Выдуваемые или тепловые звуки
У выдуваемых или тепловых звуков иной характер. Они беззаветно преданны. Они переходят во внешний мир без всяких препятствий, "плотин", и выражают в себе симпатию. Они неэгоистичны (279/131). Со звуками тепла мы находимся в области подвижно-живого. Если мы занимаемся упражнениями непосредственно с выдуваемыми звуками, то появляется "то самое, что хотят себе представить как самостоятельно живущее, как желающее жить дальше... Вы можете увидеть, что выдуваемые звуки особенно присутствуют там, где вокруг нас что-то колеблется, колышется...Желая выразить лишь, что нечто в общем-то само по себе неприятно, мы говорим: schief (криво); уже в самом слове schief заложено, что оно всегда вот-вот упадет, как живое" (282/348).
Другое слово, в котором можно пережить это подвижно-живое, это, например, слово Wasser (вода). Благодаря W возникает впечатление чего-то в самом себе подвижного, "нахлынувших водяных валов" или "бурлящих волн". Произнося А, мы переживаем некоторое удивление, что это "в себе подвижное" видимо до дна и можно в нем разобрать предметы - это представлено звуком S. В Е этот процесс будет осознаваться, а R выражает действующую далее динамику движения вплоть до того, что разыгрывается между воздухом и водой.
В слове schiessen (стрелять) можно испытать, как нечто "сдувается" посредством SCH(Ш) и движется дальше как некий "луч", - что выражается в I(И). В S(С) этот луч проникает "вовнутрь некоего существа, что, может быть, "порождает страх" и чего нужно "остерегаться". В Е(Е) пережитое прослеживается мышлением, а в N(Н) сознательно осмысляется.
В слове schleichen (красться) мы тоже можем получить различные образы благодаря звукам. В SCH выражается сдувание, исчезновение, которое, однако, является медленным, все более беззвучным, текучим движением, что желает здесь выразить собою L. Крадущемуся хочется сделаться невидимым и неслышным. Свет приглушен, человек прячется в тени, прижимается к дому или к стене, или к дереву, что можно ощутить в звуке EI. На открытых участках он не крадется - он их перебегает или перескакивает. При H человек незаметно входит внутрь чего-то, подобно духу, всепроницающему, входящему неслышно и незаметно, или подобно дыханию, которое растворяется в воздухе. И в EN человек напрягается и пробуждается в своей нервной системе. Таким образом звуки свидетельствуют о том, что "schleichen" значит: незаметным образом исчезать, и делать это осторожно и с оглядкой. Естественно, это может быть и "появление" (приближение), тоже незамеченное. Можно так найти еще и другие слова с выдуваемыми согласными, которые выражают в речи это подвижно-живое.
Выдуваемым звукам присуща также пронизывающая сила. При помощи звука “ТС-С-С” можно установить тишину. Выдуваемые или шипящие слышны через закрытую дверь даже при разговоре шепотом, в то время как звуки выталкиваемые не столь пронзительны. Звуком Ш-Ш-Ш! пугают птиц или кошек. Звуком L (Л) или В (Б) или D (Д) этого сделать нельзя. В слове Pfiff (свист, свисток) благодаря трем F(Ф) которые как будто выстреливаются после взрывного звука P(П), замечательно передается стремительность и пронизывание воздуха. Пронзительность свистка выражается самой светлой гласной, связанной с нашим Я, - звуком I(И). Наше Я будится с помощью пронизывающего свиста, который проходит через костный мозг и через ноги.
Тепловые звуки действуют на нас живительно. От них появляется увлеченность, возбуждение. Некоторых людей можно этим зажечь, внутренне их согреть и пробудить в них вдохновение - например, таким упражнением "Ach forsche rasch, es schoss so scharf auf Schussweise", если оно произносится правильно. Проговаривая это упражнение несколько раз подряд с большой интенсивностью, человек согревается, испытывает внутреннее оживление и тепло. Вплоть до последнего слова в ударных слогах стоят успокаивающие, оформляющие аполлонические гласные, придающие этому предложению емкость. Если же, напротив, попытаться с полной интенсивностью говорить в этом предложении огненные дионисийские гласные Е(Е) и I(И), которые являются возбуждающими, нервного характера звуками, то привносится невероятная подвижность и в этой фразе появляется мощное пронизывающее дыхание. Действительно переживаешь, как посредством огненных гласных, соединенных с огненными согласными, пробуждаются огненные силы, силы воодушевления.
