Программа курса «Я - исследователь»

Исследование – 10 занятий

Мои проекты – 23 занятия

Всего – 33 занятия

Ожидаемые результаты:

- Освоение первичных навыков проведения самостоятельных исследований.

- Учащиеся знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.

- Учащиеся с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за учащимися и с помощью разработанных методик. (Приложение №1)

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы:«Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Литература:

1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.

4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.

5. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.

6. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.

7. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.

8. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2.

9. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.

Приложение №1

Методика №1. Желание детей участвовать в исследовательской работе.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Класс ____________ Дата ____________________________________________

Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование: _____________________________________________________________________________________

А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:

_____________________________________________________________________________________

По какой теме ты бы хотел провести исследование? ________________________________________

Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.

Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:

¡ Гипотеза исследования

¡ Составление плана работы

¡ Цель и задачи исследования

¡ Защита исследовательской работы

¡ Выбор темы исследования

¡ Отбор способов сбора информации по теме исследования

Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке исследований.

Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.

¡ Подумать самостоятельно

¡ Прочитать в книгах

¡ Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)

¡ Просмотреть кино- и телефильмы

¡ Обратиться к компьютеру

¡ Понаблюдать

¡ Провести эксперимент

Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.

При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.

Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:

Приятным Разнообразным Интересным Желательным Легким Нужным Беспокойным Простым Непонятным Полезным   Неприятным Однообразным Скучным Нежелательным Трудным Ненужным Спокойным Сложным Понятным Бесполезным  

Я - исследователь

ПЛАНИРОВАНИЕ

Часа

Дата Тема урока Кол-во часов Тип урока (форма и вид деят-ти уч-ся, форма занятий) Элементы содержания. Цели урока. Требования к уровню подготовки уч-ся (результат)
1, 2   Что такое исследование? Беседа   Знакомство с новым предметом, новыми понятиями. Развитие наблюдательности, речи, аналитического мышления. Знать, что такое исследование. Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения.
3, 4   Как задавать вопросы? Тренинг Практикум по тренировке умений задавать вопросы.
  Методика проведения самостоятельных исследований. Тренинг Формировать умение отбирать нужный материал, работать в коллективе. Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования.
  Коллективная игра – исследование. Тренинг
  Учимся выделять главное и второстепенное. Практикум Формировать умение выделять главное и второстепенное из собранного материала. Развивать логическое мышление, умение обобщать. Знакомство с понятием «схема». Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой.
  Как делать схемы? Практикум
9, 10   Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность). Семинар Обобщение знаний учащихся по теме «Исследование». Развитие речи, мышления. Формирование умения работать в коллективе. Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования.
11-12   Одежда Проектная деятельность · развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества – становление социально-активной личности; · воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию. · развитие умения работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); · развитие речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог; стремление вникать в смысл названия предметов; · развитие логического мышления, стремления вникать в смысл названия предметов, делать выводы; · привитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Знать, что такое исследование. Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения. Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования. Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой. Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования, представлять результаты своей работы.
13-15   Игры и игрушки. Проектная деятельность
16-18   Шахматы. Проектная деятельность
19-20   Удивительная ягода брусника. Проектная деятельность
21-23   Любимое число Проектная деятельность
24-27   Алфавит Проектная деятельность
28-30   Загадки, считалки, скороговорки Проектная деятельность
31-33   Волшебное оригами  
Согласовано заместитель директора по УВР Чайковская Н. В. «___» ____________ 2011 г. Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29» августа 2011 г. Утверждаю Директор МАОУ СОШ №41 города Тюмени ______________О. В. Живодёрова  

РАБОЧАЯ Программа

Курса

«творческая мастерская юных волшебников»

Проектная деятельность

Класс

Учебный год

Составитель

Чайковская Н. В.,

Наши рекомендации