Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»

Ценностные ориентиры:

— воспитывать бережное отношение к природе;

— формировать понятие и представления о народах разных стран;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира, явлениям природы, изменениям погоды;

— формировать творческий подход к выполнению заданий;

— формировать понятие о здоровом образе жизни;

— воспитывать ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

Предметные результаты Метапредметные УУД Личностные УУД
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
— формировать уважительное отношение к природе нашей страны; — осознавать целостность окружающего мира; — осваивать элементарные правила нравственного поведения в мире природы, норм поведения в природной среде; — осваивать доступные способы изучения природы; — развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире — строить рассуждения, обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; — осуществлять сбор и обработку информации; — выбирать наиболее эффективные способы решения задач по исследованию и объяснению природных явлений; — узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности —- использовать знаково-символические средства (модели, схемы); —- устанавливать причинно-следственные связи; — выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; — классифицировать по заданным критериям: одно семейство, редкие и исчезающие виды, среда обитания и т. д.; — развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов — формулировать собственное мнение и позицию; — строить понятные для партнеров высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог, слушать собеседника; — адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнеров; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; — аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями других; — предлагать помощь и сотрудничество — знать основные правила поведения в окружающей среде; — применять установленные правила в планировании способа решения; — уметь действовать по плану; — преобразовывать практическую задачу в познавательную; — соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи и вносить необходимые коррективы в свои действия; — формулировать и удерживать учебную задачу; — предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е реализации; — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своих действий; — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; — стабилизировать эмоциональное состояние для решения поставленных задач — формировать мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; — принять образа «хорошего ученика»; — формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; — воспитывать экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природо-охранного нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, устойчивого следования в поведении социальным нормам, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; — формировать умение осознанавать ответственность ученика за свое поведение, уважительное отношение к другому мнению
— осваивать основы экологической грамотности; — осваивать нормы здоровьесберегаю-щего поведения в природной и социальной среде; — развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире — рефлексировать способы и условия действий (составлять режим дня ); — использовать общие приемы решения задач (применение перечня правил безопасного поведения), использование знаково-символические средства; — моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением; — устанавливать причинно-следственные связи; — ставить и формулировать проблемы; — самостоятельно создавать алгоритм действий при различных ситуациях; — классифицировать по заданным критериям, анализировать, строить аналогии   — ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения; — использовать речь для саморегуляции своего поведения; — строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию; — адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; — аргументировать, координировать и принимать другую точку зрения — преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей среды); — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (поведение и действия людей с точки зрения их экологической допустимости); — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своих действий, выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; — адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок; — предвосхищать результат действия выполняя правила экологически сообразного поведения; — привлекать к природоохранительным мероприятиям; — предвидеть возможности конкретного результата при решении экологических задач; — составлять план и последовательность действий при возникновении опасных ситуаций   — формировать мотивацию учебной деятельности, начальные навыки адаптации в новом коллективе, навыки сотрудничества в разных ситуациях; — формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; — формировать понятие о здоровьесберегающем поведении, формировать установку на здоровый образ жизни; — формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; — воспитывать экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения  
— понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; — формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; — развивать навыки устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; — осваивать доступные способы изучения общества; — осваивать элементарные правила нравственного поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде — ставить и формулировать проблемы, связанные с обществом; — классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии, вносить необходимые коррективы; — устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученную информацию; — анализировать информацию и передавать ее; — осуществлять поиск, выявление и оценивание информации в различных источниках; — подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделяя существенные признаки; — ориентироваться в разнообразии решения задач, разные пути ее решения — адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; — оказывать помощь в сотрудничестве; — координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; — слушать собеседника; — прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; — строить монологическое высказывание — быть самостоятельным и нести личную ответственность за свои поступки; — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; — формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия; — использовать речь для регуляции своих действий; — сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью отличия от эталона; — осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действий (место и роль человека в биосфере как существа биосоциального) — формировать устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; — формировать осознание ответственности человека за свое поведение, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; — формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в новом коллективе, уважительное отношение к другому мнению; — воспитывать патриотическое чувство к своей Родине, малой Родине





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(для начальной ступени образования)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка (национальные, региональные, этнокультурные особенности).

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.

Содержание коррекционной работы

Развитие сенсорно-перцептивных функций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.

Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью. Совершенствование познавательной функции речи.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по окружающему миру

Наши рекомендации