Развитие гончарного искусства в русле религии ислама.

Секреты изготовления керамики были известны ещё с древности. Ранние изделия для хозяйственного использования производились из глины с последующим обжигом, имели матовую поверхность и выполняли исключительно практическую функцию. Для придания декоративных свойств мастера украшали свои изделия рельефным орнаментом. Такую посуду производили и использовали на протяжении многих веков, несмотря на появление богатого разнообразия декора.

Характерной особенностью мусульманского искусства является преобладание декоративного начала: абстрактный декор (часто геометрического характера) и отсутствие изображений живых существ. Исключение составляли книжная миниатюра и керамика, так как запрет на изображение живых существ относился в основном к местам отправления культа, что было связано со страхом возрождения идолопоклонства.

Искусству арабов свойственна ярко выраженная декоративность, она является основой образности живописи и искусства узора. Как известно, арабеска - традиционный узор, изобретенный арабскими мастерами. Сложность общего мотива узора дополняется тонко разработанными деталями, нередко в узор «вплетены» надписи на арабском языке. Отличительной особенностью арабески является возможность покрывать сплошным ковром всю поверхность, однако такая кажущаяся виртуозность - лишь первое впечатление, узор основан на точном расчете, оживленном фантазией художника.

Искусство керамики практиковалось на Ближнем Востоке с самых ранних времен, и ближневосточные техники подглазурной и надглазурной росписи до сих пор находятся на высоком уровне.

Ассирийцы в древности изобрели метод выделения рисунков коричневой обводкой и затем процарапыванием контура, чтобы предупредить слияние глазурей разного цвета. Этот метод получил особенно широкое распространение у керамистов Сасанидского Ирана, великолепно вычерченные рисунки которых выделяются на фоне, обычно окрашенном тонким слоем кобальтовой синей или марганцевой пурпурной глазури.

В произведениях древнеперсидского прикладного искусства чувствуется большая свобода, пластичность , если мастера были не связаны с официальными требованиями.

Первые керамические предметы, наи?денные на территории Ирана, относятся к VIII тыс. до н. э. и керамика заняла особое место в культуре Ирана. С однои? стороны, она является весьма привычным предметом, с другои? - сакральным оберегом, соединявшим в себе элементы скульптуры (важна была форма сосуда) и живописи (росписи). Одна из характерных особенностеи? керамики - ее повсеместное употребление. Она является неотъемлемои? частью интерьера как жилых, так и культовых сооружении?. Керамические предметы присутствуют в мечетях в виде курильницы для благовонии?, изразца, украшающего михраб, а также в домах совершенно разного достатка: это могли быть плошка для риса или изысканныи? кальян.

В мотивах росписей отражалась эволюция представлении? о мироздании. Традиции ее использования связаны с представлениями о добром и злом началах, о духах, взаимодеи?ствующих с миром людеи?. Это был единыи? организм, все части которого связаны между собои? (от изготовления до применения). Сложившиеся каноны были необходимы для творчества традиционных мастеров и помогли гончарам создать устои?чивые образцы формы и росписи сосудов. Вместе с тем чужие образы и традиции, привнесенные различными историческими событиями в художественную систему керамики Ирана, не оставались неизменными: они приобрели неповторимыи? национальныи? облик, зачастую более волнующии? и зрелыи?, чем породившие его иноземные образы. Вероятно именно способность воспринять и трансформировать образы, поступающие извне, характеризуют особенность Иранской культуры.

В VII-VIII веках художественные ремесла Халифата (это государство занимало территорию от Пиренейского полуострова до Индии; правление династии Омейядов с центром в Дамаске и правление Аббасидов со столицей в Багдаде) достигли высокого уровня. Особенного внимания заслуживает люстровая посуда. Также важно отметить быструю эволюцию от фигурных изображений к орнаментальным (центр находился в Самарре), а орнамент выполнялся черным по белому или черным по красному.

Центрами производства керамики в XII-XIII веках были Кашан, Рей и Верамин. Мастера предпочитали растительный и эпиграфический орнамент. Однако известна керамика из Рей, изображающая сцены поэтических произведений.

