Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-подходе
Известно, что термин «гештальт» означает «образ», и в первую очередь визуальный. Зрительное восприятие – наиболее ранняя форма распознавания действительности, физиологически организованная одним и тем же способом у разных людей. В процессе развития ребенка и его воспитания этот процесс дифференцируется в зависимости от особенностей социальной среды (социально-культурного матрикса). Среда и эпоха могут определять цветовые коды и значение символов, реакцию на формы и образы, характер допустимых движений и эстетическую оценку всего этого. Частично это определяется и человеческой физиологией. Так, холодные цвета, кроме субъективного ощущения холода, вызывают статистически достоверное снижение температуры кожи у людей, находящихся в подобных помещениях, а теплые цвета – соответственно повышение температуры.
Визуальный образ всегда является некоторой фигурой на фоне и предполагает отношения между фигурой и фоном. Так, круг может выглядеть и выпуклым и вогнутым, если фон (или он сам) окрашен по-разному. Или при наличии нескольких фигур на фоне они могут конкурировать между собой за наше восприятие, и тогда наш взгляд мечется между этими фигурами, «фигура» (проблема, ситуация и т. п.) в гештальт-терапии – это спроецированная вовне актуальная потребность, «подпитывающая» появление проблемной ситуации или проблемного поведения, связанных множественными нитями с фоном жизни индивидуума (контекстом). «Фигура на фоне», образ (гештальт) — это в некотором роде сам индивидуум «здесь и сейчас», в тот момент, когда терапевт слушает его рассказ, видит его самого и испытывает от всего этого какие-либо чувства. «Фон» так же важен, как и сама «фигура», ибо только соотношение фигуры и фона позволяет осознавать смысл ситуации или поведения.
При работе с рисунком необходимо учитывать некоторые принципы работы в гештальт-подходе, в отличие от аналитического направления, юнгианского анализа или классической арттерапии.
Не имеет значения, умеет ли клиент рисовать. Для преодоления барьера стыда или страха терапевт объясняет клиенту, что рисунок необходим в их работе для выражения клиентом самого себя и своего состояния. Выбор материала – красок, мелков, карандашей и т. п. – также остается за клиентом. Использование рисунка для работы необходимо в том случае, если клиент демонстрирует прерывание контакта в виде дефлексии или конфлуэнции и это прерывание контакта не позволяет выделить фигуру.
Например, клиентка непрерывно говорит, смеется, рассказывая о множестве ситуаций, интерпретирует и не может сосредоточиться на какой-либо из них (дефлексия). Рисунок же проблемной ситуации вполне конкретен и уже сам по себе побуждает клиентку сконцентрировать свою энергию для контакта, останавливая, как моментальный снимок, «бесконечную смену фигур, чувств, ощущений». Или клиентка находится в конфлуэнции со своим состоянием, утверждая, что дома и на работе все хороши И она не понимает, откуда берется ее депрессия. Нарисовать снов состояние — это уже попытка выделить его (и отделиться самой) и понять что-то про себя и других. Многие психосоматические пациенты не могут выразить свое состояние вербально, но могут нарисовать свои симптомы и ощущения (Д. Хломов, 1998).
Рисование обращено к раннему опыту выражения себя. В детстве языковые формы еще не сформированы, а изображения уже доступны. Поэтому рисование как процесс близко к раннему эмоциональному и чувственному опыту, оно в меньшей степени, чем речь, связано нормами и правилами. Кроме того, его процесс творения, происходящий в настоящем. Рисуя, клиент получает дополнительные возможности для осознавания и развития игровой способности – «возможность проиграть в рисунке новые модели отношений» (Д. Хломов, 1998).
Рисунок принципиально не интерпретируется терапевтом, а рассматривается как повод для контакта с клиентом. Контакт важнее, чем сам рисунок. Вопросы к рисунку имеют большее право на существование, чем мысли терапевта о том, что он может означать. Анализ символов выносится за скобки, смыслы клиента гораздо большее значение имеют, чем мысли гештальт-терапевта (даже очень образованного) по этому поводу.
Терапевт побуждает клиента делиться своими ощущениями и чувствами и в процессе рисования, и в процессе обсуждения рисунка, и сам он с терапевтическими целями делится своими чувствами и особенностями своего восприятия. Терапевт учитывает невербальные проявления клиента во время рисования и в период обсуждения, наблюдая за моторикой, дыхания, паузами, позой, мимикой и модуляциями голоса и предоставляет возможность клиенту осознавать то, что с ним происходит.
Рисунок – это не только проекция внутреннего мира клиента, но и граница контакта «организм – среда» – все важные осознавания и новый опыт появляются именно здесь. Интервенции терапевта, направленные на присвоение отчужденных частей (проекции), в равной степени относятся и к рисунку. Элементы рисунка рассматриваются как части «Я» индивидуума. Клиента можно попросить идентифицировать себя с одной из фигур (несколькими фигурами, фоном, а также попросить рассказать об их взаимодействии. Рисунок делает «прозрачным» внутренний конфликт индивидуума.
Рисунок несет коммуникативное послание клиента миру (терапевту, близким клиента), а также ему самому. Поэтому стоит задавать вопросы о том, что именно говорит данный рисунок терапевту, близким и ему самому (коммуникативный смысл).
Лепка и скульптура
Глина и пластилин (тесто) не имеют определенной формы, обладают гибкостью, мягкостью и пластичностью. Благодаря своей пластичности эти материалы стимулируют тактильные и кинестетические ощущения и таким образом сближают людей с их чувствами, что особенно важно для клиентов, испытывающих трудности при выражении своих чувств. Рисунок в меньшей степени подвластен контролю, чем глина и пластилин, дающие возможность переделать, повлиять и изменить продукт творчества. Здесь сложнее сделать ошибку, и меньше выражен страх перед неудачей в работе. Кроме того, весь процесс работы очень нагляден и помогает терапевту фиксировать изменения состояния клиента через его позу и движения, мимику и дыхание.
Лепка также может стать способом для изучения межличностных отношений и особенностей самовосприятия. Отражая и глине и пластилине свой образ и образы других людей, клиент получает возможность посмотреть на них со стороны, отразить их взаимодействие и отношения друг с другом. Терапевтическая работа с полученными фигурками аналогична работе с рисунком, однако то, что эти фигурки можно перемещать, позволяет использовать в работе элементы игры и игровой идентификации с образами.