Перечень умений и навыков по учебному предмету «окружающий мир (развитие речи)».

ЯЗЫКОВЫЕ

Знание и употребление видовых и родовых понятий (пройденных в течении года).

Умение образовывать по аналогии существительные при помощи суффиксов, определенных программой.

Умение составить 3-5-словное предложение по модели.

Умение в самостоятельной речи согласовывать подлежащее со сказуемым в роде, числе, лице; согласовывать существительное с притяжательным местоимением.

Умение практического употребления в самостоятельной речи падежных форм имен существительных единственного числа.

Навык правильного употребления простых предложно-падежных конструкций при осознанном конструировании высказывания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Понимание и употребление высказываний, выражающих просьбу, поручение, приказание.

Понимание обращенных вопросов и умение отвечать па них кратко или полно.

Умение самостоятельно сформулировать вопрос бытового содержания.

Умение целенаправленно слушать небольшой текст.

Умение последовательно пересказать содержание знакомого текста (с помощью учителя, с опорой на иллюстрацию, серию картинок и т.д.).

Умение составить небольшой рассказ повествовательного характера с помощью учителя (с опорой па серию картинок, по аналогии, по собственным впечатлениям).

Тематическое планирование

1 дополнительный класс (99 часов)

№№ Кол-во часов Тема Предметные результаты Метапредметные результаты
1-16 Наш класс. Наша школа Название предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие. Умение выслушивать вопрос и отвечать полными ответами.умение строить элементарный диалог на заданную тему. Умение строить простой описательный рассказ по образцу и заданной теме. Уточнение пространственных представлений :наверху, внизу, впереди, сзади. Составление простых распространенных предложений по схеме, образцу Понимание фактологии простых описательных и повествовательных текстов, ответы на вопросы Усвоение правил поведения и общения.
Здравствуй, школа
Давайте знакомиться
Учебные предметы
Цвет, форма, величина
В школе
Пришкольный участок
Оборудование школы
Работники школы
Дни недели. Расписание уроков
Режим дня. Правила личной гигиены
Ты и твое тело.
Как ты познаешь мир
В столовой
В спальне
В игровой комнате
Уголок природы в школе.
17-31 Осень Различение сходных предметов по существенным признакам, Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами "-ик", -"ек", «-к": столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.п.). Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и З-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои. Умение сравнивать объекты по образцу и заданному плану. Выделение общей части у ряда слов (корень, суффикс, приставка, окончание). Взаимосвязь между формой слова и его значением (формирование грамматических обобщений). Умение строить бытовые диалоги. Ролевые игры. Описание животных по картинке и образцу. Умение понимать тексты прозаические и стихотворные, выделять коннотативное значение в тексте.
Признаки осени в неживой природе
Признаки осени в живой природе
19-20 Деревья и кустарники
Охрана окружающей среды
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке
Ягоды
Фрукты
Овощи
В магазине
На рынке
28-29 Домашние птицы
30-31 Домашние животные