В XIII веке по всему Ближнему Востоку получил распространение особый тип тонкой глазури яркого черного или лазуритового цвета. В этих изделиях искусство линейного рисунка сочеталось с хорошим чувством цвета. На многих образцах в дополнение к чисто декоративным мотивам присутствуют несколько причудливые, коренастые фигурки, исполненные с большой живостью. Гончары рассчитывали не только на эффекты глазури. Они прекрасно чувствовали, какие формы лучше всего подходят к их материалам, и избегали рисунков, которые изначально предназначались для изделий из металла. Мастера учитывали, что использование глазури и определенных цветов может зрительно изменить пропорции сосуда. Их интерес к исследованию глазурей и влияния добавок различных материалов на их окраску и свойства был столь велик, что все новые открытия тщательно фиксировались и передавались следующим поколениям.

Еще две важные черты мусульманского искусства: тяга к красочности и стремление избежать пустоты, что диктовало мастеру заполнять орнаментом всю имеющуюсю поверхность.

Чуть позже я укажу на связь мусульманского и китайского искусства. Мусульмане часто охотно прибегали к опыту мастеров подвластных стран, что легко объясняет византийское и даже эллинистическое влияние на искусство ислама. Керамика Ближнего Востока продолжила традиции производства изразцов, однако отличалась китайским влиянием и плоскостным рисунком. мусульманский роспись керамика орнамент

Период расцвета иранской керамики начался в Х в. Характерны красивые белые сосуды, на сырую и абсорбирующую поверхность которых наносились кобальтовые, пурпурные, зеленые и бирюзовые рисунки с растительными и зооморфными мотивами, обычно очерченные черными и коричневыми контурами. Все лучшие иранские изделия были покрыты толстой прозрачной глазурью, которая подчеркивала яркость красок.

Постоянно совершенствуя своё мастерство, ремесленники сначала стали добавлять свинец в свои керамические изделия, а затем и изготавливать свинцовую глазурь. С VII века широкое распространение получили монохромные эмали.

Небо, Земля, Воздух, Вода в окружении пятого элемента Солнца образуют цветовую и тематическую ассоциацию данной коллекции. Самая сказочная, чарующая, таинственная коллекция тканей, напоминающая о тепле и чудесах теплых африканских стран. Рисунки на тканях воссоздают марокканскую вышивку, которая через века сохранила собственный стиль, монументальность художественных решений, строгость и лаконизм цвета, энергетический заряд динамичных форм.

Марракеш — не просто чудо многоликого Востока, не просто завораживающий стиль интерьера, но в первую очередь это город-ассоциация.

Марракеш (второе название Красный город) с момента своего основания в 1062 году быстро превратился в культовое место, в котором мусульманские традиции перемешивались с религиозной подчиненностью всех сфер жизни. Бесчисленные туристические паствы брели по серпантинным узким улочкам Марракеша в целях разгадки сокровищницы древностей. Словно изобилующая традициями лагуна, государство Марракеш почти 10 веков притягивает искушенных и избалованных жителей земли к марракешской медине.

Свет для народов ислама — это сакральный источник мудрости и жизненной силы. И не случайно приоритетным цветом Марракеша избран оттенок терракота, максимально удерживающий световой диапазон. Палитра стиля Marrakech — буйство и гармония одновременно.

Гиацинтовые, с сочными оттенками охры, индиго, а также с нежными матовыми тонами розовой воды, офитовые цвета (зеленоватого мрамора), цвет мадженты (ярко-красный), циановый (сине-зеленый), национальный цвет «шамуб» (от фран. «верблюд» — рыже-коричневый) образуют цветовую гамму Marrakech. Зеленый — цвет религии, который напрямую связан с родом Пророка Мухаммеда. Именно по этой причине купол мечети «Масджид ар-Расул», находящейся в Медине, имеет зеленый цвет. Популярный, уравновешивающий яркость и смелость оттенков — цвет шафран подчеркнет благородство и уют интерьера.

Теплые пряные тона, такие как цвет корицы, кари, паприки ассоциируются с песочными барханами. Синий, особенно когда он используется в оформлении дверей или ставней, по марокканским приданиям, охраняет от злых духов. Аквамариновый или цвет виардо передают стихийность и непредсказуемость морской волны.

Необычно сильное влияние оказала на эстетику оформления мусульманской керамики гончарное искусство Китая. В погоне за рецептами китайского фарфора мастера пытались создать белую глиняную массу. Для этого в рецептах использовалась закись олова. Но в результате этого была получена полива белого цвета, которую использовали в качестве эмали для покрытия посуды.

В VIII веке на территории Ирака мастера в попытках создания эффекта золота и серебра изобрели новую технику глянцевой аппретуры или люстра. Эта техника предполагала использование окиси серебра или меди в смеси с глиной и кислотами. В результате обжига на керамических изделиях оставался тонкий слой металла.

