6. Обратите внимание на оформление в русском языке интернациональных слов и терминов, уточните их значения по словарю:

синтез театр

эпоха литература

архитектура хореография

скульптура кино

Задание 7. Ответьте на вопросы к тексту:

- Что представляет собой искусство?

- Какие виды искусства выделяются?

- Какими свойствами обладает искусство?

- Чему учит человека искусство?

- Почему говорят, что искусство – память народа?

Задание 8. Определите, из каких слов состоят сложные слова:

мировоззрение, летопись, живопись, тысячелетие, благотворный, благодарный

Задание 9. Определите по контексту значения выделенных слов.

В искусстве люди искали воплощение своих чаяний.

Искусство учит видеть в жизни и в людях и прекрасное, и безобразное.

Задание 10. Найдите в тексте нужную информацию и закончите предложения.

Литература – это вид искусства, …

Живопись есть …

Музыка – это жизнь, …

Скульптура – вид искусства, …

Хореография – искусство …

Кино, это синтез …

Как можно сказать иначе?

Задания для СРСП

1.Прочитайте текст. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

Наука и искусство

На протяжении многих веков наука и искусство идут рядом, хотя представители обеих сред с неизменным постоянством дискутируют, чего же между ними больше: общего или разного? Казалось бы, общего — ничего. У прагматичной науки совсем не те задачи, методы и объекты внимания, что у возвышенного искусства. Тем не менее, в тех или иных выражениях лучшие таланты разных поколений сходились в том, что науку и искусство объединяет особая роль, которая отведена им в обществе.

Искусство неповторимо. Один и тот же пейзаж таланты видят по-разному, одни и те же ноты гении исполняют своеобразно. В истории искусства огромное количество имён, без которых само искусство представить невозможно. То, что создали Микеланджело или Пушкин, не могло быть создано кем-либо другим. В науке же картина несколько иная: не было бы

Эйнштейна, теория относительности рано или поздно всё равно была бы открыта. Но это не означает, что наука мало зависит от имени. Кто знает, каким был бы сегодня научный мир, если бы не было Ньютона или Ломоносова.

И даже на различия можно смотреть по-разному. От искусства, которое отражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своем функционировании, нельзя. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука играет важнейшую роль во всех отраслях жизни человека, но отражает мир в его объективном состоянии. Нет никакого сомнения, что искусству отведена особая роль в жизни человечества. Именно оно является основным инструментом создания и сохранения бесконечных форм нашего сознания. Искусство как особая форма общественного сознания представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство и науку объединяет в первую очередь то, что и учёные, и деятели искусств являются творческими единицами. Наука и искусство позволяют думать и мечтать, кто думает и мечтает, того не лишить свободы.

2. Выделите абзац, несущий в себе основную идею текста. Аргументируйте свой ответ, используя сложноподчиненные предложения.

3.Составьте предложения со словосочетаниями:

научный мир, художественный образ, эмоционально – чувственное восприятие.

4. Составьте вопросы к тексту.

5.Дайте характеристику следующих предложений.

Тем не менее, в тех или иных выражениях лучшие таланты разных поколений сходились в том, что науку и искусство объединяет особая роль, которая отведена им в обществе.

Один и тот же пейзаж таланты видят по-разному, одни и те же ноты гении исполняют своеобразно.

6. Составьте план текста. Передайте содержание текста по плану.

Задания для СРС

Устное выступление на тему «Искусство в жизни человека».

Наши рекомендации