Можно почувствовать, как появляется внутреннее движение в детях, когда они слышат слова husch-husch (русский вариант - ШУ!). Так говорят, когда дети, совершенно ушли в игру и не хотят от нее отрываться; так же говорят, когда хотят, чтобы они подвигались, побегали - как облачка по ветру. Однако то же самое мы говорим, когда закутываемся в теплую шубу или ныряем в теплую кровать, - мы тоже с удовольствием говорим husch-husch (в русском варианте УФ!УХ!). При звуке Н(Х) нас как бы нечто овевает, человек расслабляется, освобождается. Звуком U(У) человек оберегается от люциферического воспарения, к которому тоже может привести H(Х). Звук U(У) пробуждает, настораживает. Вслед за этим пробуждением к земному, посюстороннему миру ребенка можно привести в быстрое движение при помощи SCH(Ш). Итак, можно сказать: если детям говорят Husch-husch, этим им говорят: кончай грезить, приходи в себя.
Наоборот, совершенно по-другому действует слово bleib (останься). Здесь у нас имеется выталкиваемый звук и водный звук, относящиеся к нижним элементам - земли и воды - и к нижним сущностным членам человека: к его физическому телу и к телу эфирному. В начале же стоит создающий оболочку звук B(Б), затем следует нечто медленно туда втекающее в водном звуке L(Л), за ним следует некое исполненное любви, приникающее EI(АЙ), которое сдерживает, тормозит поток, неохотно давая двигаться дальше. B(Б) на конце приводит движение к состоянию покоя.
Водный звук L (Л) и воздушный звук R (Р),
которые также называют звуком волнообразным и звуком вибрирующим (дрожащим, Zitterlaut), появляются в языке там, где "в слышимом звуке должно быть явно обозначено чувство" (282/90). Они требуются нам, когда мы хотим выразить "в самом себе подвижное" ("In sich bewegte"), (279/132), как при словах Larm, lernen, lerche, larve или rollen, Rille, Roller. Если L стоит сперва, а затем - R, то тем самым выражено, что некое движение, которое началось медленно, затем становится быстрее. Обратный порядок выражает замедление движения. Еще пример слов, выражающих эту "в самом себе подвижность": Rad, Rund, Rede. Р.Штейнер называет также слово raten (советовать): некий поворот и перемена суждения (279/133). При повороте также возникает R-R-R. Слово Irre (ошибка) говорит нам, что нечто поворачивается, оставаясь в себе, не выбираясь из себя. Оба R в слове irre будут закрыты от обоих звуков нервного I и Е. Нервный поток, который благодаря I проводится наружу, звук Е будет направлять внутрь человека.
Звук L (Л),
соответствующий в языке водной стихии (282/347), тянется к земному элементу. При большой влажности, когда воздух насыщен поднявшейся над землей водой, все кажется ближе. Четко очерчены горы, деревья и дома ясно различимы, все формы выступают резче. Все оказывается как бы на расстоянии вытянутой руки. И только когда светлеет и вода превращается в пар и поднимается вверх, контуры становятся размытыми. Покуда элемент воды остается тяжелым, ощущается привязанность, тяга к земному элементу и проступают контуры форм физических предметов.
С L связан дух, который пронизывает собою, формирует материю. Природа дает нам прекрасные примеры. Благодаря силам воды любой камень теряет в потоке угловатую форму и приобретает ту, которую принимает в свободном стремлении и сама вода, - форму капель или шарообразную. В древних мистериях звук L рассматривался как особенный, волшебный звук, "ибо когда нечто принимает форму, то это делается под властью L" (279/87). О нем можно сказать: "L - это творческая, созидающая, оживляющая сила во всех вещах и существах, которая претворяет, преосуществляет материю" (279/69). "LL - такой многократный звук L - Дух, который пронизывает и преображает материю." (282/36).