Рассвет исламской керамики как искусства начался в эпоху мусульманского Золотого века и особенно проявился в архитектуре. Это время интенсивного развития науки и культуры в рамках Арабского халифата. Именно в этот период окончательно сформировались характерные черты и утвердились традиции искусства керамики в странах ислама.

Архитектурная керамикастран мусульманского мира.

Архитектурная керамика взяла своё начало в мусульманской части Испании и впервые использовалась в виде черепицы, а затем уже перешла на фасады зданий и во внутреннюю отделку. Со своим появлением облицовочная керамика стала неотъемлемым декоративным элементом убранства мечетей. Именно мечети способствовали обретению керамикой характерных религиозных черт.

Стены мечетей украшались изразцами звездообразной и крестообразной формы. Из них выкладывались сложные геометрические узоры подобные тканым коврам. Именно в керамическом декоре родился узор «арабеска», состоящий из пятиконечных или шестиконечных звёзд и геометрических фигур.

Также довольно часто использовался растительный орнамент. Роспись по керамике характеризовалась наличием множества деталей и тщательной прорисовкой чётких линий. Из разноцветной керамики выполнялись также панели и фризы, расписанные строками из Корана.

Одним из выдающихся памятников исламской архитектуры и изразцового искусства является знаменитая Голубая мечеть в Стамбуле. Её декор выполнен из более 20 000 изразцов с традиционными узорами. Изразцы ручной работы были выполнены на фабриках Изника, славившихся уникальным мастерством в производстве керамики.

Неразрывно с религиозным миром ислама связано сооружение величественных некрополей. Ещё в древнем Египте для погребения знати сооружались «города мёртвых», на территории которых возводились храмы. Керамическая мозаика и изразцы в украшении гробниц, мавзолеев и других построек в местах захоронений использовались довольно часто. Некрополь Шахи-Зинда один из величайших архитектурных ансамблей воплощающих соприкосновение мира живых и царства усопших.

Что же касается светского использования керамики, то без её изысканности и шика нельзя представить архитектуру восточных дворцов. Светская жизнь мусульман настолько переплетена с религиозной, что исламские традиционные элементы из религиозных построек переходят и в жилые помещения. Достаточно взглянуть на испано-мавританские алькасары, резиденции халифов, султанов и королей арабского халифата, Египта и Сирии и другие величественные постройки мусульманских стран.

Декоративная и архитектурная керамика мусульманских стран – особое искусство, тесно связанное с религиозными устоями.

Изделия из глины до сих пор широко применяется в хозяйстве, а также для украшения домов, общественных зданий и религиозных построек в странах ислама. Мастерство художников-керамистов на протяжении веков совершенствовалось, но по-прежнему осталось в рамках устоев и традиций, в результате чего искусство керамики мусульманских стран, как и прежде, исключительно и самобытно.

Питательной средой для развития керамического дела в 13 веке послужили византийские и особенно сельджукские традиции. Сельджуки оставили после себя богатое наследие в виде уникальных изразцов, изготавливавшихся в период расцвета империи. Стиль этого периода называют “руми”. Изначально стиль Руми зародился в Риме, в византийских техниках росписи керамики, которые переняли сельджуки, называвшие себя Руми (Римские сельджуки). Этот стиль характеризуют пышные, стилизованные формы листьев и бутонов.

Керамическая отделка средневековья во многих мусульманских странах сохранилась и по-прежнему радует своей яркостью и разнообразием. Архитектурные памятниками стали настоящими музеями искусства керамики. С мусульманской керамикой разного периода многовековой истории можно ознакомиться в Музее исламской керамики в Каире, в Музее керамики имени Гонсалеса Марти в Валенсии, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Государственном музее Востока в Москве и в других уголках мира.

1.2. Специфика и технологические особенности формообразования и росписи керамики Исламского Востока

В исламе, в отличие от других мировых религий, очень прочно закрепились определенные взгляды и табу на изобразительное искусство. Коран запрещает изображать людей, животных и других живых существ, дабы не впадать в идолопоклонство.

Поэтому в художественном творчестве разных мусульманских народов орнаментальные композиции состоят в основном из чередующихся геометрических и стилизованных мотивов и не включают в композицию человека.

Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном - кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика - это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий - матовая с красноватым оттенком.

Исламский орнамент в силу своей уникальности получил название арабеска.

Обычно узор, состоящий из растительных и геометрических фрагментов, сплошным ковром покрывает архитектурные памятники, предметы бытового обихода и даже ткани. Иногда даже создается ощущение, что исламские художники «боятся» пустого пространства и стремятся как можно полнее заполнить поверхность расписываемого предмета.

