Организация театральных занятий
· Театральная игра;
· Ритмопластика;
· Танцевальные упражнения;
· Культура и техника речи;
· Создание спектакля.
· Обсуждение спектакля.
· Работа с театральным словариком.
Формы проведения занятий:
· театральные игры и упражнения
· беседа
· танцевальные упражнения
· занятия ритмикой
· иллюстрирование
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· работа в малых группах
· выступление
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Одной из идей программы является постепенное усложнение материала – от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Игровой тренинг включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображений, чувства ритма и импровизаций на заданные темы.
Возраст детей
Программа «Музыкальный театр» предназначена для детей младшего школьного возраста.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы)
Режим занятий
Занятия проводятся 1,5 часа в неделю в 1-2 классах; 0,5 часа в неделю в 3-4 классах. Всего 135 часов.
Планируемые результаты
Обучающиеся познакомятся:
- с театром как видом искусства, узнают о рождении театра, что такое театр и его разновидности, кто работает в театре, отличие театра от других видов искусств;
- с понятиями: техника сцены, оформление сцены, нормы поведения на сцене и в зрительном зале, этюд и его разновидности, структура этюда, сценарий, сюжет и его структура, фрагмент.
Обучающиеся получат возможность:
- через игровые и тренинговые упражнения избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов, концентрировать внимание, управлять фантазией, обладать образным видением;
- через работу в форме творческой мастерской развивать логическое мышление, способность выстраивания событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства, образное видение;
- через постановочную работу развить чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность;
- уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки; коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; находить оправдание заданной позе; на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему; владеть комплексом артикуляционной гимнастики; уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие; знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок; уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Итогом курса «Музыкальный театр» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
• познавательный интерес к театральной деятельности
• театральной деятельности
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
• социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Музыкальный театр».
Метапредметные результаты:
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;
• самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их улучшения;
• управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
• умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полученные знания на практике;
• самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
• выступать на публике;
Универсальными компетенциямиучащихся являются:
• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
По завершении обучения воспитанники должны знать:
· особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
· народные истоки театрального искусства;
· художественное чтение как вид исполнительского искусства;
· об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
· активизировать свою фантазию;
· «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
· видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
· коллективно выполнять задания;
· культуру суждений о себе и о других;
· выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.