Подобно тому, как вода пробуждает в природе жизнь - вспомните оазисы в пустыне!- звук L является тем звуком в языке, который пробуждает жизненные процессы в эфирном теле. Благодаря L мы переживаем силу внутреннего порыва и силу внутренних образов и картин. Формирующая сила звука L овладевает земными веществами, превращает и претворяет их. При этом могут возникнуть новые облики. Те же процессы мы обнаруживаем во всем, что касается питания человеческого организма. Сила, из которой создано L, помогает превращению природных субстанций в человеческие. L - волшебный звук. В речи этот волшебный звук применяется с терапевтической целью там, где необходимо воздействовать на "жидкостную организацию" человека, (его жидкостный организм), в котором и разворачивает свою деятельность "тело образующих сил".
При этом можно наблюдать очень интересные вещи. Звук L давали произносить пациентам, у которых по причине недостатка слюны имелась сухость во рту, а из-за этого - затруднения при еде и в речи. L(Л) - если оно действительно правильно выговаривается - несет в себе вокальный нюанс звука I(И) (282/650). К этому процессу испытывает интерес Я человека, ибо I(И) может ощущаться и чувствоваться как что-то, "что наделяет нас нашим собственным существованием из внешнего мира" (277/392). Было удивительно, что у некоторых пациентов благодаря этому снова наладилось слюноотделение, в то время как у этих же пациентов при произнесении последовательного ряда слов со звуком R(Р) (а именно, когда им давали произносить только нёбное R(Р)) возникала сухость во рту и даже приступы кашля вследствие этой сухости. Воздух высушивает влажное, забирает с собой воду.
Так обнаруживает себя в занятиях с пациентами некая часть существа этих звуков. Еще примеры высказываний относительно звука L: "Некоторым полезно становиться самим как бы этим звуком" (282/89). "Если мы по-настоящему ощущаем L, то тем самым мы плывем, купаемся в жизненном элементе" (284/89). Или еще: "если человек немного проголодался и проговаривает L действительно протяжно и действительно четко, это может его почти насытить. L ощущается как нечто такое реальное, как будто вы едите клецки и одну, особенно вкусную и не твердую, а мягкую, вам удается к полному своему удовольствию рассосать на языке" (279/69).
Эти сравнения могут помочь вжиться в существо L. Тогда можно понять, что эфирное тело в звуке L оживляется, наполняется, "вздувается", обретает новый облик и форму; что благодаря правильному произнесению L может действительно начаться процесс слюноотделения. И если эфирное тело здоровым образом соотносится с другими сущностными оболочками человека, тогда речь будет живой, "увлажненной". Если слова выговариваются "сухо", в этом нет жизни. Если речь полна жизни, полна с избытком, тогда она бьет ключом.
Астральное тело, напротив, имеет тенденцию к выслушиванию.
Чтобы получалось раскатистое нёбное R(Р), должно быть правильное соотношение астрального тела с эфирным. При воздушном звуке R(Р) можно совершенно явственно почувствовать, что дыхание становится более интенсивным, воздух как бы "прокатывается", вибрирует, "крутится колесом".
Нёбный язычок, кончик языка или губы - в зависимости от того, где прокатывается R(Р), - вибрируют как полощущаяся на ветру ткань, как пшеничное поле, которое колышется под ветром, забирающим влагу, жизнь, эфирное. Здесь вода соединяется с воздухом, эфирное с астральным, и тем самым в слово также вдыхается жизнь. В R душа стремится подражать процессу "внутреннего возбуждения, взвихренности, взволнованности" (280/214), - как в словах: erregen(волноваться, возбуждаться), retten (спасать), raufen (выдергивать, рвать), rufen(кричать, звать). В слове Ruf(призыв) мы чувствуем благодаря R движение воздуха. F(Ф) захватывает это движение и несет его дальше, входя и проникая внутрь чего-то. Когда мы слышим некий клич, призыв (Ruf), то ощущаем, как он пронизывает нас. Как-то по-особому затрагивает нас зов, раздающийся в тишине природы. Мы слышим зов и пробуждаемся. Зрение и слух напрягаются, человек может так сильно пробудиться, собраться, что у него даже пульс меняется, сердце начинает биться сильнее. И это переживание как нельзя лучше выражается пугающим звуком U(У), звуком, при котором наше астральное тело и наше Я сильнее соединяются с эфирным и физическим телом" (282/70). Насколько же веселее будет это звучать, если, к примеру, вместо U(У) поставить сам по себе радостный звук I(И): Er rief mich (он звал меня).