Любая точка в орнаменте может быть рассмотрена как самостоятельный элемент и центр композиции. А если бесконечно повторяющийся фрагмент искусство обрамить рамкой, то он будет выглядеть как законченная композиция. Таким образом, стремящийся в бесконечность гирих, символизирует бесконечность и целостность самого мира.

Растительный же орнамент, ислими, напротив, более свободен и произволен, чем геометрические узоры в исламском орнаменте. В нем можно проследить центр композиции, боковые связки и симметрические расхождения в разные стороны.

Керамические изделия изготавливались из хорошо обработанной светлой глины, дававшей при обжиге в большинстве случаев хрупкий и пористый черепок розового или кремового тона. Подготовленное изделие покрывали ангобом – раствором белой глины, осаждавшейся на изделии после того, как впитывалась вода. Роспись выполняли жидкими красками. Чтобы четче выделить рисунок его обводили черным, реже – темно-зеленым или синим контуром. Красками обычно служили окислы металлов, дававшие при обжиге различные тона: окись кобальта – синий, окись марганца – фиолетово-коричневатый, окись меди – бирюзовый и зеленый, окись железа – красный и т.д. Черный тон достигался сажевой краской, замешанной на каком-либо растворе органического происхождения. В Турции предпочитали особые градации и соотношения отдельных тонов. Чтобы закрепить краски и придать изделию прочность, водонепроницаемость и красивый внешний вид, после нанесения рисунка оно покрывалось глазурью.
В отличие от прочей ближневосточной керамики турецким изделиям свойственно применение очень прочной свинцовой бесцветной глазури с мягким, ровным блеском, лежавшим после обжига плотным слоем, не дававшим трещин.

С середины 16 в. палитра изникских мастеров обогащается еще двумя тонами, не применявшимися ранее – ярко-зеленым и ярко-красным. Впервые красный цвет появляется на изразцах стамбульской мечети Сулеймание и на лампе, предназначавшейся для этой мечети. Сочный красный цвет был впервые использован персидскими художниками, поневоле вынужденными жить в Изнике. Секрет изготовления был однако унесен ими в могилу. И сегодня это одна из наиболее сложно изготавливаемых красок.

Наряду с орнаментикой не последнюю роль в декоре турецкой керамики играли элементы эпиграфики. Входя в сложные композиции, надписи были тем необходимым компонентом, который порой «оживлял» ту или иную орнаментальную схему. Надписи выполнялись двумя почерками – куфическим – с прямыми, четкими, угловатыми очертаниями букв и «насхом» - с буквами более округлыми. В отличие от керамики Ирана содержание надписей на турецких изделиях носило почти исключительно религиозный характер: изречения из корана, имена бога, Мухаммеда, четырех первых халифов и т.д.

Способ украшения – расположение узора и его составных частей – во многом диктовался формой и назначением керамических изделий. Самой распространенной композицией был «цветущий куст» или «букет»: на дне у края круга помещался пучок зеленых продолговатых листьев, из которых как бы вырастали цветущие ветки. Так же центральное место отводилось большому изогнутому листу, вокруг которого группируются остальные ветви. Излюбленными были и композиции с большой розеткой в центре, с медальонами и картушами, обращенными к центру, со спиральной веткой, занимающей все пространство круга.

Специфическая трактовка отличает исполнение почти каждого растительного мотива в турецкой орнаментике. Так тюльпаны изображались с двумя или тремя заостренными лепестками, с пятнышками, полосками. Цветок гвоздики принимал очертания веера лепестков, выходящих из одной чашечки. Розу изображали как бы увиденной сверху и сбоку, с лепестками, находящими друг на друга. Все особенности декора изникских изделий сводятся к одной основной черте, позволяющей отличать их от других образцов ближневосточной керамики: при традиционной плоскостной трактовке и стилизации отдельных деталей узора – общая реалистическая трактовка сюжета. В этом отношении турецкая керамика превосходит керамические изделия соседнего Ирана. Они далеки от полных жизни и движения сюжетов турецких изделий.

В 16 веке на изделиях также все чаще появляются изображения живых существ и людей. На кружках, вазах, чашах рисуют зайцев, ланей, оленей, собак, барсов, львов, уток, павлинов и других птиц, рыб, а также фантастические существа – «пери» и драконов. Изображения животных характерны для всего Ближнего Востока, дракона – следует связывать с отголосками сельджукского искусства. Появление фигурных сюжетов на изникской керамике данного периода говорит о том, что мусульманская религия не могла полностью подавить свободу творчества художников.

