Профиль 540708 «Дизайн и компьютерная графика»

Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является:

- бакалавру получить подготовку для работы в образовательных учреждениях реализующих программы в системе дополнительного образования, общего среднего образования, в художественных школах, училищах, колледжах, лицеях, школах искусств и др.; дать профессиональные основы деятельности бакалавра.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

– тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

– основы просветительской деятельности;

– методологию педагогических исследований проблем образования;

– теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- – закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды; (см.: ФГОС ВПО, с.12)

- систему знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры;

- особенности визуального художественного образа, процесса его создания, развития и восприятия; владеть умениями адекватной оценки произведений искусства;

- процесс освоения ценностей искусства учащимися и развивать интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством;

- знать мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования;

- самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел.

2) Уметь:

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

– проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса (см.: ФГОС ВПО, с.13);

- рисовать, писать акварелью и маслом, владеть 1-2 графическими приёмами и средствами, 2-3 техниками декоративно-прикладного и декоративно-оформительского искусства, техникой лепки, писать 2-3 шрифтами; владеть графическим языком как средством общечеловеческого общения по предметам специальности;

- владеть ручным и машинным способами передачи информации о предметном мире;

- проводить экскурсии в музее и архитектурной среде;

- разрабатывать и прочесть популярную лекцию по искусству;

- строить и оформлять экспозицию произведений искусства, разрабатывать дизайн помещения.

3) Владеть:

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

Практические занятия

Практическое занятие

Тема: Составление планов-конспектов по всем видам уроков ИЗО искусства и дизайна

Цель задания - научить студентов самостоятельно разрабатывать тему урока, методически правильно планировать его составные части и подробно излагать содержание урока с учетом возрастных особенностей учащихся с применением игровых, проблемных ситуаций на уроке.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Составление конспекта урока.

2. Содержание конспекта урока.

Студент должен составить 4 конспекта урока по каждому виду учебной работы: рисованию с натуры, по памяти, представлению, декоративному рисованию, тематическому рисованию и беседе об изобразительном искусстве.

Конспект урока должен содержать обоснование учебно-воспитательных и развивающих целей и задач, раскрывать методику проведения урока с использованием наглядных пособий и другого дидактического материала. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах – конспектах урока необходимо отобразить: класс, вид урока, тему урока, цели и задачи урока, материалы и оборудование урока для учителя и ученика, схему оформление классной доски, эскизы наглядных пособий. Описание методики выполнения педагогического рисунка, эскизы упражнений и их описание, хронометрированный тезисный план урока и описание самого хода урока даются от первого лица и сопровождаются наглядными пособиями по ходу урока, а не в конце конспекта, с описанием их применения. Необходимо продумать систему вопросов, которые учитель задаст ученикам по теме, а также в конце конспекта необходимо отметить прогнозируемые ошибки и способы их исправления.

Работа может быть выполнена на листах бумаги формата А4 или на карточках меньшего размера.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну. Зарисовки образцов русских женских и мужских головных уборов. Сделать выписки из литературы с описанием стилей интерьера и подобрать иллюстрации интерьеров и экстерьеров.

,,,

Основная литература:

1. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., АГАР, 1998.- 336 с.

2. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. – М.: Искусство, 1951. – 176 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М., 1977.

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

5. Дембинский С.И. Школьные вечера, посвященные искусству. М., 1969.

6.Хомянский Л.М., Шинанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985.

Практическое занятие

Тема: Проведение фрагментов уроков в студенческой аудитории. Анализ фрагментов уроков( Зачетное задание).

Цель задания – помочь студентам овладеть особенностями педагогического мастерства. Фрагмент урока проводится перед студентами свей группы на основе подготовленного ранее плана – конспекта по одной теме и для конкретного класса.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Подготовка к проведению фрагмента урока.

2. Анализ проведенного фрагмента урока.

Фрагмент урока содержит основные этапы урока – объяснение нового материала, показ эскизов наглядных пособий и упражнений, способствующих овладению конкретными навыками по теме урока.

После проведенного фрагмента урока в группе студентов проходит анализ и самоанализ под руководством преподавателя, разбираются различные педагогические ситуации.

В обсуждении принимают участие все студенты группы. Данное задание рассчитано на подготовку студентов к педагогической практике.

На проведение фрагмента и обсуждения урока отводится 15-25 минут.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну. Лепки мелкой русской народной скульптуры. Зарисовки образцов русской женской и мужской одежды и обуви.

Основная литература:

1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

1. Кузин В.С. Психология: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1997.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., АГАР, 1998.- 336 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с..

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Альбом педагогических рисунков. «Флора» , «Русская народная роспись»( Зачетное задание).

Цель задания: помочь студентам овладеть особенностями педагогического рисунка и методами демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами, включая мел. Научить студентов определять и отображать этапы – методическую последовательность выполнения рисунка.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности педагогического рисунка.

2. Методы демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами.

Задание по педагогическому рисованию состоит из нескольких этапов: 1) выполнение специального альбома педагогических рисунков и методических упражнений, предусмотренных данной программой, в котором студент отрабатывает различные приемы изображения (реалистический, декоративный, схематический, на темном фоне, имитирующим классную доску и т.д.), различными художественными материалами и техниками, а также изображает методическую последовательность изображения объекта и пр.; 2) непосредственное рисование на вертикальной плоскости классной доски; 3) педагогический рисунок в процессе проведения фрагмента урока со словесным сопровождением и 4) во время проведения уроков изобразительного искусства в школе и в период педагогической практики.

Подбор объектов для педагогического рисования связан с программой по изобразительному искусству и дизайну. При выполнении рисунков на классной доске или бумаге следует применять различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, карандаш, уголь, сангина, пастель, фломастер и др.