"Человек чувствует вибрирующий звук R(Р); чувствительные люди ощущают его в руках вплоть до кистей рук. Если произносить R(Р) и при этом стараться удерживать в покое именно руки, то они начинают зудеть. Это нельзя рассматривать как болезнь, этот зуд - совершенно нормальная реакция чувствительного человека на воздействие, именно на частое воздействие, произнесенного звука R(Р). Итак R(Р) - это чувство в руках.
Напротив, L(Л) человек обычно переживает, чувствует в ногах. L(Л) - это нечто такое, что действительно можно почувствовать в ногах, когда кто-то другой этот звук произносит. Итак L(Л) - тоже чувство, но чувство в ногах" (282/89).
Эти данные подтверждаются сообщениями больных, у которых вследствие операции или облучения существует застой жидкости в руках. При интенсивном произнесении R(Р) эти люди ощущают различные проявления тепла, зуд вплоть до болевых ощущений. Опухание (отёк) после этого уменьшается и затем наступает хорошее самочувствие, которое может длиться несколько часов.
R(Р) - единственный звук, который можно произносить в трех местах: на нёбе, кончиком языка и с помощью губ. "В R(Р) человек становится совершенно необузданным, выходит из себя; R(Р) может катиться повсюду, при R(Р) человек всегда находится вне себя..." (280/59). Есть два упражнения, данные Рудольфом Штейнером, в которых могут прорабатываться эти три R(Р).
Как могут применяться эти три R(Р) в терапии? "Колыхания, вибрации губного R(Р) сильнее всего переживаются в области шеи и в верхней части груди. Языковое R(Р) чувствуется очень сильно во всей голове. При этом вибрируют даже веки глаз. Таки упражнения нельзя долго делать подряд. Это разрушительно действует на мозг (сотрясает его) и человек может перестать разумно соображать. Но если не переходить границы (делать упражнения с легкостью, эскизно), после этого звука чувствуешь себя как бы свежим и помолодевшим. Нёбное R(Р) по большей части действует на человека в целом.
Коль скоро этот звук вызывает столь сильное движение в коже, и в лежащих ближе к поверхности тела органах (в железах, в мозгу), то напрашивается вывод - предписывать этот звук там, где есть необходимость некоего воздействия движения, что встречается при рубцевании или же после облучения, когда кожа становится безжизненной и неподвижной, или для пациентов после операции на мозге. У людей, перенесших мозговые операции, когда им предлагали упражнения с энергичным произнесением языкового R(Р), появлялись болезненные ощущения в оперированном месте мозга. Точно так же боль появлялась при произнесении звука S(С). Одна пациентка с прогрессирующим раком молочной железы, с ампутированной правой рукой и областью плеча, в момент произнесения интенсивного губного R(Р) ощутила сильную боль в оперированном месте.
Однако после упражнений у пациентов были приятные, положительные ощущения, поскольку они чувствовали, что речь их затронула, пронизала.
Два упражнения для обучения трём различным R(Р):
Bei meiner Waffe
Sie Vieh schieden
Nur erlag inger ich
Ich ringe Groll
Rind war beim Baum
Ich ringe gross Schaf
Voll Rind nieder beim Weih
Bei seinem Gartenture sass er
Er hat dir geraten
Befolge nur aufs beste
Recht von Herzen gut
Sowie du nur gerade vermagst
Rechten Rat.
"Воздушный человек" (т.е. воздушный организм человека) посредством этого звука, произносимого в трех различных областях, пробуждается должным образом. В переживании этого тройного R(Р) нам становится понятным такое высказывание Р.Штейнера: "Физический человек покоряется воздушным человеком и тот может его использовать, не приковываясь к нему" (281/58). Астральное тело господствует над физическим. Как воздух во всем следует за теплом, так наше астральное тело следует за нашим Я, и оба могут подчинять физическое тело, не приковываясь к нему. Таким образом намеренно пронизанные волей движения могут проникать в своем действии вплоть до физического тела. Рудольф Штейнер говорит нам, насколько сильно проникает R(Р) при верном его произнесении: "Если человек сознательно начинает энергично делать R(Р), то он может высвободить из астрального такие силы души, которые другим способом активизировать трудно".