Разнообразие декоративного оформления изникской керамики тесно связано и с другими видами турецкого искусства. Так в керамическом деле заимствовались формы изделий из бронзы, меди и серебра. Связь керамики с другими видами художественного ремесла заметна непосредственно и в способах декорирования. Характерная для всего искусства Турции яркая, красочная гамма чистых тонов, где преобладает белый, синий, голубой и красный цвета, неотделима от оформления керамических изделий. Почти все виды орнамента, начиная с «китайских облаков» и кончая растительными мотивами, были свойственны и тканям, и коврам, и керамике.

В 17 веке новшеством в декоративном убранстве керамики становится золочение. Оно выполнялось путем наложения или нанесения на глазурованную поверхность тонкого слоя связующего раствора с мелко растертым золотом и предполагало последующий обжиг.

Стилизация живых форм, которые напрямую были запрещены к изображению, привела к тому, что реальные фигуры потеряли свой первоначальный облик и стали выглядеть абстрактными фигурами. Керамическая посуда, сосуды для вина и воды покрывались богатым ковром роскошных цветов, извивающихся побегов, мифических животных.

В исламских орнаментах отражалась не только идеология официального вероучения, но и воспроизводились древнейшие символы.

Во многих декоративных орнаментах исследователи находят отголоски древнеиранских верований. Но мифологические представления древних арабских племен различались. И поэтому одно и то же языческое божество могло называться своим именем, обладать разным обликом и выполнять разные функции.

В древнем Иране художники использовали образы грифонов и львов, изображения орла, собаки и прочих живых существ. Арабы украшали предметы росписью с изображениями фантастических деревьев, водных источников и колодцев, камней, символизирующих духов или местных богов.

Грифоны представляли собой фантастическое существо с головой, крыльями и когтями орла и с телом льва. Грифоны символизировали власть над воздухом и землей.

Образ льва символизировал божественную власть и мощь, солнце и огонь. Со львом арабы отождествляют уничтожение зла в исламе.
Изображение птицы (чаще всего орла) считалось благоприятным знаком. Орлы отождествлялись с отвагой, победой, властью, величием, господством.

Образ птицы симурга означал вещую птицу.

Нередко в исламском орнаменте аллегорически изображались знаки зодиака, семи планет и Луны, различные дворцовые, охотничьи и жанровые сцены. Именно образ Луны в виде полумесяца, соединенный со звездой, является ныне символом ислама и означает господство и могущество Аллаха.

Первой исламской керамикой была люстровая керамика (lusterware). Ее изготовление считается одним из самых трудно контролируемых процессов, и характерной чертой являлась роспись поверх обожженной глазури люстром - пигментом, с состав которого входили оксиды и соли металлов: золота, серебра, платины и др.

При обжиге, при ограниченном доступе кислорода в печь, металлы в составе окислов восстанавливались, и керамика приобретала характерный металлический блеск. Есть версия, что изобретение люстра связано с запретом ислама пользоваться посудой, в которую добавлены чистые металлы - золото и серебро.

Её изобрели в Ираке в период династии Аббасидов в конце VIII - начале IX веков, однако еще в VII веке люстер был "опробован" на египетском стекле. Наивысший расцвет эта керамика получила в Испании в испано-мавританской майолике XIII-XV вв.

До XIII века изображения людей и животных на нерелигиозных объектах были дозволены. Позже, шииты сохранили эту традицию, сунниты отвергли.

Распространение ислама на обширных территориях Среднего и Ближнего Востока, позднее в Средней Азии, Египте и странах Магриба способствовало развитию многоликого, но также имеющего общие черты стиля исламской керамики.

Она возникла на благодатной основе персидской и ближневосточной майолики, которая уже к IX в. обрела свои классические черты — изделия из красножгущейся глины, покрытые глухой белой глазурью и декорированные цветными глазурями или надглазурным декором. Вероятно, персидские, арабские и среднеазиатские мастера первыми использовали тесные связи с Китаем, обогащая свои оригинальные приемы декорирования китайскими новшествами.

Избегая неприемлемых для ортодоксального ислама декоров с изображениями людей и зверей, они разработали широкую гамму растительных и геометрических узоров, доведя их до совершенства.