Примерный перечень объектов для рисования в альбоме «Объекты для педагогического рисунка – Флора».

1) Травы – одуванчик, папоротник, лопух-верхушка, чертополох, земляника, брусника, подорожник и др.

2) Цветы – ромашка, колокольчик, нарцисс, гвоздика, мак, сирень, одуванчик, подсолнух, мимоза и др.

3) Овощи, фрукты, ягоды – яблоко, груша, слива, вишня, смородина, крыжовник, клубника, арбуз, тыква, огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла и др.

4) Грибы – белый, подосиновик, опята, груздь, мухомор и др.

5) Дерево – береза, ель, сосна, дуб, кустарник, пень, лист, простой формы – береза, тополь, лист сложной формы – клен, каштан, лист дуба с желудями, ветка березы с сережками, ветка рябины с плодами, рисунок коры и др.

6) Стилизация растений – на выбор из каждого раздела.

Зарисовки объектов в методической последовательности.

Примерный перечень объектов в альбом «Русская народная роспись»:

1. Гжельская роспись;

2. Городецкая роспись;

3. Хохломская роспись;

4. Вестовская роспись;

5. Дымковская роспись

6. Зарисовки образцов русских женских и мужских головных уборов;

7. Зарисовки образцов русской женской и мужской одежды и обуви;

8. Зарисовки мелкой русской народной скульптуры.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну.

Основная литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

4.Бестчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.

2. Хомянский Л.М., Шинанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985.

Практическое занятие

Тема: Разработка системы упражнений к урокам ИЗО искусства и дизайна

Цель задания: научить студентов разрабатывать упражнения, позволяющие отработать определенные навыки изобразительной грамоты (рисование с натуры и на темы, декоративное рисование).

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Разработка методических упражнений.

2. Виды методических упражнений.

Упражнения следует проводить на подготовительном этапе урока (перед самостоятельной работой учащихся). Особенно важно проводить упражнения для коррекции двигательных навыков, для совершенствования мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом и кистью в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Задание.Разработать систему упражнений по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем по изобразительному искусству и дизайну: упражнения на смешивание красок, для получения оттенков (основы практического цветоведения), упражнения на конструктивное построение, упражнения на графические или живописные навыки работы (линия, штрих, пятно и т.д.), упражнения на освоение различных художественных материалов и техник (графических, живописных, декоративных и т.д.), упражнения на различные способы изображения объектов природы и т.п.

Кроме подобных обучающих упражнений можно разработать игровые упражнения – графические, живописные, например: «высокие горы», «идет косой дождь» (наклонные линии), «моток ниток», «дым идет», «волны» (дугообразные линии), игровые упражнения, включающие изображения предметов различной формы (мячи, овощи и фрукты, дома, горы и т.д.), рисование по опорным точкам знакомых предметов и объектов (дом, рыба, животное, замок, фигуры людей и т.д.). Каждый этап упражнения сопровождается кратким объяснением, в котором даются методические указания, определение стадий и описание приемов выполнения и их последовательности в ходе урока (учитель на классной доске – учащиеся одновременно в альбомах).

Задание выполняется в размере формата А3. Материалы по выбору: карандаш, гуашь, акварель, тушь и др.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО. Подобрать иллюстрации упаковки шоколада, печенья и других сладостей; часов; ювелирных изделий; косметики. Разработать упаковку-рекламу сладостей (шоколада, печенья, конфет). Разработать силуэт флакона для духов.

Основная литература:

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Советский художник, 1986.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

3.Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы. - М. Просвещение, 1983.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Выполнение иллюстрированного реферата о выдающихся художниках – педагогах или педагогах – новаторах изобразительного искусства, дизайна.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Работа с литературой.

2. Рассмотрение педагогической системы художника-педагога.

3. Разработка и прочтение лекций по искусству.

Цель задания: научить студентов подбирать и анализировать искусствоведческую и методическую литературу для выявления наиболее существенных характеристик деятельности художника как педагога. Выясняется педагогическая система обучения изобразительному искусству рассматриваемого художника, его методы, приемы и способы изображения тех или иных объектов. При этом следует останавливаться на изучении нескольких источников, проводя сравнение и анализируя их. Необходимо в реферате помещать рисунки (ксерокопию, рисунок или кальку), демонстрирующие наиболее интересные и существенные методические и теоретические находки художника – педагога.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО. Сбор педагогических рисунков. Задание выполняется в формате А3 (15 – 20 страниц печатного текста).

Основная литература:

1. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. – М.: Искусство, 1951. – 176 с.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998.- 336 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Альбом педагогических рисунков. «Фауна» «Зодчество, пейзаж, предметы быта», «Город и человек»

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности педагогического рисунка.

2.Методы демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами.

«Фауна»

1)Обитатели водной среды. Рыбы: щука, окунь, карась, пескарь, сом, акула, аквариумные и др., рак, краб, медузы, осьминог, кит, дельфин и др.

2)Пресмыкающиеся: лягушка, змеи, ящерицы, крокодил, черепаха и др.

3)Насекомые: бабочки, стрекозы, оса, пчела, муха, кузнечик, пауки, жуки и др.

4)Птицы: Домашние: петух, курица, гусь, утка, индюк и др., дикие: ворона, сорока, воробей, синица, лебедь, аист, журавль, павлин, пеликан, орел, сова, тетерев, попугай и др.

5)Домашние животные: кошка, собака, коза, баран, корова, лошадь, осел, мышь, крыса и др.

6)Дикие животные: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, слон, верблюд, лев, тигр, олень, бегемот, обезьяна и др.

7)Стилизация: фантастические, сказочные, народные промыслы.

Наши рекомендации