Можно понаблюдать за действием R(Р) в связи с пищеварением. Некоторые пациенты спрашивали, не было ли связано определенное улучшение, оживление пищеварения с тем, что они упражнялись со звуком R(Р). Р.Штейнер обращает наше внимание на то, что "дети, которые почти не могут выговорить R(Р), эти ужасно картавые дети, ... всегда предрасположены (Kandidaten) наряду с этим и к жесткой телесности" (315/59). Эти слова "наряду с этим" говорят о том, что когда человек учится произносить R(Р), то телесная жесткость может исчезать, если только она не является проявлением других болезней. Упражнения лечебной эвритмии будут действовать непосредственно на эфирное тело, в то время как речь действует на эфирное тело через дыхание. Позднее мы будем говорить о том, каким образом из-за тех или иных заболеваний или наследственности дефекты определенных звуков в речи могут привести к нарушениям развития.
Эти примеры показывают нам, насколько тесно связаны звуки речи с сущностными оболочками человека, с нашими органами и функциями, а также какая сила нам дана в них, если мы их правильно переживаем, правильно пользуемся ими и верно произносим.
В самом начале мы упомянули о некотором движении, которое начинается медленно и становится все быстрее, движении, которое выражается посредством последовательности Л и Р, а также об обратном движении, быстро замедляющемся, которое начинается с Р и затем переходит в Л. Итак, читаем следующий раздел:
Как воздействуют на человека последовательности R-L и L-R и как ими пользоваться в терапии?
Если Р стоит в начале, то оно вызывает возбуждение астрального тела. Это, в свою очередь, дает дальнейшее движение эфирному телу, по мере того как произносится Л. Эфирное тело, благодаря Р будет как бы "взбито" и от этого его соки придут в движение. Астральное тело погружается в эфирное тело, передает ему свое движение, и это действует в свою очередь успокаивающе на астральное тело. "Земными" звуками, которые за этим последуют, можно будет придать несколько "вне-себя-пребывающей" душе опору, твердость, оболочку. Это подобно тому, как воздух волнует воду, которая устремляется к земному элементу и с одной стороны благодаря "оболочке", т.е. руслу реки, удерживается в определенной форме, однако с другой стороны также оказывает на нее воздействие.
Если Р встречается нам, повторяясь в таком сочетании с другими согласными и гласными, о котором мы говорили, то тем самым могут быть повышены силы астрального тела и Я. И поскольку эта развивающаяся благодаря звукам сила должна передаваться дальше, к более низшим оболочкам человека, а не оставаться замкнутой в себе, то в таком упражнении будет дальше стоять "водный звук" Л и подходящие "земные звуки". Эфирное, действующее в Л, воспринимает движение и расчленяет его, т.е. распределяет в низших оболочках человека и строит определенную форму в физическом теле посредством своей формирующей силы. Звук М создает равновесие и приводит высшие и низшие члены в гармонию. Такое упражнение может дать определенную трезвенность, силу и упорядоченность, вносило бы гармонию. Упражнение на Р-Л-М является своего рода праобразом того, как астральное тело укрепляется и вступает в некоторое уравновешивающее отношение к другим сущностным членам человека.
Richtig recht rechnen
richtet ruhige Rippen
rastsol zurecht.
Leben liebt Lehre
Lehre liebt Leben.
Mut machen mir
mutige Menschenmassen.
Воздействие, к которому мы стремимся, направлено на взаимодействие обоих звуков - Л и Р - друг с другом. И как в случае с воздухом, который колышет воду, вода приходит в движение, так в отношении строения человека это означает, что астральное тело возбуждает (стимулирует) эфирное, в том смысле как, скажем, дыхание стимулирует кровообращение.
Если вслед за единичным импульсом, однократным Р следуют повторяющиеся, "волновые" и "земные" звуки речи, т.е. речь протекает после Р как бы в набегаемых волнах (stoss-wellig), тогда может наступить желаемое успокоение. Так мы можем взять и успокоить какого-нибудь сангвиника посредством этого земного-водного элемента в повторяющихся "набегах волн", или же поостудить вспыльчивого человека.