Арабская вязь из изречений Корана превратилась в тончайший узор, каллиграфические надписи стали элементом декора архитектурных сооружений и затейливым рисунком на посуде. Изобретение надглазурных препаратов — медного и серебряного люстра, появление подглазурной кобальтовой росписи ознаменовали новый период в декорировании керамики.

Кобальтовая подглазурная роспись быстро стала одним из основных способов декорирования от Китая до Пиренейского полуострова, так как оксид кобальта, дающий глубокий синий цвет, оказался весьма устойчив к высоким температурам. В печах арабского Востока к XII в. была достигнута температура обжига майолики 1200 °С, в китайских печах этого времени температура обжига фарфора превышала 1350 °С.

Конечно, переход к многоцветной майолике, богато декорированной росписью, произошел далеко не сразу. Долгое время в архитектурных облицовках мечетей преобладала терракота с узорами, выполненными резчиками, но с появлением цветных глухих глазурей купола и фасады храмов покрылись мозаикой, составленной из фигурных вырезанных глазурованных плиток, затем, начиная с XII в., — расписными плитками. Стали знаменитыми многоцветные изразцы из мастерских города Изника.

Основой восточной майолики являлись такие материалы, как кашан и персидский фаянс, изготовляемые из сильно закварцованных масс, нередко с добавлением специально сваренной фритты. Наряду с ганчем (отожженной природной смесью глины с гипсом, применяемой для оштукатуривания и создания декоративных элементов) в архитектуре, чеканной медью в посуде майолика стала непременным атрибутом восточного стиля жизни.

В XVI в. иранский шах Аббас I пригласил китайских гончаров в свою Исфахан. Стоит заметить, множество китайских изделий изготавливалось специально на иранский рынок. В результате появился некий смешанный персидско-китайский стиль. Однако, в результате влияния китайского искусства на местные стили, многие из них резко ухудшились, а некоторые, в том числе и древний прием обводки фигур и узоров коричневыми и черными контурами, полностью исчезли. Однако специфически иранские формы оставались неизменными; по-прежнему производились длинногорлые бутылки для шербета, глубокие чаши для риса, кальяны, кувшины с длинными носиками. Что касается сюжетов, то китайское искусство обогащает иранскую керамику новыми зооморфными мотивами (фениксы и драконы).

В XI веке турки-сельджуки образовали на части территории Малой Азии Конийский султанат. В начале сельджуки многое заимствовали из развиного искусства Ирана и Византии, так как активно привлекали к созданию предметов искусства иностранных мастеров.

Уже к XVII веку возрастает могущество Турции. Самые ранние турецкие фаянсовые изделия относятся к XV веку, а в XVI веке керамическое искусство достигает своего расцвета с центром в Изнике. Разнообразие форм поражает: изразцы, чаши, кувшины, светильники. Фаянсовые изделия украшены кушическими надписями и крупными цветами. Цветы вообще являются характерной чертой турецкой керамики: розы, гвоздики, тюльпаны, цветок граната, пионы, маки и кипарисовые вещи. Цветы повторяют форму блюд, которые в свою очередь характеризуются богатой полихромией (с XVI века). Из Изника производство смещается в Дамаск, что характеризуется сменой основной гаммы (исчезновение яркого красного цвета, преобладание синего).

Особенность турецкой керамики проявляется в цветовой гамме. Расцветка турецких изделий отличалась от иранских в том, что значительно чаще применялись оттенки красного. Узоры турецкого фаянса тяготеют к орнаментальности, однако искусно натуроподобны. Турецкие мастера выявляли декоративную поверхность изделий, орнамент лишен светотени, цветовые пятна, формирующие узор, сбалансированы, сам рисунок лаконичен и лишен деталей. В любом цветке выявлен прежде всего силуэт и изящная, плавная форма. Мастера создавали орнамент, не цветочный натюрморт, впечатление прекрасной реальности.

Выводы по I главе.

В выводе стоит сказать, что искусство керамики наравне с ткачеством и искусством торевтики - основные направления декоративно-прикладного мусульманского искусства. Так как запрет на изображение антропоморфных сюжетов не так строго соблюдался, в поздних образцах фаянсовых изделий (в широком смысле фаянсами насывают все поливные изделия из керамики) встречаются изображения мужских и женских фигур, в типаже которых преобладает монгольский тип лица (керамика Минаи). Однако наибольшее распространение получили орнаментальные сюжеты и растительные мотивы, что позволило подчеркнуть стремление арабских мастеров исключить пустоту из пространства изделия, соблюсти цветовой и композиционный баланс и вывести чистый силуэт, воспроизводя форму цветов.

Наши рекомендации