Результаты освоения курса окружающего мира

Личностные результаты:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные резултаты:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Универсальные учебные действия:

Обучающиеся должны знать:

— как оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

— как объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

— как самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

— как в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Обучающиеся должны уметь:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

— перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать предметы и их образы;

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(для начальной ступени образования)

Содержание курса

Раздел «Что и кто?» (20 ч).

Раздел «Как, откуда и куда?» (13 ч).

Раздел «Где и когда?» (11 ч).

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч).

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка (национальные, региональные, этнокультурные особенности).

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.

Содержание коррекционной работы

Формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование знаний о человеке. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.

Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учебе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью. Развитие речи обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.


Наши рекомендации

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
Тема урока (элементы содержания) Требования к уровню подготовленности Характеристика деятельности обучающихся и виды работ, направленные на коррекцию речи у детей с ОНР Вид контроля Оборудование, ИКТ
Задавайте вопросы! (Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зеленые страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой) Научатся задавать вопросы об окружающем мире. Получат возможность научиться работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем Обучающиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользова-ться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке. Словарная работа: учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель, Черепаха, Муравей, мудрый, окружающий мир. Развитие связной речи: ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?; обращаться за помощью к учителю Беседа по вопросам Учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», рисунки муравья и черепахи, иллюстрация бабочки, карточки с изображением различных предметов для каждого ученика
1-я четверть, 18 ч
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Что такое Родина? (Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначаль-ные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине) Знания: познакомятся с объектами живой и неживой природы. Умения: научатся разделять объекты живой и неживой природы и изделия. Навыки: правила поведения в окружающем мире   — Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; — рассказы-вать о малой родине и Москве как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: Родина, село, флаг, герб, русские, татары, евреи, чеченцы, малая Родина. коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, чукчи, аварцы, осетины, якуты, ненцы Развитие связной речи: составление описательного рассказа на тему «Герб России», «Флаг России» Фронталь-ный опрос, тест Физическая карта России, презентация (картины природы, городов, людей разных профессий), магнитофон, аудиозаписи песни «Москва! Звонят колокола», гимна России  
Что мы знаем о народах России? (Многонацио-нальный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники на­родов России. Основные традиционные религии. Единство народов России) Научатся: определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках. Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации   — Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — Рассматри-вать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: религия, национальные праздники флаг, герб, гимн, столица, праздники России, Кремль. Останкинская башня, Третьяковская галерея, МГУ. Развитие связной речи: — слова-предметы, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»; — работа над слоговой структурой сложных слов: правительство, президент, столица. — составление предложений по картинкам Фронталь-ный опрос, тест Физическая карта России, презентация (изображения флагов и гербов разных стран, представителей разных народов, населяющих Россию, национальных праздников), клей, ножницы
Что мы знаем о Москве? (Москва — столица России. Достопри­мечательности Москвы: Кремль, Крас­ная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников) Научатся: узнавать достопримеча-тельности столицы. Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников   — Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — Рассма-тривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; — узнавать достопримечательности столицы; — работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: достопримечательности. Развитие связной речи: — слова-предметы, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»; — работа над слоговой структурой сложных слов: правительство, президент, столица; — составление предложений по картинкам Фронталь-ный опрос, тест Презентация (достопримечательности Москвы, «Третьяковская галерея»), запись боя курантов
Что у нас над головой? (Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы)   Научатся: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой   — Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; — модели-ровать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Словарная работа: созвездие, светило. Развитие связной речи: — ставить вопросы членам своей группы; — подбор слов-признаков: · по форме, · по цвету, · по размерам; — составление описательного рассказа на тему: «Солнце» (по Воробьевой В. К.) Фронталь-ный опрос, тест Пластилин, мультфильм «Как Львенок и Черепаха пели песню», тарелка, мяч, кубик, фото достопримечательностей Москвы, кухонный ковш
Что у нас под ногами? (Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней)   Научатся: группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк. Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представлен-ную информацию для получения новых знаний   — Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — группи-ровать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практи-ческая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, кремень, известняк; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: территория, окрестность, гранит, кремний, известняк, полезные ископаемые. Развитие связной речи: — подбор слов-признаков: · по форме, · по цвету, · по размерам; — составление описательного рассказа камушков гранита, известняка, кремня по плану: 1. Что это. 2. Какое по цвету, размеру, по форме. 3. Где используют? Фронталь-ный опрос, тест Атлас-определитель, схемы созвездий, модели Солнца, лупы, камешки, коллекции «Гранит», «Известняк», репродукция «Москва белокаменная»
Что общего у разных растений? (Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях)   Научатся: находить у растений их части, показывать и называть их. Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представлен-ную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку   — Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; — рассматри-вать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практи-ческая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: части растений– корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. гербарий, подсолнечник, календула, кактус. Развитие связной речи: — единствен-ное и множественное число: дерево — деревья, трава — травы, куст — кусты, кабачок — кабачки, яблоня — яблони; — составление описательного рассказа по теме «Растения». Фронталь-ный опрос, тест Коллекции «Гранит», «Известняк», презентация «Растения», шишки сосны, перфокарты «Части растений», таблица «Части растений», иллюстрация с изображением дерева, плоды (яблоко, горох, мак, арбуз) блюдца, нож, листы из гербария или живые сорные растения
Что растет на подоконнике? (Наиболее распространен-ные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса)   Научатся: наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. Получат возможность научиться: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представлен-ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений   — Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; — наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам; — практи-ческая работа: определять комнатные растения с помощью атласа- определителя; — различать изученные растения; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку; — приводить примеры комнатных растений; — рассказы-вать об особенностях любимого растения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон клумба, сад, подоконник, кактус, бегония, фиалка, гладиолусы, бархатцы, георгины, петуния. Развитие связной речи: — слова-признаки – образование сложных прилагательных: светло-голубой, темно-красный; — слова-действия: поливаю, протираю (пыль), рыхлю (землю); — употребле-ние существительных в родительном падеже ед. числа: из пустыни, из Африки. и мн. числа: нет бутона, нет лепестков; — составление предложений на тему «Как я ухаживаю за комнатными растениями» Фронталь-ный опрос, тест Атлас-определитель, кинофильм «Комнатные растения», комнатные растения в горшках, карточки с изображениями комнатных растений, перфокарты «Части растений»
Что растет на клумбе? (Наиболее распространен-ные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника)   Научатся: наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Получат возможность научиться: узнавать по фотографиям растения цветника, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представлен-ную информацию для получения новых знаний   — Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; — наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; — практи-ческая работа: определять растения цветника с помощью атласа- определителя; — работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; — рассказы-вать о любимом цветке; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Словарная работа: клумба, цветник клумба, сад, подоконник, кактус, бегония, фиалка, гладиолусы, бархатцы, георгины, петуния. Развитие связной речи: — слова-признаки – образование сложных прилагательных: светло-голубой, темно-красный; — слова-действия: поливаю, протираю (пыль), рыхлю (землю); — употребле-ние существительных в родительном падеже ед. числа: из пустыни, из Африки. и мн. числа: нет бутона, нет лепестков; — составление предложений на тему «Как я ухаживаю за цветником». Фронталь-ный опрос, тест Карандаши, клей, ножницы, кроссворд, презентация «Цветы»
Что это за листья? (Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям)   Научатся: наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям. Получат возможность научиться: описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представлен-ную информацию для получения новых знаний   — Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать листья по различным признакам; — практиче-ская работа в группе: определять дерев