Если же Л стоит впереди, а Р - следом за ним, то это подобно тому, как если бы вода, до тех пор текучая, стала превращаться в пар, улетучиваться, разреживаться. Перенеся это на образ человека, мы можем сказать, что первоначально текучее Л соответствовало бы флегматику с его медлительно-инертным характером; будучи переведен затем посредством Р в элемент воздуха, он внутренне оживляется. Во флегматический элемент вносится сангвиническая подвижность.
Наилучшие примеры мы находим в речевых упражнениях, данных Р.Штейнером. Эти упражнения, если смотреть на них с точки зрения звука, представляют из себя художественное произведение, они творчески созданы, а вовсе не измышлены произвольно.
Когда мы выговариваем R и L неправильно?
При неверном выговаривании "выталкиваемого" или "земного" звука, а также "выдуваемого" или "теплового" звука можно установить определенную склонность к заболеваниям. Можно ли обнаружить подобную взаимосвязь с определенным заболеванием при плохом или затрудненном произношении звуков R(Р) или L(Л)?
Было замечено, что больные труднее произносили R в состоянии утомления, а также после приема успокоительных и анестезирующих (снотворных) препаратов, т.е. когда астральное тело было несколько высвобождно.
Однако и при болезненной возбужденности наблюдалось плохое произношение R, или звук вовсе не выговаривался.
Почти все больные, перенесшие операцию на головном мозге, не могли выговорить R. У них также могло наблюдаться - в отличие от других случаев заболевания - трудность с одним из трех R. Мы впрочем не знаем точно, могли ли они его произносить до болезни.
Рудольф Штейнер говорит, что каждый раз, когда у человека что-либо не в порядке с дыханием, в самом заднем участке мозга также всегда есть нарушение (348/174). Известна взаимосвязь между дыханием и движением мозговой жидкости. Пульсация дыхательного ритма поднимается вверх по спинномозговому каналу и первое, что она встречает на своем пути, это затылочная доля мозга. При заболеваниях дыхательных путей, например, при астме, бывало так, что человек мог во время болезни выговаривать R лишь едва-едва, "намеком", а после того, как болезнь отступала, - снова вполне ясно. При воспалении мочевого пузыря и почечных лоханок, а также при Iritis, явственно наблюдалось затрудненное R, в то время как до болезни R было энергичным (человек говорил на диалекте с особо энергичным R). После болезни он снова стал произносить R без труда. Эти заболевания действительно связаны также и с воздушным организмом и с дыханием.
Пациент с плазмоцитом (в основе которого лежит нарушение синтеза белка) не мог выговаривать R. Звук R - звук воздуха и движения; в качестве физически-вещественной основы этого в организме выступает азот, без азота астральное тело не может действовать. Азот же является существенной составной частью белков.
Может ли пациент научиться выговаривать R? Рудольф Штейнер обращал внимание на то, что здесь оказывает чрезвычайно благотворное влияние полоскание горла сладкой водой. "Нёбное R требует некой физической внешней помощи, R хорошо бы подготовить, прежде чем делать его чисто физически, - дать пополоскать горло сладкой водой" (285/359). Если не пренебрегать этим пустяковым трудом - полосканием сладкой водой - то можно добиться выговаривания R.
Клинический случай, представляющий особый интерес. Пациентка 26 лет была помещена в клинику по причине хронических болей в желудке и состояния истощения. В качестве терапии, помимо прочего, ей были прописаны речевые упражнения. Говорила она очень картаво и зажато. Во время первого занятия она призналась, что никак не могла научиться произносить R и так же никогда не могла избавиться от зажима гортани. Уже в возрасте пяти лет ее посылали в к логопеду и позже она снова ходила на занятия речью. Все старания научить ее произносить R и избавиться от зажима гортани были тщетны. Женщина последовала описанному выше совету и стала полоскать горло сладкой водой. На следующий урок она пришла счастливая - она произнесла нёбное R! То, что было раньше для нее невозможно, стало возможным благодаря этой маленькой физической помощи. Благодаря полосканию сладкой водой у нее возникло сознательное ощущение корня языка. Я и астральное тело активизировались в этом месте и она смогла кроме R хорошо произносить также CH(Х). В связи с нёбным R начало "высвобождаться" еще и А (образующееся в гортани), становясь все более дышащим и благозвучным. Эта способность у нее осталась и впоследствии.
