Организация театральных занятий

· Театральная игра;

· Ритмопластика;

· Танцевальные упражнения;

· Культура и техника речи;

· Создание спектакля.

· Обсуждение спектакля.

· Работа с театральным словариком.

Формы проведения занятий:

· театральные игры и упражнения

· беседа

· танцевальные упражнения

· занятия ритмикой

· иллюстрирование

· мастерская образа

· мастерская костюма, декораций

· инсценирование прочитанного произведения

· постановка спектакля

· работа в малых группах

· выступление

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Одной из идей программы является постепенное усложнение материала – от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Игровой тренинг включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображений, чувства ритма и импровизаций на заданные темы.

Возраст детей

Программа «Музыкальный театр» предназначена для детей младшего школьного возраста.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы)

Режим занятий

Занятия проводятся 1,5 часа в неделю в 1-2 классах; 0,5 часа в неделю в 3-4 классах. Всего 135 часов.

Планируемые результаты

Обучающиеся познакомятся:

- с театром как видом искусства, узнают о рождении театра, что такое театр и его разновидности, кто работает в театре, отличие театра от других видов искусств;

- с понятиями: техника сцены, оформление сцены, нормы поведения на сцене и в зрительном зале, этюд и его разновидности, структура этюда, сценарий, сюжет и его структура, фрагмент.

Обучающиеся получат возможность:

- через игровые и тренинговые упражнения избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов, концентрировать внимание, управлять фантазией, обладать образным видением;

- через работу в форме творческой мастерской развивать логическое мышление, способность выстраивания событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства, образное видение;

- через постановочную работу развить чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность;

- уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки; коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; находить оправдание заданной позе; на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему; владеть комплексом артикуляционной гимнастики; уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие; знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок; уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Итогом курса «Музыкальный театр» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей.

Результаты изучения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

• познавательный интерес к театральной деятельности

• театральной деятельности

• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

• социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельно­сти в интересах устойчивого развития;

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Музыкальный театр».

Метапредметные результаты:

• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;

• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;

• самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их улучшения;

• управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

• умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полу­ченные знания на практике;

• самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;

• выступать на публике;

Универсальными компетенциямиучащихся являются:

• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

По завершении обучения воспитанники должны знать:

· особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;

· народные истоки театрального искусства;

· художественное чтение как вид исполнительского искусства;

· об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

Должны уметь:

· активизировать свою фантазию;

· «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;

· видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

· коллективно выполнять задания;

· культуру суждений о себе и о других;

· выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.

Наши рекомендации