Методы поиска решений с использованием графов

При решении логических или оптимизационных задач пространство поиска часто представляется в виде графа – упорядоченной пары непустых множеств вершин (узлов) и ребер (дуг). Одной из разновидностей графа является дерево – связный ациклический граф. Связность означает наличие путей между любой парой вершин, ацикличность – отсутствие циклов.

Ниже рассматриваются некоторые популярные методы поиска решений с использованием графов. Процедура поиска этих методов заключается в обходе дерева и исследовании его узлов (проверке частичных или полных решений) на предмет удовлетворения условиям задачи и/или оптимальности.

1. Метод перебора с возвратами(решение логических задач)

Наиболее известным и часто используемым, в том числе и на бытовом уровне, способом решения задач является метод перебора с возвратами, называемый также методом проб и ошибок. При научном подходе использование метода позволяет найти точное решение задачи.

Рис. 27. Обход дерева при поиске решения: – направление поиска для узлов, решение в которых удовлетворяет условиям; – направление поиска для узлов, решение в которых не удовлетворяет условиям; – маршрут обхода узлов;

– узел, в котором решение удовлетворяет условиям задачи;
– узел, в котором решение не удовлетворяет условиям задачи;
– узел с итоговым решением задачи;
– узел, не попавший в маршрут обхода.

Все пространство поиска можно представить в виде дерева, узлами которого являются частичные или итоговые решения задачи (необязательно верные). По мере поиска решения, удовлетворяющего условиям (требованиям, ограничениям), постепенно строится это дерево (выполняется обход узлов). Если в листьях (узлах последнего уровня) решение удовлетворяет требуемым условиям, то оно и есть результат поиска. В общем случае решений может быть несколько (см. рис. 27 узлы 4 и 5). Если при обходе дерева попадается узел, решение в котором не удовлетворяет (противоречит) условиям задачи, тогда выполняется возврат к предыдущему узлу верхнего уровня и продолжается поиск в альтернативном направлении. В частном случае обход дерева может быть прерван при нахождении первого верного решения.

Такой способ поиска решения при обходе дерева сверху вниз слева направо называется поиском в глубину. Он используется в языке программирования Пролог при автоматическом поиске ответа на вопрос.

Ограничением использования метода является монотонность выводов. То есть если в каком-либо узле проверяемое условие ложно, то в узле следующего уровня оно не может стать истинным и наоборот. Очевидно, что при большом количестве проверяемых условий и направлений поиска данный метод малоэффективен.

2. Метод частичного перебора(точный метод решения оптимизационных задач) [3].

При решении оптимизационных задач широко используются методы математического программирования. Одним из них является метод частичного (неявного) перебора, называемый также методом ветвей и границ. При обходе дерева (рис. 28) в узлах помимо проверки допустимости (соответствия ограничениям) считается и проверяется значение выбранного критерия (целевой функции). Если значение этого критерия (при минимизации целевой функции) в текущем узле больше, чем значение, полученное в ранее пройденном и удовлетворяющем всем условиям узле, то дальнейший поиск из текущего узла не ведется (так как значение критерия в узлах ветвей, исходящих из него, не будет лучше).

Рис. 28. Обход дерева при поиске решения методом частичного перебора (Кп – значение критерия в промежуточном узле; Ки – значение критерия в узле, соответствующем полному набору ограничений)

Оптимальным решением в рассмотренном примере является решение в узле 5. Поиск решения из узла 7 не выполнялся, так как решения в узлах 8 и 9 дадут заведомо худший результат по сравнению с решением в узле 5.

Ограничением использования этого метода является как монотонность выводов, так и монотонность критерия (целевой функции). То есть значение критерия в узле, из которого ведется поиск, не может быть больше значения критерия в нижележащих узлах. В случаях, когда надо максимизировать целевую функцию, считают величину, обратную критерию 1/К.

3. Алгоритм А*(эвристический метод решения оптимизационных задач) [1].

Эвристический алгоритм (метод) – алгоритм, не гарантирующий нахождения точного или оптимального решения поставленной задачи, но дающий достаточно хороший результат в большинстве случаев.

Эвристические алгоритмы используются в тех случаях, когда точные методы не позволяют найти решение задачи за приемлемое время. Одним из таких методов является алгоритм А*.

В нем для всех узлов, удовлетворяющих ограничениям и в которые можно попасть из корневого узла, вычисляется значение критерия. Дальнейший процесс поиска выполняется только из узла, в котором значение критерия максимально (минимально), остальные ветви поиска не рассматриваются (рис. 29).

Рис. 29. Поиск решения с помощью алгоритма А*

Недостатком данного алгоритма является возможный пропуск оптимального решения (см. рис. 29 узел 10), но найденное итоговое решение очень часто является оптимальным или, по крайней мере, достаточно хорошим (эффективным).

В табл. 8 приведена сравнительная характеристика рассмотренных выше методов решения оптимизационных задач.

Таблица 8

Наши рекомендации