32-41 Наш город – наше село Понимание и употребление в разговорной речи предлоговВ, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение. Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом). Пространственные отношения, указывающие направление движения, перемещение предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос кудà? (положил в парту, на парту, под парту).   Понимание фактологии и смысла рассказов относительно большей протяженности без опоры на собственный опыт. Самостоятельное составление рассказов по образцу и данному плану. Пересказ текстов с опорой на серии картин Пространственные понятия: справа, слева.ориентация на схеме и/или карте. Освоение формул вежливого обращения. Синонимия предложений
Добро пожаловать
Как пройти?
Город или село?
«Окна разинув, стоят магазины…»
Город, в котором мы живем. Село, в котором мы живем.
Где находится школа.
На улице
Правила дорожного движения
40-41 Транспорт
42-56 Зима Понимание и употребление в разговорной речи признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). Понимание текстов, содержащих метафоры. Навыки классификации на вербальном уровне (выделение четвертого лишнего в ряду слов).
42-44 Признаки зимы
45-46 Зимний лес. Зимой на реке.
47-48 Дикие животные зимой
49-50 Птицы зимой
51-52 Праздник елки
Зимняя одежда и обувь
54-55 Зимние развлечения
Труд зимой в городе и селе.
57-70   Моя семья. Наш дом. Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот). Местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогомВ, НА и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где? Усвоение значений предлогов. Умение различать их между собой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на вопросы где? и куда? Основы письменной коммуникации: письмо, поздравительная открытка, телеграмма, СМС сообщение. Расширение набора коммуникативных сценариев. Составление текстов-описаний человека по образцу и представлениям
57-59 Я и моя семья
60-61 Здравствуйте! Это я!
62-64 Домашний адрес
65-66 День рождения
67-68 Правила поведения в гостях и дома
Восьмое марта
«Все работы хороши – выбирай на вкус!»
71- 81   Весна Понимание и употребление в разговорной речи признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). Принадлежность предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У( у мамы, у Пети). Отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги). Орудия или средства действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой) Адресата действия: существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете).   Практические упражнения в выборе слов, наиболее точно отражающих семантику высказывания.
71-72 Признаки весны в неживой природе
73-74 Признаки весны в живой природе
75-76 Дикие животные весной
77-78 Птицы весной
Растения весной
Весна в поле
Труд людей весной
82-87 Родная страна Признаки действия наречие (Вова пишет красиво). Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени. Формирование чувства гордости за свою страну.
Моя Родная страна – Россия
Столица России – Москва
Флаг России
Герб России
Гимн России
Эмблема родного города
88-97 Лето Расширение словарного запаса по тематике. Практическое знакомство с наречиями. Обобщающие понятия: насекомые, рыбы. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? Что будет делать? со временем действия. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.   Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 - 3 картины) «Развитие речи (окружающий мир)» и умения передать их содержание при помощи учителя. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.
88-89 Сезонные изменения в природе
Летние цветы
91-92 Насекомые
Лес летом
94-95 Летом на реке
96-97 Развлечения детей летом
98-99 Обобщение    

