Рецензент: ученый секретарь Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» кандидат педагогических наук Чернышева Е.К.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
Тема 1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе СКС 1.1. Характеристика музея как социокультурного института…………7 1.2. Понятие «музей». Функции музея………………………… ……………..9 1.3. Музейная сеть. Виды музеев (классификация)………………………..14 1.4. Музей как форма коммуникации………………………….. ………….....23
Тема 2. Музей в истории культуры 2.1. История музейного сервиса в зарубежных странах и в России…..27 2.2. Современные музейные центры за рубежом………………………….30 2.3. Крупнейшие музеи России …………………………………………………78
Тема 3. Музейный предмет как основа музейного дела 3.1.Понятие и функции музейного предмета……………………………….95 3.2.Свойства музейного предмета……………………………………………96 3.3.Теории изучения музейного предмета……………………………………98
Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации 4.1. Понятие «экспозиция»……………………………………………………102 4.2. Методы построения экспозиций……………………………………….104 4.3. Экспозиционные материалы………………………………..................111 4.4. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций………………………………………………………………………..116
Тема 5. ТЭП и создание научной концепции 5.1. Научное проектирование экспозиции………………………………….121 5.2. Художественное проектирование экспозиции……………………..124
Тема 6. Музейные фонды: организация и принцип хранения экспонатов 6.1. Понятие «музейные фонды»……………………………………………137 6.2. Режим хранения фондов………………………………………………..156
Тема 7. Музейный менеджмент и маркетинг: новые подходы в работе музея 7.1. Перспективный план как основной инструмент менеджмента…163 7.2. Фандрэйзинг в музейной сфере…………………………………………..168 7.3. Особенности музейного маркетинга…………………………………..175
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………184
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..186

Введение

«Музейная и выставочная работа» является дисциплиной специализаций «Социально-культурный сервис» и «Туризм» специальности 100103.65 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм», которая предусмотрена для студентов очной и заочной форм обучения и рассчитана на один семестр.

Дисциплина изучает историю становления, развития и функционирования различных музеев как одного из ведущих направлений социально-культурного сервиса в России и других странах на современном этапе. Наиболее пристальное внимание уделено процессам модернизации музейной сферы в постиндустриальном обществе, внедрению новых технологий – менеджмента и маркетинга и др.

При изучении данной дисциплины необходимо касаться вопросов динамики культурных процессов и парадигм современной интерактивной постмодернистской культуры, так как социокультурный сервис тесно связан с изменениями, происходящими в социополитической, экономической и культурной сферах.

Поэтому в пособии рассматриваются различные формы предоставления музейных услуг и существующие проблемы современных направлений деятельности музеев в разных странах.

Важность и актуальность изучения данных вопросов очевидна: в эпоху становления СКС в России, приобретаемый опыт работы музеев зарубежных стран сможет оказаться решающим при выборе стратегии развития, методов управления и обслуживания клиентов в российских музеях. Структура и функционирование социально-культурного сервиса в музеях индустриально развитых зарубежных стран имеет принципиальное значение для становления современного рынка музейных услуг в России. Многие позитивные начинания и методики организации деятельности музейной сферы зарубежных стран уже сегодня внедряются в России, в связи с переходом всей экономики страны на рыночные отношения, предполагающие совершенно новые взаимоотношения между культурой и государством. Сегодня многие музеи успешно перенимают западный опыт работы, так как в странах Европы и США сфера культуры функционировала в условиях рыночных отношений уже с 60-70-х годов 20-го века и имеет богатый опыт работы с коммерческими организациями. В зарубежных странах за последние десятилетия (прежде всего в США и Западной Европе) разработаны методы управления и финансирования, а также государственного регулирования некоммерческими структурами (нонпрофитная сфера), что особенно важно и актуально для российских некоммерческих организаций, к которым относятся музеи. В тоже время появление новых компонентов музейной работы в нашей стране (интерактивные комплексы, возрождающиеся формы взаимодействия с другими формами СКС) привели к необходимости осваивать опыт работы аналогичных направлений СКС за рубежом для организации более разнообразного и интересного досуга и рекреации населения, связанного с музейными услугами. Ограничение государственного финансирования сферы культуры сегодня в России приводит к неизбежному переходу многих организаций культуры на самофинансирование, западные же страны столкнулись с аналогичными проблемами почти 40 лет назад и сумели в рыночных условиях выработать способы взаимодействия с государством. Модели этого взаимодействия возможно и нужно перенимать, конечно, адаптируя их к российским условиям и вводя в рамки российского законодательства. Именно поэтому специалистам по СКС и туризму необходимо ориентироваться в современных проблемах развития музейной и выставочной работы в России и за рубежом, знать новейшие технологии для использования их в своей дальнейшей работе.

Основная цель дисциплины – усвоение студентами навыков музейного дела, умение на практике применять полученные теоретические знания в области музейно-выставочной работы.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- изучать теоретическую базу музейного дела;

- знакомству с музейным миром России и функциональным предназначением музейной сети;

- освоению музейного пространства города и умению ориентироваться в нем;

- освоению навыков создания и проектирования музейной экспозиции, принципов работы экспозиционных отделов музея;

- знакомству с работой различных отделов музея;

- навыкам работы с музейными экспонатами и фондов;

- организовывать маркетинговые исследования в музеи и знать основные направления музейного менеджмента;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Музейная и выставочная работа» студенты должны:

· знать:

- музейное пространства города и умение ориентироваться в нем;

- состояние и тенденции в музейном деле в России и за рубежом;

· уметь:

- анализировать выставочную деятельность музеев страны и из роль в СКС

· получить навыки:

- работы с музейным экспонатом;

- работы музейного фонда;

- выставочных технологий.

Тема 1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе СКС

Наши рекомендации