Композиторов по признакам их темпераментов
Нейротизм
Стабильность
_ 6_____________4__
__ ______
_
)_$__ __2___ _
_ 6___________4__
_______
_
)_$__ __!_____
_ 6_____________4__
__8______
_
)_$__ __%__ __
?2____?_
_ 6__________4__
__8______
_
)_$__ __4 ___
Мажор
Медленно Быстро
Интро_
версия
Экстра_
версия
Медлен_
но
Быстро
$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________
"_"
(__) *_ _________ ______________ ________
"_+
Архетипы К. Юнга можно рассматривать как ди_
хотомию, в которой отражаются негативные полярные
качества человека. Так, архетип Героя в народном и
индивидуальном сознании выступает против слабости
и малодушия, архетип Матери — против жестокости и
бесчеловечности, архетип Дитя — против скуки и мо_
нотонии, архетип Старца — против глупости и верхо_
глядства.
Мы можем с определенной долей уверенности
утверждать, что слабая представленность в индивиду_
альном сознании того или иного архетипа ведет к воз_
никновению у человека в проблемных ситуациях соот_
ветствующих эмоциональных проблем в индивидуаль_
ном стиле поведения. Это проявляется в виде
недостатка либо гибкости и непосредственности, либо
мужества и стойкости, либо способности к сопережи_
ванию и альтруизму. Все это приводит к трудностям
при взаимодействии с социальным окружением и к со_
ответствующим проблемам со здоровьем.
Соответственно содержанию образов архетипов
коллективного бессознательного в искусстве сформиро_
вались различные жанры, несущие в себе отражение
признаков определенного архетипа. Так, мы говорим о
жизнерадостной комедии, о героической опере, о баталь_
ной или лирической живописи. В известной программе
музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского различные
жанры музыки представлены в виде марша, песни и
танца. Но Д.Б. Кабалевский не смог дойти до обнаруже_
ния еще одного жанра, отражающего важные эмоцио_
нальные состояния, имеющиеся в жизни человека. Это
те, которые возникают в ходе молитвы, медитации и
обыкновенного спокойного созерцания.
В более широком плане архетипы коллективного
бессознательного проявляется в различных жанрах
искусства.
В рамках этого подхода можно рассмотреть также
характер интонаций, движений и жизненных позиций,
которые характерны для того или иного архетипа.
Движения и позы в танце, выражающие содержа_
ние того или иного архетипа, у многих народов оказы_
ваются очень схожими. Это свидетельствует об общ_
ности отношения людей к однородным жизненным
ситуациям.
Таблица 8
Соотношение жанров музыки и архетипов
По К. Юнгу.
Минор
)_$__ __2___ _
_
______
_
)_$__ __!_____
_
2___
_
Мажор
Таблица 9
Соотношение архетипов по К. Юнгу в различных
Жанрах искусства
Минор
Стабильность
)_$__ __2___ _
1____
+__6_8_
0_9_
)_$__ __!_____
/_______
2_____
__________
8______
)_$__ __2_____
________
!____
+_______
:________
_8_____4_
___"______
)_$__ __4 ___
7_____4_
________
________
7_____ ___
;__8_
Под влиянием неблагоприятных социальных факто_
ров архетипы, которые отражаются в искусстве, могут
деформироваться и искажаться до неузнаваемости. Так,
в современном киноискусстве архетип Героя с его на_
правленностью на общее благо трансформируется в
образ Бандита, все цели которого носят эгоистический
характер; архетип Матери с его принципом безусловной
любви – в архетип проститутки, которая предлагает
Медленно Быстро
Медлен_
но
Быстро
$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"_,
Таблица 11
Соотношения выразительного значения различных
Цветов и характера человека в концепции Макса
Люшера
Таблица 10
Соотношения характера музыкальных интонаций,
Движений и жизненных позиций в различных
Архетипах
Минор
)_$__ __2___ _
7_____ _6__
__9______
4_ ___ __6_
_______<
_____________
___ _ __6__
6____________
)_$__ __!_____
7_____ _6__
___9______
4_ ___ __=_
______<
____ __________
___ _ __6
6_______________
______6_ (____
)_$__ __%____
7_____ _6_
__________4_
_______
_______8_____
_
___ _ __6_
_____"___________
__4_____________
__9_________4_
_______________4_
______________
)_$__ __4 ___
7_____ _6_
________<
___________
4_ ___ __6__
_____4________
___ _ __6_
_________________
___4_____________
___8____4_
__ ____________
____
_
Мажор
любовь за деньги. Архетип Старца трансформируется в
образ полностью безразличного к окружающему миру
обывателя, а архетип Дитя – в капризного ребенка, по_
такающего своим капризам и бездумным прихотям.
* * *
Моделирование архетипов может иметь решение
и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс
Люшер разработал цветовой тест отношений, по кото_
рому можно выявлять индивидуально_личностные свой_
ства человека в зависимости от того, какой цвет он
предпочитает1.
1 См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифи_
цированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство.
М., 1990.