Затруднения в произношении L можно встретить при:
— хронической дегенерации почек;
— повреждении позвоночника по причине раковых метастазов;
— застое в водном обмене с Nykturie;
— депрессии на почве нарушений в печени;
— заболевании лимфатической системы и лимфатических желез;
— диабета (Diabetes mellitus);
— опухоли мозга и метастазов в мозгу;
— телесном и душевном истощении.
Образное начало речи
Рассматривая элементы, живущие в согласных, мы обратили внимание, что звуки переживаются также и образно. Гений языка часто создавал удивительные слова - если мы рассмотрим их звуки во всей образности, то глубина и значимость этих слов становится еще ясней. Два таких слова мы попробуем здесь представить: Natur (природа) и Welt (мир).
Природа обнимает собою все происходящее, все, что разыгрывается на Земле под воздействием зодиакального круга и влиянием планет. При этом согласные и гласные обладают одинаковой значимостью. При слове Natur благодаря N можно ощутимо пережить, как нечто незримое переходит во внешний мир. N утекает в него, как некая лента, связка (282/147), обвиваясь как ползучее растение вокруг опоры (282/344; 282/362; издание 1924 г.). N - это сознание, становящееся осознаваемым.
В А живет изумление, самоотрешенность, удивление. Речевые органы широко открываются. Произнося А, человек "дает своему астральному телу течь наружу". В тот момент, когда он произносит А, он начинает "засыпать" (282/69). Человек отпускает от себя, высвобождает свой духовно-душевный мир, так же как это делает Земля весной. Мы видим выдох Земли - раскрывающиеся цветы, цветочную пыльцу, поднимающуюся до высей космоса, причащающуюся небесам. Душа Земли соединяется с Душой Мира.
Затем наступает гигантская перемена. Приходит июль и за ним август; на сцене появляется зодиакальный знак Льва, из которого выступает к нам звук Т. И мы видим перед собой весь период середины лета во всей его потрясающей драматике: в природе разливается зной, благотворный дождь проливается на землю, гремит гром и сверкают молнии, а потом, когда снова выглядывает солнце, появляется многоцветная арка радуги, связующая небеса и Землю. Т - это тот самый прорыв, тот "удар", что приходит из знака Льва, из "пламенеющего вдохновения[1]" (279/178)*
"Это важное излучение" (279/65). Оно величественно излучается сверху вниз, с небес на землю. В это же время года начинается также засевание Земли космическими силами падающих на нее метеоров. Благодаря небесному железу Земля оживляется вновь.
Приняв в себя это небесное излучение, приняв космическое очищение и укрепление, Земля обогащается и может снова отступить, уйти внутрь себя. С наступлением холодов она пробуждается от летних полуденных снов, возвращаясь ко внутренней живости и бодрости. Точно так же и светлое созидательное мышление тоже может ожить только в холодной голове. Этот вдох, это пробуждение невозможно выразить более верно и метко, чем при помощи звука U(У). При произнесении звука U(У) астральное тело интенсивнее соединяется с эфирным и физическим (282/70). Это - вхождение в нечто твердое, и наряду с ним наступает сознание. Здесь переживаются предчувствие смерти и страх, человек тем самым пробуждается. Тепло звука U(У) - Сатурново тепло - дает нашему Я силу, чтобы пережить зимнее время; силу надежды на будущее.
U(У) может привести и к "окоченению", к "оцепенению, застыванию". Но природа все же не умирает. Силы лишь втягиваются внутрь, собираются, уходя вплоть до корней и семян. Духовные существа сохраняют духовную жизнь в лоне Земли. Внутренняя оживотворенность природы остается. И слово Natur в конце имеет "воздушный" звук, "душевный" звук N, который полностью отвечает этому процессу. Посредством R(Р) выражается внутренняя сила животворения, внутренняя жизнь и движение. "Слово должно замолчать" (279/177). Это импульсы воли, удержанные в себе, те импульсы, что могут стать действиями. В семенах скрыто будущее, под покровом снега - тепло летнего солнца.
Так проходит перед нами в звуках слова Natur весь ход года и в нем все то, что прорастает, раскрывается, цветет, плодоносит и завершается, замыкаясь в крошечном зернышке.