Первый класс (99часов)





№№ Кол-во часов Тема Предметные результаты Метапредметные результаты
1-16 Наш класс. Наша школа Расширение словарного запаса по теме «Наш класс. Наша школа». Уточнение названий фор и цветов, обобщающие понятия: мебель, учебные принадлежности, игрушки, посуда, профессии, дни недели, постельное белье, одежда, комнатные растения. Уточнения понимания и употребления множественного числа имен существительных и глаголов; родительного падежа единственного и множественного числа, винительного падежа. Практический навык согласования имен прилагательных с именами существительными в роде и числе, глаголов прошедшего времени и имен существительных (личных местоимений) в числе и роде. Закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с предлогами: с, из, на, в. Умение выслушивать вопрос и отвечать полными ответами.умение строить элементарный диалог на заданную тему. Умение строить простой описательный рассказ по образцу и заданной теме. Уточнение пространственных представлений :наверху, внизу, впереди, сзади. Составление простых распространенных предложений по схеме, образцу Понимание фактологии простых описательных и повествовательных текстов, ответы на вопросы Усвоение правил поведения и общения.
Здравствуй, школа
Давайте знакомиться
Учебные предметы
Цвет, форма, величина
В школе
Пришкольный участок
Оборудование школы
Работники школы
Дни недели. Расписание уроков
Режим дня. Правила личной гигиены
Ты и твое тело.
Как ты познаешь мир
В столовой
В спальне
В игровой комнате
Уголок природы в школе.
17-31 Осень Расширение словарного запаса по тематике. Формирование обобщающих понятий: осенние месяцы, лиственные деревья, ягоды, фрукты, овощи, домашние животные. Образование уменьшительных форм имен существительных, образование имен прилагательных от имен существительных (суффиксальный способ словообразования). Образование имен существительных в творительном падеже, множественном числе. Практический навык подбора антонимов Умение сравнивать объекты по образцу и заданному плану. Выделение общей части у ряда слов (корень, суффикс, приставка, окончание). Взаимосвязь между формой слова и его значением (формирование грамматических обобщений). Умение строить бытовые диалоги. Ролевые игры. Описание животных по картинке и образцу. Умение понимать тексты прозаические и стихотворные, выделять коннотативное значение в тексте.
Признаки осени в неживой природе
Признаки осени в живой природе
19-20 Деревья и кустарники
Охрана окружающей среды
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке
Ягоды
Фрукты
Овощи
В магазине
На рынке
28-29 Домашние птицы
30-31 Домашние животные
32-41 Наш город – наше село Расширение словарного запаса по тематике. Знакомство с переносным значением слова (толкование пословиц и поговорок). Практическое знакомство с системой склонения личных и притяжательных местоимений. Согласование притяжательных местоимений с именами существительными в роде, числе и падеже; личных местоимений с глаголами настоящего времени в лице и числе. Освоение предложно-падежных конструкций с предлогами: за, перед, около, рядом с Практическое освоение сравнительной степени имен прилагательных Понимание фактологии и смысла рассказов относительно большей протяженности без опоры на собственный опыт. Самостоятельное составление рассказов по образцу и данному плану. Пересказ текстов с опорой на серии картин Пространственные понятия: справа, слева.ориентация на схеме и/или карте. Освоение формул вежливого обращения. Синонимия предложений
Добро пожаловать
Как пройти?
Город или село?
«Окна разинув, стоят магазины…»
Город, в котором мы живем. Село, в котором мы живем.
Где находится школа.
На улице
Правила дорожного движения
40-41 Транспорт
42-56 Зима Расширение словарного запаса. Образование сложных слов (складывание корневых морфем). Обобщающие понятия: хвойные деревья; дикие животные, птицы Практическое освоение понятия «синонимия слов». Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений по порам. Понимание текстов, содержащих метафоры. Навыки классификации на вербальном уровне (выделение четвертого лишнего в ряду слов.
42-44 Признаки зимы
45-46 Зимний лес. Зимой на реке.
47-48 Дикие животные зимой
49-50 Птицы зимой
51-52 Праздник елки
Зимняя одежда и обувь
54-55 Зимние развлечения
Труд зимой в городе и селе.
57-70   Моя семья. Наш дом. Расширение словарного запаса по тематике. Понятие об именах, отчествах и фамилиях людей. Основы письменной коммуникации: письмо, поздравительная открытка, телеграмма, СМС сообщение. Расширение набора коммуникативных сценариев. Составление текстов-описаний человека по образцу и представлениям
57-59 Я и моя семья
60-61 Здравствуйте! Это я!
62-64 Домашний адрес
65-66 День рождения
67-68 Правила поведения в гостях и дома
Восьмое марта
«Все работы хороши – выбирай на вкус!»
71- 81   Весна Расширение словарного запаса по тематике. Образование названий взрослых и детенышей животных. Расширение набора пространственных предлогов. Обобщающие понятия: цветы, кустарники. Подбор антонимов и синонимов по речевому образцу. Практические упражнения в выборе слов, наиболее точно отражающих семантику высказывания.
71-72 Признаки весны в неживой природе
73-74 Признаки весны в живой природе
75-76 Дикие животные весной
77-78 Птицы весной
Растения весной
Весна в поле
Труд людей весной
82-87 Родная страна Расширение словарного запаса по тематике. Знакомство с лексикой с обобщенным абстрактным значением. Формирование чувства гордости за свою страну.
Моя Родная страна – Россия
Столица России – Москва
Флаг России
Герб России
Гимн России
Эмблема родного города
88-97 Лето Расширение словарного запаса по тематике. Практическое знакомство с наречиями. Обобщающие понятия: насекомые.рыбы  
88-89 Сезонные изменения в природе
Летние цветы
91-92 Насекомые
Лес летом
94-95 Летом на реке
96-97 Развлечения детей летом
98-99 Обобщение    

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наши рекомендации