% _ __
_
+_____________
+_____________"___
_________*_
>6________ ___9_*_
:____________*_
@______
_
____________
0___________4_
__ ____________
________*_
!____________
______________
>_?____6__
_
_
9_______
_
@___________________
3________
@___8______6__
A________
_
.______
_
1_________
____ ____8_____
2___8____ ___9__
,____________
_ 8____________
Согласно М. Люшеру, предпочтение в выборе си
него цвета соответствует слабому типу высшей не_
рвной деятельности, т. е. меланхолику, в котором пре_
обладает тревожность и динамичность торможения.
Синий цвет выявляет потребность в любви, понима_
нии и сочувствии, это потребность в глубоких привя_
занностях, при помощи которых человек хочет достичь
укрепления своей жизненной позиции. Позитивное,
доброжелательное отношение со стороны значимых
других помогает преодолевать природную пессимис_
тичность и тревожность эмоционального состояния
подобного типа людей. Из других характеристик та_
ких людей — вдумчивость, способность к глубоким
переживаниям и к сопереживанию, миролюбие и
склонность к избеганию конфликта, страх перед труд_
ностями, нерешительность и пассивность в принятии
решений. Нетрудно заметить, что общий эмоциональ_
ный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гар_
монируют с эмоциональным содержанием архетипа
Матери по Юнгу.
Медлен_
но
Быстро
$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"__
Те, кто ставит на первые позиции зеленый цвет,
отличаются особым упорством и стойкостью при
встрече с жизненными трудностями. Их отличает
повышенная чувствительность к внешним соци_
альным оценкам, устойчивость привязанностей и
интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение
им неприятно, отсюда — стремление к социальному
признанию.
Те, кто выбирает желтый цвет, отличаются повы_
шенной эмоциональностью и акцентированной по_
требностью в насыщенном эмоциональном общении,
без которого они никнут и увядают. Для таких людей
важнее оказывается не результат деятельности, а
общение по поводу деятельности, общение ради об_
щения. Им также свойственны определенный инфан_
тилизм, неустойчивость интересов, экзальтирован_
ность и демонстративность поведения, а настроение
подвержено резким колебаниям от слеза к смеху и
обратно.
Те, кто выбирает красный цвет и его производ_
ные — оранжевый, терракотовый, — выбирают сце_
нический тип реагирования. Их характеризует по_
требность в активности, направленная на достижени_
ем цели, на овладение тем, что доставляет радость и
наслаждение. Выбор этих цветов характеризует лю_
дей с мужественным складом характером, умеющих
принимать решения, независимых и самостоятельных.
Им свойственны высокая поисковая активность, му_
жественность и властность. Раскованность чувств
ведет к спонтанности поведения. При невротическом
развитии при встрече с препятствиями такие люди
проявляют импульсивность, агрессию и снижение са_
моконтроля.
Когда выбор красного цвета сопровождается вы_
бором и синего тоже, Люшер относит таких людей к
идеально гармоничным, т. к. в этом случает актив_
ность и определенная резкость красного цвета сгла_
живается мягкостью и сердечностью синего цвета.
Однако, по данным Л.Н. Собчик, исследовавшей этот
вопрос, людей, выбирающих подобное сочетание цве_
тов характеризует противоборство во внутреннем
плане личности взаимно противоречивых тенденций,
они имеют склонность к психосоматическим заболе_
ваниям, в частности — к ишемической болезни сер_
дца1.
Основной тест Люшера насчитывает восемь цве_
тов. Поэтому сочетание каждого из вышеназванных
активных цветов с пассивным начинает характеризо_
вать личность с несколько другой стороны, обозначая
ее различные грани. Например, сочетание синего цве_
та с черным говорит об эмоциональной неустойчивос_
ти личности, ранимости и раздражительности. Сочета_
ние в выборе фиолетового цвета с желтым говорит об
эмоциональной незрелости и сниженности эмоцио_
нального контроля вплоть до истерических и эпилеп_
тоидных реакций.
Каждая из приведенных базовых эмоций выража_
ет особое отношение человека к тем ценностям, кото_
рыми пронизана его жизнь в обществе. Это можно
хорошо можно проиллюстрировать на примере отно_
шения матери к своему ребенку. Она грустит, когда с
ее ребенком что_то не в порядке, она гневается, когда
ее ребенка обижают, она радуется, когда ребенок здо_
ров и хорошо развивается, она спокойна, когда нахо_
дится с ребенком в безопасных условиях и может спо_
койно набираться сил.
Эстетическое воспитание вводит ребенка в круг
архетипических образов, заставляя его переживать те
или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем
развитии личности ребенка и его эмоциональной сфе_
ры только в том случае, если он сможет не только легко
испытывать те эмоции, которые предопределены его
природным темпераментом, но и будет способен воз_
можно полно переживать все другие эмоциональные
состояния. Музыка, живопись и танец — лучшие сред_
ства для развития этой способности.
Можно продолжить эти принципы моделировании
и в отношении вкусовых и обонятельных ощущений,
хотя они, по общепризнанному мнению, не участвуют
в создании эстетических впечатлений. Вот какие ассо_
циации вызвали у испытуемых различные вкусовые
ощущения в зависимости от внутренне присущего им
характера движения.
1 См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифи_
цированный цветовой тест Люшера. М., 1990. С. 25–30.
$____ __ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________
"__
(__) *_ _________ ______________ ________
"__
Таблица 12