Другое слово, которое гений языка построил столь же откровенно-явственным образом, это слово Welt (мир). В старонемецком языке "высокого стиля" на месте второй согласной стоит R: Weralt. В голландском слове wereld и в английском world R еще осталось. Здесь интересна последовательность согласных W—R—L—D. Мир (Welt) возник еще до того, как появилась наша планетная система. Он возникает, происходя из мира неподвижных звезд, из космоса согласных. Если мы даем этим звукам действовать на нас, как стихиям, то перед нами может выступить вся история творения, как она была представлена нам Р.Штейнером: в тепловом звуке W(В) - бытие древнего Сатурна; в воздушном R(Р) - древнего Солнца, в "водном" звуке L(Л) - бытие древней Луны и в "земном" D(Д) или Т(T) - Земли. Здесь, в этом слове, можно пережить и природу в ее четырех стихиях: в ее огненно-тепловом, воздушном, водном, твердом элементах (стихиях).
То, что в качестве "огненно-теплового" звука выбирается W(В) - звук губно-зубной, а "земной" звук представлен языково-зубным звуком D(Д) (в измененном виде, как Т), - отнюдь не случайно. Из звука W исходит голос душевного тепла. "В звуке W ощущается все то, что накатывает волной, что сущностно живет в движении. Прихлынувшие потоком волны - вот что представляет собой сильное W; легкое бурление, вскипание - вот, что представляет собой слабое W (279/241). Этот звук W, как он делается в эвритмии, "может быть выражен определенным жестом, внутренне приводящим все существо в движение(279/241)".
В цикле докладов "Египетские мифы и мистерии и их отношение к духовным силам, действующими в настоящее время" (106/5 cент.1908) Р.Штейнер говорит о слове Wha (Ва): оно является изначальным словом мирового развития, звучавшим уже на древнем Сатурне. Это Божественное Слово, Первочеловек, который облекается в ходе развития Земли во все новые оболочки, покуда он однажды не станет воплотившимся Изначальным Словом. Сокровенная сила Изначального Слова, которому в ходе развития человечества угрожает потеря действенной силы и забвение, отныне воссияет надо всеми людьми от Христа, Который есть Слово, ставшее плотью.
Вспомним образ, который Р.Штейнер дал для описания состояния Древнего Сатурна: представим себе некие приливы и отливы внепространственных тепловых состояний, осуществляющихся благодаря жертвенному деянию высоких духовных существ - Престолов (132/25). Oтнюдь не случайно, что для слова Welt (мир, свет) берется звук, выражающий собою внутреннее душевное тепло, который сам есть как бы приливающие, вздымающиеся волны.
То, что из многих "земных" звуков здесь стоит D или Т, опять же отнюдь не произвольно. Относительно D Штейнер говорит :“тут как бы выплевывается нечто шарообразное, круглое. D является круглым" (280/49). D и Т образуются при помощи языка и зубов. Тут орган души - язык - наталкивается на наиболее твердое в человеческом организме - упирается в верхний ряд зубов. Это способствует формированию мышления когда оно желает найти себе выражение в речи (307/77). Мышление является той модификацией души, которая может развиваться только здесь, на Земле.
Оживляя слово в образном начале его звуков, мы уходим от абстракций и приходим в конкретность речи (языка). Когда мы говорим конкретно, мы развиваемся в духе эвритмии (190/70). "Это должно воистину стать устремлением человечества - вернуться в речи к образному, имагинативному мышлению" (190/63). Развивать дар имагинации также и для речевых, языковых переживаний - особая, специальная задача нашей пятой культурной эпохи (190/79).
"В самом слове заложены силы, которые, если мы их снова ощущаем, расколдовывают нам утерянный рай. О Слове сказано, что оно сотворило миры. Вся власть и значение Слова должны войти в нашу душу, каждый звук, каждый тон должен стать ведом нам во всем его разнообразии и великолепии, пройдя сквозь наше сознание, наполненное священным трепетом и благоговением" (Мария Штейнер, 280/109).
В докладе "Антропософия, трехчленность социального и искусство речи" (339/15.8.1921) Р.Штейнер говорит: "Кто обращается